Завоевания Тамерлана и еврейские общины
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Тамерлан | ||
Файл:Бюст Тамерлана.jpg
|
||
|
||
---|---|---|
1370 — 1405 | ||
Предшественник: | Хусейн (1364–1370) | |
Преемник: | Шахрух (1405–1447) | |
Рождение: | 9 апреля 1336 года село Ходжа-Ильгар, Кеш (ныне Шахрисабз, Узбекистан) |
|
Смерть: | 18 февраля 1405 года Отрар, близ Чимкента (ныне Шымкент, Казахстан) |
|
Похоронен: | Гур Эмир, Самарканд, Узбекистан | |
Династия: | Тимуриды | |
Отец: | Тарагай | |
Дети: | Джахангир, Мираншах, Омар, Шахрух |
Тамерлан (Тиму́р; 9 апреля 1336, с. Ходжа-Ильгар, совр. Узбекистан — 18 февраля[1] 1405, Отрар, совр. Казахстан; чагатайское تیمور (Temür, Tēmōr) — железо) — среднеазиатский завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Выдающийся полководец, эмир (с 1370 года). Основатель империи и династии тимуридов, со столицей в Самарканде. Предок Бабура — основоположника Империи Великих Моголов в Индии.
Содержание |
Имя и личность
Имя Тамерлана
Полное имя Тимура было Тимур ибн Тарагай Барлас (Tīmūr bin Taraġay Barlas — Тимур сын Тарагая из Барласов) в соответствии с арабской традицией (алам-насаб-нисба) . В чагатайском и монгольском языках (оба алтайские) Temür или Темир значит «железо». Слово تیمور (Temür) вероятно восходит к санскритскому *čimara («железо»).
После того, как Тимур породнился с кланом Чингисхана, он принял имя Тимур Гуркани (Timūr Gurkānī, (تيمو گوركان), Gurkān — иранизированный вариант монгольского күрүгэн или хүргэн, «зять».
В различных персидских источниках часто встречается иранизированное прозвище Тимур-э Лянг (Tīmūr-e Lang, تیمور لنگ) «Тимур Хромой», это имя, вероятно, рассматривалось в то время как презрительно-уничижительное.[2] Оно перешло в западные языки (Tamerlan, Tamerlane, Tamburlaine, Timur Lenk).
Личность Тамерлана
Биография Тимура во многом напоминает биографию Чингисхана: оба завоевателя начали свою деятельность как предводители набранных ими лично отрядов приверженцев, которые и потом оставались главной опорой их могущества. Подобно Чингисхану, Тимур лично входил во все подробности организации военных сил, имел подробные сведения о силах врагов и состоянии их земель, пользовался среди своего войска безусловным авторитетом и мог вполне полагаться на своих сподвижников. Менее удачен был выбор лиц, поставленных во главе гражданского управления (многочисленные случаи наказания за лихоимство высших сановников в Самарканде, Герате, Ширазе, Тавризе).
Различие между Чингисханом и Тимуром определяется большим образованием последнего. Чингисхан был лишён всякого образования. Тимур, кроме своего родного (тюркского) языка, говорил по-персидски и любил беседовать с учёными, в особенности слушать чтение исторических сочинений; своими познаниями в истории он привёл в изумление величайшего из мусульманских историков, Ибн Халдуна; рассказами о доблестях исторических и легендарных героев Тимур пользовался для воодушевления своих воинов.
Постройки Тимура, в создании которых он принимал деятельное участие, обнаруживают в нём редкий художественный вкус.
Тимур заботился преимущественно о процветании своего родного Мавераннахра и о возвышении блеска своей столицы — Самарканда. Тимур пригонял из всех завоёванных земель мастеров, архитекторов, ювелиров, строителей, зодчих для того, чтобы обустроить Самарканд. Всю свою заботу, которую он вкладывал в этот город, ему удалось выразить через его слова о нём: — «Над Самаркандом всегда будет голубое небо и золотые звёзды». Только в последние годы им принимались меры для поднятия благосостояния других областей государства, преимущественно пограничных (в 1398 году был проведён новый оросительный канал в Афганистане, в 1401 году — в Закавказье и т. д.)[3]
Биография
Детство и юность
Тимур родился 9 апреля 1336 года в селении Ходжа-Ильгар близ города Кеш (ныне Шахрисабз, Узбекистан) в Средней Азии.
Как показало вскрытие гробницы М. М. Герасимовым и последующее изучение скелета Тамерлана из его захоронения, рост его составлял 172 см. Тимур был силён, физически развит, его современники писали про него: «Если большинство воинов могли натянуть тетиву лука до уровня ключицы, то Тимур натягивал её до уха». Волосы были светлее большинства своих соплеменников.[3]
Его отца звали Тарагай, он был военным, мелким феодалом. Родом происходит из тюркизированного монгольского племени. Не имел школьного образования и был малограмотен, но знал наизусть Коран. Имел 18 жён, из которых его любимой женой была сестра Эмира Хусейна — Улджай Туркан-ага. В народе его называли «не очень знатный бей».[3]
Во время малолетства Тимура произошёл распад чагатайского государства в Средней Азии (Чагатайский улус). В Мавераннахре с 1346 года власть принадлежала тюркским эмирам, и возводившиеся императором на престол ханы правили только номинально. Могульские эмиры в 1348 году возвели на престол Туглук-Тимура, который стал править в Восточном Туркестане, Кульджинском крае и Семиречье.
Восхождение Тимура
Борьба против Моголистана
Первым главой тюркских эмиров был Казаган (1346—1358). Тимур поступил на службу к владетелю Кеша — Хаджи Барласу (его дяде), главе племени Барлас. В 1360 году Мавераннахр был завоёван Туглук-Тимуром. Хаджи Барлас бежал в Хорасан, а Тимур вступил в переговоры с ханом и был утверждён владетелем Кешской области, но вынужден был удалиться после ухода монголов и возвращения Хаджи Барласа.[3]
В 1361 году хан Туглук-Тимур снова занял страну, а Хаджи Барлас снова бежал в Хорасан, где впоследствии был убит. В 1362 году Туглук-Тимур спешно покинул Мавераннахр вследствие возникшего мятежа группы эмиров в Моголистане, передав власть своему сыну Ильясу-Ходжи. Тимур же был утверждён владетелем Кешской области и одним из помощников могульского царевича. Не успел хан пересечь реку Сырдарья, как Ильясходжа-оглан, вместе с эмиром Бекчиком и другими близкими эмирами, сговорились удалить Тимурбека от государственных дел, а при удобном случае и уничтожить его физически. Интриги все более усиливались и приняли опасный характер. Тимуру пришлось отделиться от могулов и перейти на сторону их врага — Эмира Хусейна (внука Казагана). Некоторое время они с небольшим отрядом вели жизнь искателей приключений и пошли в сторону Хорезма, где в сражении под Хивой потерпели поражение от правителя тех земель Таваккала-Конгурота и с остатками своих воинов и слуг вынуждены были отступить вглубь пустыни. Впоследствии выйдя к аулу Махмуди в области, подвластной Махану, они были взяты в плен людьми Алибека Джаникурбана, в темницах которого провели 62 дня в плену. Согласно сведениям историка Шарафиддина Али Язди, Алибек намеревался продать Тимура и Хусейна иранским купцам, но в те дни через Махан не прошёл ни один караван. Узники были спасены старшим братом Алибека эмиром Мухаммад-беком.
В 1361—1364 годах Тимурбек и эмир Хусейн жили на южном берегу Амударьи в областях Кахмард, Дарагез, Арсиф и Балх и вели против монголов партизанскую войну. Во время стычки в Сеистане, произошедшей осенью 1362 года против врагов правителя Малика Кутбиддина, Тимур лишился двух пальцев на правой руке и был тяжело ранен в правую ногу, отчего стал хромым (прозвание «хромой Тимур» — Аксак-Темир по-тюркски, Тимур-е ланг по-персидски, отсюда Тамерлан).[3]
В 1364 году могулы были вынуждены покинуть страну. Вернувшиеся обратно в Мавераннахр Тимур и Хусейн посадили на престол улуса Кабул-шаха из рода Чагатандов.[4]
На следующий год, на рассвете 22 мая 1365 года под Чиназом произошло кровопролитное сражение между армией Тимура и Хусейна с армией Моголистана под предводительством хана Ильяса-Ходжи, вошедшее в историю как «битва в грязи». У Тимура и Хусейна было немного шансов отстоять родную землю, поскольку у армии Ильяса-Ходжи были превосходящие силы. Во время сражения пошёл проливной ливень, во время которого воинам трудно было даже взглянуть вперёд, а лошади вязли в грязи, поэтому противникам пришлось отступить — воины Тимура и Хусейна отходят на другой берег реки Сырдарьи.
Тем временем армия Ильяса-Ходжи была изгнана из Самарканда народным восстанием сербедаров, которое возглавили его преподаватель медресе Мавланазада, ремесленник Абубакр Ка-лави и меткий стрелок Хурдаки Бухари. В городе установилось народное правление. Узнав об этом, Тимур и Хусейн договорились выступить простив сербедаров — они заманили их добрыми речами на переговоры, где весной 1366 года войска Хусейна и Тимура подавили восстание, казнив сербедарских вождей, но по приказу Тамерлана оставили в живых лидера сербедаров — Муалана-заде, которому были обращены народные пристрастия.[3]
Избрание «великим эмиром»
Хусейн желал властвовать на престоле чагатайского улуса среди тюрко-монгольского народа, подобно своему дяде Казагану, но по сложившейся традиции власть испокон истории принадлежала потомкам Чингизхана. Хусейн не принадлежал к чингизидам, тогда Тимур выступил против изменения обычаев, а титул верховного эмира (эмир ул-умаро), со времен Чингизхана, из поколения в поколение переходил к предводителям племени барласов, являющихся предками Тимурбека. Это подтверждает письменное соглашение между прадедом Чингисхана Туминаханом и Качувли-бахадуром — первым прадедом Тимура. Во время правления Казанхана должность верховного эмира была силой присвоена дедом эмира Хусайна эмиром Казаганом, что послужило поводом для разрыва и без того не очень хороших отношений между беками Тимуром и Хусейном. Каждый из них начинал готовиться к решающему сражению.
Переехав из Сали-сарая в Балх, Хусейн начал укреплять крепость и готовиться к решающему сражению. Хусейн решил действовать обманом и хитростью. Он послал Тимуру приглашение на встречу в ущелье Чакчак для подписания мирного договора, а в качестве доказательства своих дружественных намерений обещал поклясться на Коране. Отправившись на встречу, Тимур на всякий случай взял с собой двести джигитов, Хусейн же привёл тысячу своих воинов и по этой причине встреча не состоялась. Тимур об этом случае вспоминает: «Я послал эмиру Хусейну письмо с тюркским бейтом такого содержания:
Кто обмануть меня намерен, Сам ляжет в землю, я уверен. Коварство проявив свое, Он сам погибнет от него.
Когда мое письмо дошло до эмира Хусейна, он был крайне смущен и просил прощения, но во второй раз я ему не поверил».
Собрав все свои силы, Тимур стал перенаправляться на другой берег реки Амударья. Передовыми частями его войск командовали Суюргатмиш-оглан, Али Муайяд и Хусапн барлас. На подходе к селению Бийя на встречу войску выдвинулся Барак — предводитель Андхудских сайиндов, и вручил ему литавры и знамя верховной власти. На пути к Балху к Тимуру присоединились прибывший из Каркары Джаку барлас со своим войском и эмир Кайхусрав из Хутталана, а на другом берегу реки также присоединились эмир Зинда Чашм из Шибиргана, хазарийцы из Хульма и Бадахшана Мухаммадшах. Узнав про это, многие воины эмира Хусейна покинули его.
Перед сражением Тимур собирает курултай, на котором ханом избирают человека из рода чингизидов Суюргатмыша.
Незадолго до утверждения Тимура «великим эмиром» к нему пришёл некий добрый вестник, некий шейх из Мекки, сказал, что ему было видение, что он, Тимур, будет великим правителем. По этому случаю вручил ему знамя, барабан, символ верховной власти. Но он эту верховную власть лично не берёт, а остаётся рядом с ней.[3]
10 апреля 1370 года Балх был покорён, а Хусейн был взят в плен и убит. На курултае Тимур принял присягу от всех военачальников Мавераннахра. Подобно своим предшественникам, он не принял ханского титула и довольствовался званием «великого эмира» — ханами при нём считались потомок Чингизхана Суюргатмыш (1370—1388 гг), его сын Махмуд (1388—1398) и Сатук-хан (1398—1405 гг). Столицей был выбран Самарканд, был положен конец феодальной раздробленности.
Укрепление государства Тимура
Сражение с Моголистаном и с Золотой Ордой
Несмотря на заложенный фундамент государственности, Хорезм и Шибирган, которые относились к Чагатайскому улусу, не признавали новой власти в лице Суюргатмиш-хана и Эмира Тимура. Неспокойно было на южных и северных рубежах границы, где беспокойство доставляли Моголистан и Белая Орда, часто нарушая границы и разграбливая селения. После захвата Урусханом Сыгняка и переноса в него столицы Белой Орды, Ясcы (Туркестан), Сайрам и Мавераннахр оказались в ещё большей опасности. Необходимо было предпринимать меры по укреплению государственности.
В этот же год признали власть Амира Тимура города Балх и Ташкент, однако Хорезмские правители продолжали сопротивляться Чагатайскому улусу, опираясь на поддержку правителей Дашти кипчака. Эмир Тимур требовал вернуть захваченные земли Хорезма сначала мирным путём, посылая в Гурганж сначала тавачи (квартирмейстер), потом шайхулислама (глава мусульманской общины), но Хусайн-суфи оба раза отказался выполнять это требование, взяв в плен посла. С тех пор Эмир Тимур совершил пять походов на Хорезм. Окончательно он был взят в 1388 году.
Следующими целями Амира Тимура были обуздание улуса Джучи (известного в истории как Белая Орда) и установление политического влияния в его восточной части и объединение Моголистана и Мавераннахра, разделённого ранее, в единое государство, называвшееся в своё время Чагатайским улусом. Властитель Могулистана Эмир Камариддин имел те же самые цели, что и Тимур. Моголистанские феодалы часто совершали грабительские набеги на Сайрам, Ташкент, Фергану и Туркестан. Особенно большие беды принесли народу набеги Эмира Камариддина в 70-71-х годах и набеги зимой 1376 года на города Ташкент и Андижан. В том же году Эмиром Камариддином было захвачено пол-Ферганы, откуда в горы бежал её наместник Умар Шах-мирза. Поэтому решение проблемы Моголистана было важным для спокойствия на рубежах страны. С 1371 по 1390 годы Эмир Тимур совершил семь походов на Моголистан, окончательно разбив армию Камариддина и Анка-тюра в 1390 году в ходе последнего похода. Однако Тимур дошёл лишь до Иртыша на севере, Алакула на востоке, Эмила и ставки монгольских ханов Балиг-Юлдуза, но завоевать земли восточнее гор Тангри-тага и Кашгара он не смог. Камариддин бежал и, впоследствии, умер от водянки. Независимость Моголистана была сохранена.
Осознавая всю опасность для независимости Мавераннахра от объединения улуса Джучи, с первых же дней своего правления, Тимур всячески пытался помешать объединению его в единое государство, некогда раздробленное на два — Белую и Золотую орды. Золотая Орда имела столицу в городе Сарай-Бату (Сарай-Берке) и простиралась по Северному Кавказу, северо-западной части Хорезма, Крыму, Западной Сибири и Волжско-камскому княжеству Булгар. Белая Орда имела столицу в городе Сыгнак и простиралась от Янгикента до Сабрана, по нижнему течению Сырдарьи, а также на берегах Сырдарьи степи от Улу-тау до Сенгир-ягача и земли от Каратала до Сибири. Хан Белой орды Урус-хан пытался объединить некогда могущественное государство, планам которого помешала усилившаяся борьба между джучидами и феодалами Дашти кипчака. Тимур всячески поддерживал Тохтамыш-оглана, отец которого погиб от рук Урусхана, в итоге занявшего престол Белой Орды. Однако, после восхождения к власти, хан Тохтамыш захватил власть в Золотой Орде и стал проводить враждебную политику по отношению к землям Мавераннахра. Амир Тимур совершил три похода против хана Тохтамыша, окончательно разбив его 28 февраля 1395 года.
После разгрома Золотой Орды и хана Тохтамыша, последний бежал в Булгар. В ответ на разграбление земель Мавераннахра, Эмир Тимур сжёг столицу Золотой Орды — Сарай-Бату, и отдал бразды правления ею в руки Койричак-оглана, который являлся сыном Урусхана. В поисках Тохтамыша Тимур начал поход на Русь.
В 1395 году Тамерлан, шедший походом на Русь, прошёл Рязанскую область и взял город Елец, в том же году Елец был разорён войсками Тамерлана, а князь был пленён, после Тамерлан двинулся в сторону Москвы, но неожиданно развернулся и ушёл 26 августа обратно. Согласно церковному преданию, именно в то время москвичи встречали чтимую Владимирскую икону Божией Матери, перенесенную в Москву для защиты её от завоевателя. В день встречи образа Тамерлану во сне, согласно летописи, явилась Богородица и велела ему немедленно уйти из пределов Руси. На месте встречи Владимирской иконы Божией Матери был основан Сретенский монастырь.[3][5] До Москвы Тамерлан не дошёл, его армия прошла по Дону и взяла полон.
Имеется и другая точка зрения. Согласно «Зафар-намэ» («Книге побед») Шереф-ад-дина Йезди, Тимур оказался на Дону после его победы над Тохтамышем у реки Терек и до тотального разгрома городов Золотой Орды в том же 1395 году. Тамерлан лично преследовал отступающих после поражения полководцев Тохтамыша до их полного разгрома. На Днепре противник был окончательно повержен. Вероятнее всего, согласно данному источнику, Тимур не ставил целью поход именно на русские земли. К границам Руси подошли некоторые его отряды, а не он сам. Здесь, на удобных летних ордынских пастбищах простиравшихся в пойме Верхнего Дона до современной Тулы, небольшая часть его армии остановилась на две недели. Хотя местное население и не оказало серьёзного сопротивления, край продвергся жестокому разорению. Как свидетельствуют русские летописные рассказы о нашествии Тимура, его армия стояла по обе стороны Дона две недели, землю Елецкую «попленила» (оккупировала) и князя елецкого «изыма» (захватила). Некоторые монетные клады в окрестностях Воронежа датируются именно 1395 годом. Однако, в окрестностях Ельца, подвергшегося, согласно вышеупомянутым русским письменным источникам, погрому, кладов с такой датировкой на настоящий момент не обнаружено. Шереф-ад-дин Йезди описывает большую добычу взятую в русских землях и не описывает ни одного боевого эпизода с местным населением, хотя основное назначение «Книги побед» было описать подвиги самого Тимура и доблесть его воинов. Согласно же легенд елецких краеведов XIX - XX веков, ельчане оказали упорное сопротивление неприятелю. Тем не менее, в «Книге побед» об этом нет никаких упоминаний, не названы имена бойцов и командиров взявших Елец, первыми взошедших на вал, лично пленивших елецкого князя. Между тем, большое впечатление на воинов Тимура произвели русские женщины, о которых Шереф-ад-дин Йезди пишет в поэтической строке: «О, прекрасные пери подобные розам набитым в белоснежный русский холст!» Затем в «Зафар-намэ» следует подробнейший перечень русских городов покорённых Тимуром, где есть и Москва. Возможно, это лишь список русских земель не желавших вооружённого конфликта и приславших своих послов с дарами. После разгрома Бека Ярыка Оглана, сам Тамерлан принялся методично разорять земли своего главного врага Тохтамыша. Ордынские города Поволжья так и не оправились от Тамерланова разорения вплоть до окончательного распада этого государства. Разгромлены были и многие колонии итальянских купцов в Крыму и в нижнем течении Дона. Город Тана (современный Азов) поднимался из руин несколько десятилетий. Елец, по данным русских летописей, просуществовал еще около двадцати лет и был полностью разорён некими "татарами" лишь в 1414 или 1415 году.
Нанёс поражение хану Тохтамышу, возглавлявшему в то время государство «Золотая Орда». Опасаясь перехода Закавказья и Западного Ирана под власть противника, Тохтамыш предпринял в 1385 году вторжение в этот регион. Захватив Тебриз и разграбивив его, хан отступил с богатой добычей; среди 90 000 пленников был и таджикский поэт Камаль Ходженди.[6] В 1390-е Тамерлан нанёс ордынскому хану два жестоких поражения — на Кондурче в 1391 году и Тереке в 1395-ом, после которых Тохтамыш был лишён престола и вынужден вести постоянную борьбу с ханами, поставленными Тамерланом. Этим разгромом армии хана Тохтамыша Тамерлан принёс косвенную пользу в борьбе русских земель против татаро-монгольского ига.[7]
Походы на Кавказ, в Индию, Сирию, Персию и Китай
В 1380 году Тимур отправляется в поход против Малика Гиясиддина Пир Али II, который правил в городе Герат. Вначале он направил к нему посла с приглашением на курултай, дабы решить проблему мирным путём, но Малик отверг предложение, задержав посла. В ответ на это в апреле месяце 1380 года Тимур, под предводительством эмирзаде Пирмухаммада Джа хангир, направил десять полков на левый берег реки Амударьи. Он захватил области Балх, Шибирган и Бадхиз. В феврале 1381 года выступил с войсками сам Эмир Тимур и взял города Хорасан, Серакс, Джами, Каусия, Туе и Келат, а Герат был взят после пятидневной осады. также помимо Келата был взят Себзевар, в результате чего прекратило существование государство сербедаров; в 1382 года правителем Хорасана был назначен сын Тимура, Мираншах; в 1383 году Тимур опустошил Сеистан и жестоко подавил восстание сербедаров в Себзеваре.
В 1383 году он взял Сеистан, в котором были повержены крепости Зирех, Заве, Фарах и Буст. В 1384 году захватил города Астрабад, Амуль, Сари, Султания и Тебриз, фактически захватив всю Персию. После чего он отправился в поход в Армению, после чего он ещё несколько раз совершал завоевательные походы в Персию и Сирию. Эти походы известны в мировой истории как трёхлетний, пятилетний и семилетний походы, в ходе которых он вёл войны в Сирии, Индии, Армении, Грузии, Турции и Персии.
В 1402 году Тимур одержал важнейшую победу над Османским султаном Баязи́дом I Молниено́сным, нанеся ему поражение в Битве при Анкаре 28 июля. Сам султан был взят в плен. В результате сражения захвачена вся Малая Азия, а поражение Баязида привело к распаду Османской империи, сопровождавшейся крестьяской войной и междоусобицами его сыновей. Официальным поводом к войне послужило якобы подношение турецкими послами даров Тимуру. Возмущенный тем, что в роли благодетеля выступает Баязид, Тимур объявил военные действия[3][8]
Три больших похода Тимура
В западную часть Персии и прилегающие к ней области Тимур совершил три больших похода — так называемые «трёхлетний» (с 1386 года), «пятилетний» (с 1392 года) и «семилетний» (с 1399 года).
Трёхлетний поход
В первый раз Тимур был вынужден вернуться обратно вследствие нашествия на Мавераннахр золотоордынского хана Тохтамыша в союзе с семиреченскими монголами (1387).
Тимур в 1388 году прогнал врагов и наказал хорезмийцев за союз с Тохтамышем, в 1389 году совершил опустошительный поход вглубь монгольских владений до Иртыша на север и до Большого Жылдыза на восток, в 1391 году — поход на золотоордынские владения до Волги. Эти походы достигли своей цели.
В 1398 был предпринят поход на Индию, по дороге были побеждены горцы Кафиристана. В декабре Тимур под стенами Дели разбил войско индийского султана (династия Тоглукидов) и без сопротивления занял город, который через несколько дней был разграблен войском. В 1399 Тимур дошёл до берегов Ганга, на обратном пути взял ещё несколько городов и крепостей и вернулся в Самарканд с огромной добычей, но не расширив своих владений.
Пятилетний поход
Во время «пятилетнего» похода Тимур в 1392 завоевал прикаспийские области, в 1393 — западную Персию и Багдад; сын Тимура, Омар-шейх, был назначен правителем Фарса, Миран-шах — правителем Закавказья. Нашествие Тохтамыша на Закавказье вызвало поход Тимура на Южную Россию (1395 год); Тимур разбил Тохтамыша на Тереке, преследовал его до пределов Московского царства. Там он вторгся в Рязанские земли, разорил Елец, составив угрозу Москве. Начав наступление на Москву, он неожиданно повернул назад и вышел из пределов Московии в тот самый день, когда москвичи встречали образ Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, принесенный из Владимира (с этого дня икона почитается как покровительница Москвы). Затем Тимур разграбил торговые города Азов и Кафу, сжег Сарай-Бату и Астрахань, но прочное завоевание Золотой Орды не было целью Тамерлана, и поэтому Кавказский хребет остался северной границей владений Тимура. В 1396 году он вернулся в Самарканд и в 1397 году назначил своего младшего сына Шахруха правителем Хорасана, Сеистана и Мазандерана.
Семилетний поход
«Семилетний» поход первоначально был вызван сумасшествием Мираншаха и беспорядками во вверенной ему области. Тимур низложил своего сына и разбил вторгшихся в его владения врагов. В 1400 году началась война с османским султаном Баязетом, захватившим город Арзинджан, где правил вассал Тимура, и с египетским султаном Фараджем, предшественник которого, Баркук, ещё в 1393 г. велел убить посла Тимура. В 1400 году Тимур взял Сивас в Малой Азии и Халеб (Алеппо) в Сирии (принадлежавшей египетскому султану), в 1401 г. — Дамаск. Баязет был разбит и взят в плен в знаменитой битве при Анкаре (1402 год). Тимур разграбил все города Малой Азии, даже Смирну (принадлежавшую иоаннитским рыцарям). Западная часть Малой Азии в 1403 была возвращена сыновьям Баязета, в восточной были восстановлены низложенные Баязетом мелкие династии. В Багдаде (где Тимур восстановил свою власть (1401 год), причём погибло до 90 000 жителей) был назначен правителем сын Мираншаха, Абу-Бекр. В 1404 году Тимур вернулся в Самарканд и тогда же предпринял поход на Китай, к которому начал готовиться ещё в 1398 году. В тот год им была построена крепость на границе нынешней Сыр-Дарьинской области и Семиречья; теперь было построено ещё одно укрепление, в 10 днях пути дальше к востоку, вероятно около Иссык-Куля.
Смерть
Умер во время похода на Китай.[3] После завершения семилетней войны, в ходе которой был разгромлен Баязид I, Тимур начал подготовку к Китайской кампании, которую он давно планировал из-за притязаний Китая на земли Мавераннахра и Туркестана. Он собрал большую двухсоттысячную армию, вместе с которой выдвинулся в поход 27 ноября 1404 года. В январе 1405 года он прибыл в город Отрар (развалины его — недалеко от впадения Арыси в Сыр-Дарью), где заболел и умер (по словам историков — 18 февраля, по надгробному памятнику Тимура — 15-го). Тело забальзамировали, положили в гроб из черного дерева, обитый серебряной парчой, и отвезли в Самарканд. Тамерлан был похоронен в мавзолее Гур Эмир, в ту пору ещё незавершённом.
Легенда о могиле Тамерлана
Согласно легенде, источник и время возникновения которой не представляется возможным установить, существовало предсказание[9] о том, что если прах Тамерлана будет потревожен, начнётся великая и страшная война.
В усыпальнице Тимура Гур Эмир в Самарканде на большой тёмно-зелёной нефритовой могильной плите арабской вязью на арабском и персидском языках начертано:
«Эта гробница великого Султана, милостивого хакана Эмира Тимура Гургана; сына Эмир Тарагая, сына Эмир Бергуля, сына Эмир Айлангира, сына Эмир Анджиля, сына Кара Чарнуяна, сына Эмир Сигунчинчина, сына Эмир Ирданчи-Барласа, сына Эмир Качулая, сына Тумнай Хана. Это 9 поколение.
Чингиз-Хан происходит из того же рода, от которого происходят деды достохвального султана, погребённого в этой священной и прекрасной гробнице: Хакан-Чингиз-сын. Эмир Майсукай-Бахадур, сына Эмир Барнан-Бахадура, сына Кабул-Хана, сына упомянутого Тумнай-Хана, сына Эмир Байсунгары, сына Кайду-Хана, сына Эмир Тутумтина, сына Эмир-Бука, сына Эмир-Бузанджара.
Кто желает узнать дальше, да будет тому известно: мать последнего звали Аланкува, которая отличалась честностью и своей безукоризненной нравственностью. Она однажды забеременла от волка[10], который явился к ней в отверстие комнаты и, приняв образ человека, объявил, что он потомок повелителя правоверных Алия, сына Абу-Талиба. Это показание, данное ею, принято за истину. Достохвальные потомки её будут владеть миром вовеки.
Умер ночью 14 Шагбана 807 года (1405 год).»
Внизу камня надпись: «Камень этот поставлен Улугбеком Гурганом после похода в Джитта».[11]
Несколько менее достоверных источников сообщает также, что на надгробии имеется надпись следующего содержания: «Когда я восстану (из мёртвых), мир содрoгнётся».[12] Некоторые, документально неподтверждённые, источники утверждают, что при вскрытии могилы в 1941 году внутри гроба была обнаружена надпись: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».[9]
Другая легенда гласит: В 1747 году иранский Надир-шах забрал этот нагробный камень из нефрита, и в тот день Иран был разрушен землетрясением, а сам шах тяжело заболел. Землетрясение повторилось, когда шах вернулся в Иран, и камень вернули обратно.
Из воспоминаний Малика Каюмова[13], бывшего кинооператором при вскрытии могилы:
Вошёл в ближайшую чайхану, смотрю — там три древних старика сидят. Я ещё отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я присел неподалёку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: «Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумали?». А я возьми да и скажи: «Да я в этой экспедиции самый главный, без меня все эти учёные — никуда!». Шуткой решил свой страх отогнать. Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку ещё больше нахмурились. А тот, что заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, смотрю, в руках у него книга — старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старик по строчкам пальцем водит: «Вот смотри, сынок, что в этой книге написано. „Кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные“»…
Он решил рассказать остальным, и его подняли на смех. Это было 20 июня. Учёные не послушались и 22 июня вскрыли могилу, и в этот же день началась Великая Отечественная война. Никто не смог найти тех старцев: хозяин чайханы сказал, что в тот день, 20 июня, он видел стариков в первый и последний раз. Вскрытие гробницы Тамерлана было произведено[14] 22 июня 1941 года советским учёным-антропологом М. М. Герасимовым. В результате исследования черепа полководца была воссоздана внешность Тамерлана.
Однако план войны с СССР был разработан в ставке Гитлера ещё в 1940 году, дата вторжения была ограниченно известна весной 1941 года и окончательно определена 10 июня 1941 года.[15], то есть задолго до вскрытия могилы. Сигнал войскам о том, что наступление должно начаться по плану, передан 20 июня[16].
По словам Каюмова, он, будучи на фронте, добился встречи с маршалом Жуковым в октябре 1942 года, объяснил ситуацию и предложил вернуть прах Тамерлана обратно в могилу. Это было осуществлено 19—20 ноября 1942 года; в эти дни произошёл перелом в Сталинградской битве.
Критика Каюмовым Айни вызвала ответную критику со стороны таджикского общества[17]. Другая версия событий, принадлежащая Камалу Садреддиновичу Айни (сыну писателя, участвовавшего в раскопках) была опубликована в 2004 году[18]. Согласно ней, книгу датировали концом XIX века, а Саюмов не знал фарси, поэтому не понял содержания разговора и посчитал, что Айни накричал на старцев. Слова, написанные по-арабски на полях — «это традиционные изречения, которые аналогично имеются и в отношении захоронений Исмаила Сомони, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина и др., чтобы уберечь захоронения от искателей легкой наживы, ищущих ценности в могилах исторических личностей», о чём и заявил старикам.
Когда все вышли из склепа, я увидел трех старцев, разговаривавших по-таджикски с отцом, с А. А. Семеновым и Т. Н. Кары-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую – то старинную книгу. Он раскрыл ее и сказал по-таджикски: "Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, что кто тронет могилу Тимурлана, всех настигнет несчастье, война". Все присутствующие воскликнули: "О, Аллах, сохрани нас от бед!". С. Айни взял эту книгу, надел очки, внимательно просмотрел ее и обратился к старцу по-таджикски: "Уважаемый, вы верите в эту книгу?"
Ответ: "Как же, она ведь начинается именем Аллаха!".
Книгу взял в руки Т. Н. Кары-Ниязов, внимательно просмотрел её и в знак согласия кивнул головой С. Айни. Затем взял книгу в руки Малик Каюмов, которого все там называли "суратгир" (фотограф). И я увидел, что он перелистывает страницы не от начала книги, как положено справа налево, а, наоборот, по—европейски слева направо.
С. Айни: "А что за книга эта, вы знаете?".
Ответ: "Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий".
С. Айни: "Эта книга, написанная на фарси, всего – на всего „Джангнома“[19] - книга о битвах и поединках, сборник фантастических рассказов о неких героях. И эта книга составлена всего лишь в недавнее время, в конце XIX в. А те слова, что вы говорите о могиле Тимурлана, написаны на полях книги другой рукой. Кстати, вы наверняка знаете, что по мусульманским традициям вообще считается грехом вскрывать могилы и священные места – мазары. А те слова о могиле Тимурлана - это традиционные изречения, которые аналогично имеются и в отношении захоронений Исмаила Сомони, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина Балогардон и др., чтобы уберечь захоронения от искателей легкой наживы, ищущих ценности в могилах исторических личностей. Но ради научных целей в разных странах, как и у нас, вскрывали древние могильники и могилы исторических личностей. Вот ваша книга, изучайте ее и думайте головой".— Из дневника К. С. Айни[20]
Взгляд на Тамерлана в свете истории и культуры
Свод законов
Во времена правления Эмира Тимура существовал свод законов «уложения Тимура», в котором были изложены правила поведения членов общества и обязанности правителей и должностных лиц, а также содержат правила управления армией и государством.
При назначении на должность «великий эмир» требовал от всех преданности и верности. Он назначил на высокие должности 315 человек, которые были рядом с ним с самого начала карьеры и сражались с ним бок о бок. Первая сотня была назначена десятниками, вторая сотня — сотниками, и третья — тысячниками. Из оставшихся пятнадцати человек четыре были назначены беками, один — верховным эмиром, а другие на остальные высокие посты.
Судебная система делилась на три ступени: 1. Судья шариата — который руководствовался в своей деятельности установленными нормами шариата; 2. Судья ахдос — который руководствовался в своей деятельности устоявшимися в обществе нравами и обычаями. 3. Казн аскар — который вёл разбирательство по военным делам.
Закон признавался равным для всех, как для эмиров, так и подданных.
Визири под руководством Диван-Беги были ответственны за общее положение подданных и войска, за финансовое состояние страны и деятельность государственных учреждений. Если поступала информация, что визирь финансов присвоил себе часть казны, то это проверялось и, при подтверждении, принималось одно из решений: если присвоенная сумма была равной его жалованию (улуфу), то эта сумма отдавалась ему в дар. Если присвоенная сумма в два раза больше жалования, то лишнее необходимо удержать. Если же присвоенная сумма была в три раза выше установленного жалования, то всё отбиралось в пользу казны.
Эмиры так же, как и визири, должны быть из знатного рода, обладать такими качествами, как проницательность, храбрость, предприимчивость, осторожность и бережливость, вести дела, всесторонне продумав последствия каждого своего шага. Они должны «знать тайны ведения сражения, способы рассеивания вражеского войска, не терять присутствия духа в разгар схватки и без дрожи и колебания уметь вести войска, а при расстройстве боевого порядка, быть в состоянии без промедления его восстановить».
Была закреплена защита воинов и простого народа. Уложение обязывало сельских и квартальных старейшин, сборщиков налогов и хокимом (местных правителей) уплачивать штраф простолюдину в меру причинённого ему ущерба. Если же вред причинял воин, то его следовало передать в руки пострадавшего, и тот сам определял для него меру наказания.
По мере возможностей, в уложении закреплялась защита народа на завоёванных землях от унижения и разграбления.
Отдельная статья посвящена в уложении вниманию к нищим, которых следовало собирать в определённое место, давать им пищу и работу, а также клеймить их. Если после этого они продолжали побираться, то их следовало изгонять из страны.
Эмир Тимур уделял внимание чистоте и нравственности своего народа, он ввёл понятие нерушимости закона и велел не спешить с наказанием преступников, а тщательно проверять все обстоятельства дела и только после этого выносить вердикт. Правоверным мусульманам разъясняли основы религии для установления шариата и ислама, обучали тафсиру (толкование Корана), хадису (сборник преданий о пророке Мухаммеде) и фикху (мусульманское законоведение). Также в каждый город назначались улемы (учёные) и мударрисы (преподаватели медресе).
Армия Тамерлана
Опираясь на богатый опыт своих предшественников, Тамерлан сумел создать мощную и боеспособную армию, позволившую ему одерживать блестящие победы на полях сражений над своими противниками. Эта армия была многонациональным и многоконфессиональным объединением, ядром которого являлись тюрко-монгольские воины-кочевники. Армия Тамерлана делилась на конницу и пехоту, роль которой сильно возросла на рубеже XIV—XV веков. Тем не менее, основную часть армии составляли конные отряды кочевников, костяк которых состоял из элитных подразделений тяжеловооружённых кавалеристов, а также отрядов телохранителей Тамерлана. Пехота зачастую играла вспомогательную роль, однако была необходима при осадах крепостей. Пехота была большей частью легковооружённой и в основном состояла из лучников, однако в армии состояли также тяжеловооружённые ударные отряды пехотинцев.
Помимо основных родов войск (тяжёлой и лёгкой конницы, а также пехоты) в армии Тамерлана находились отряды понтонёров, рабочих, инженеров и прочих специалистов, а также особые пехотные части, специализировавшиеся на боевых операциях в горных условиях (их набирали из жителей горных селений). Организация армии Тамерлана в общем и целом соответствовала десятичной организации Чингисхана, однако появился ряд изменений (так, появились подразделения численностью от 50 до 300 человек, называвшиеся «кошунами», численность более крупных подразделений-«кулов» также была непостоянной).
Основным оружием лёгкой конницы, как и пехоты, был лук. Лёгкие кавалеристы пользовались также саблями или мечами и топорами. Тяжеловооружённые всадники были облачены в панцири (наиболее популярным доспехом была кольчуга, зачастую укреплённая металлическими пластинами), защищены шлемами и сражались саблями или мечами (помимо луков и стрел, которые были распространены повсеместно). Простые пехотинцы были вооружены луками, воины тяжёлой пехоты сражались саблями, топорами и булавами и были защищены панцирями, шлемами и щитами.
Знамёна
Во время своих походов Тимур использовал знамёна с изображением трёх колец. По мнению некоторых историков, три кольца символизировали землю, воду и небо. Во время индийского похода использовалось чёрное знамя с серебряным драконом. Перед походом на Китай Тамерлан приказал изобразить на знаменах золотого дракона.
Есть легенда, что перед битвой при Анкаре Тимур и Баязид Молниеносный встретились на поле боя. Баязид, смотря на знамя Тимура, произнес: «Какая наглость думать, что тебе принадлежит весь мир!». В ответ Тимур, показывая на знамя турка, произнес: «Ещё большая наглость думать, что тебе принадлежит луна».
Культура и наука при Тамерлане
Градостроительство и архитектура
В годы своих завоеваний Тимур свозил в страну не только материальную добычу, но и привозил с собой видных учёных, ремесленников, художников, архитекторов. Он считал, что чем больше будет в городах культурных людей, тем быстрее будет идти его развитие и тем благоустроеннее будут города Мавераннахра и Туркестана. В ходе своих завоеваний он положил конец феодальной раздробленности в Персии, ближнему и дальнему востоку и старался оставить память о себе в каждом городе, в котором он побывал, строя в нём несколько красивых зданий. Так, например, он восстановил города Багдад, Дербенд, Байлакан, разрушенные на дорогах крепости, стоянки, мосты, оросительные системы.
В 1371 году он начал восстановление разрушенной крепости Самарканда, его стены Шахрисан с шестью воротами Шахзаде, Аханин, Феруза, Сузангаран, Каризгах и Чорсу, а в арке были построены два четырёхэтажных здания Кок-сарай, в котором расположились государственная казна, мастерские и тюрьма, а также Бустон-сарай, в котором расположилась резиденция падишаха. Тимур сделал Самарканд одним из центров торговли в центральной Азии. Как пишет путешественник Клавихо: «В Самарканде ежегодно продаются товары, привезенные из Китая, Индии, Татарстана (Дашт-и кипчака — Б. А.) и других мест, а также из самого богатого царства Самарканда. Так как в городе не было специальных рядов, где бы удобно было торговать, Тимурбек приказал проложить через город улицу, по обеим сторонам которой были бы лавки и палатки для продажи товаров».
Тимур очень большое внимание уделял развитию исламской культуры и благоустройству священных для мусульманина мест. В мавзолеях Шахи Зинда он возвёл гробницы над могилами своих родственников, по указанию одной из жён (которых было 18) там были возведены мечеть, обитель дервишей, усыпальница и Чартаг. Также возвёл Рухабад (усыпальница Бурханиддина Согарджи), Кутби чахардахум (гробница Шайх ходжа Нуриддина Басира) и Гур-Эмир (фамильная усыпальница рода тимуридов). Также в Cамарканде он возвёл много бань, мечетей, медресе, обителей дервишей, караван-сараев.
В течение 1378—1404 годов в Самарканде и близлежащих землях были взращены сады Баг-и бихншт, Баг-и дилкуша, Баг-и шамал, Баг-и булди, Баг-и нав, Баг-и джаханнума, Баг-и тахти карача и Баг-и давлатабад. Каждый из этих садов имел у себя дворец и фонтаны. В своих трудах о Самарканде упоминает историк Хафизи Абру, в которых он пишет, что «возведенный раньше из глины Самарканд перестроил, возведя здания из камня». В 1399—1404 годах было построено медресе Биби Ханум.
Был обустроен Шахрисабз, в котором были возведены разрушенные городские стены, оборонительные сооружения, гробницы святых, величественные дворцы, мечети, медресе, усыпальницы. Тимур также уделял время и постройке базаров и бань. С 1380 по 1404 годы был построен дворец Аксарай. В 1380 году была возведена фамильная усыпальница Дар ус-саадат.
Также были обустроены города Яссы и Бухара. В 1388 году восстановлен город Шахрухия, который был разрушен во времена нашествия Чингизхана. В 1398 году над могилой великого отца всех тюрков и поэта ходжа Ахмада Яссави был построен мавзолей.
Развитие науки и живописи
В Мавераннахре широкое распространение получило прикладное искусство, в котором художники могли проявить всё своё мастерство владения своими навыками. Своё распространение оно получило в Бухаре, Ясси и Самарканде. Сохранились рисунки в усыпальницах гробницы Шнринбека-ага и Туман-ага, сделанные в 1385-м и 1405-м годах соответственно. Особое развитие получило искусство миниатюры, которые украшали такие книги писателей и поэтов Мавераннахра как «Шахнаме» Абулкасима Фирдоуси и «Антологию иранских поэтов». Большого успеха в искусстве в то время добились художники Абдулхай, Пир Ахмад Багишамали и Ходжа Бангир Табризи.
В гробницах Ходжа Ахмеда Ясави, находящейся в Туркестане и в Шахи-Зинда были найдены большой чугунный котел и подсвечник с написанным на нём именем Эмира Тимура. Похожий подсвечник также был найден и в усыпальнице Гур-Эмира в Самарканде. Всё это свидетельствует о том, что больших успехов достигли и среднеазиатские мастера своего дела, в особенности мастера по дереву с камнем и ювелиры с ткачами.
В области науки и просвещения получили распространение юриспруденция, медицина, богословие, математика, астрономия, история, философия, музыковедение, литература и наука о стихосложении. Видными богословом в то время был Джалалиддин Ахмед аль Хорезми. Больших успехов в астрологии достиг Маулана Ахмад, а в правоведении Абдумалик, Исамиддин и Шейх Шамсиддин Мухаммад Джазаири. В музыковедении Абдулгадир Мараги, отец и сын Сафиаддин и Ардашер Чанги. В живописи Абдулхай Багдади и Пир Ахмад Багишамоли. В философии Садиддин Тафтаззани и Мирсаид Шариф Джурджани. В истории Низамиддин Шами и Хафизи Абру.
Интересные факты
В башкирской мифологии есть древнее предание о Тамерлане. Согласно ему, именно по приказу Тамерлана в 1395-96 годах был построен мавзолей Хусейн-бека - первого распространителя ислама у башкирских племён, так как полководец, случайно найдя могилу, решил оказать великие почести ему как человеку, распространявшему мусульманскую культуру. Предание подтверждают шесть могил князей-военачальников у мавзолея, по неизвестным причинам погибших вместе с частью войска во время зимней стоянки. Однако кто конкретно приказал построить, Тамерлан или один из его генералов, доподлинно неизвестно. Сейчас мавзолей Хусейн-бека находится на территории посёлка Чишмы Чишминского района републики Башкортостан.
Тамерлан в искусстве
В литературе
- Первые официальные истории Тамерлана были созданы ещё при его жизни:
- первая написана Али-бен Джемал-ал-исламом (единственный экземпляр хранится в Ташкентской публичной библиотеке);
- автор второй — Низам-ад-дином Шами «Зафар-намэ» (книга побед) (единственный экземпляр хранится в Британском музее);
- в дальнейшем эти сочинения были вытеснены известным трудом Шереф-ад-дина Иезди (при Шахрухе), переведённым на французский язык («Histoire de Timur-Bec», П., 1722);
- летопись Хафизи-Абру (также современника Тимура), дошла до нас только отчасти, в пересказе автора второй половины XV в. Абд-ар-Реззак Самарканди (сочинение не издано).
- Полная историю Тимура — автор сирийский араб Ибн-Арабшах («Ahmedis Arabsiadae vitae et rerum gestarum Timuri, qui vulgo Tamerlanes dicitur, historia», 1767—1772).
- Автобиографические записки Тимура, открытые в XVI в. Подлинность более чем сомнительна.[3]
- «<<HISTORIA DEL GRAN TAMORLAN>> (в рус. пер.: Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403—1406 годы)» испанского путешественника Клавихо.
- Lucien Kehren, Tamerlan - l'empire du Seigneur de Fer, 1978
- Lucien Kehren "La route de Samarkand au temps de Tamerlan, Relation du voyage de l'ambassade de Castille à la cour de Timour Beg par Ruy Gonzalez De Clavijo (1403-1406)" (traduite et commentee par Lucien Kehren), Publ: Paris, Imprimerie nationale. Les editions: 1990, 2002 et 2006. ISBN 2-11-081049-1.
- поэма «Тамерлан» Эдгара Аллана По (Автор «хотел показать в этой поэме, как опасно рисковать лучшими чувствами сердца, принося их на алтарь честолюбия...» (из предисловия к поэме)).
- Сергей Бородин — роман-эпопея «Звёзды над Самаркандом». Включает в себя 4 книги:
- «Хромой Тимур», написанная с 1953 по 1954 годы;
- «Костры похода» завершена к 1958 году;
- «Молниеносный Баязет» завершена к 1971 году
- «Белый конь» — не окончена. Автор умер, успев написать всего четыре главы.
- Тема проклятия Тамерлана обыгрывается в романе «Дневной Дозор» Сергея Лукьяненко и Владимира Васильева.
В музыке
- Опера Георга Фридриха Генделя «Тамерлан» (премьера состоялась в Лондоне, в 1724 году). Либретто оперы представляет собой вольную трактовку событий, произошедших после пленения Баязида в битве при Ангоре. В настоящее время является одной из наиболее часто исполняемых опер композитора.
- Песня «Двери Тамерлана» группы «Мельница». Автор текста и музыки — Хелависа. Вошла в альбомы «Master of the mill» (2004) и «Зов крови» (2006).
- Песня «Мел Судьбы». Автор и исполнитель — Серёга. Использована в качестве сингла в фильме «Дневной дозор».
В кино
Тема проклятия Тамерлана обыгрывается в фильме «Дневной дозор», снятому по роману Сергея Лукьяненко и Владимира Васильева.
В живописи
- Василий Верещагин:
- «Апофеоз войны» (1871). Первоначально автор предполагал назвать картину «Торжество Тамерлана»[21]. Картина изображает гору человеческих черепов в степи с кружащими над ней чёрными воронами;
- «Двери хана Тамерлана (Тимура)» (1872).
- «Цветы Тимура (Огни победы)» (1933) — автор Николай Рерих. На картине изображена система оповещения с помощью больших костров, разжигаемых на сторожевых башнях.
Памятники, топонимика и память
- «Сквер Эмира Тимура» расположенный в центре Ташкента (Узбекистан) (первоначальное название — «Константиновский сквер», также назывался Сквером Октябрьской Революции). После вырубки деревьев переименован в площадь Амира Тимура.
- Памятник Тамерлану установлен в Шахрисабзе, возле руин возведённого по приказу Тамерлана дворца Ак-Сарай.
- Памятник Тамерлану в Самарканде. Тимур представлен сидящем на скамье и опирающемся обеими руками на меч.
Темир, Темирлан и Тимур — распространённые имена у многих тюркских и некоторых кавказских народов.
Литература
- Ибн Арабшах История амира Темура = Аджайиб ал-макдур фи тарих-и Таймур. — 2-е изд. — Ташкент: Институт истории народов Средней Азии имени Махпират, 2007.
- Ру Жан-Поль. Тамерлан. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 295 [9] с.: ил. – 4-е изд. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1063) — пер. с фр. Е. А. Соколова; послесл. В. Л. Егорова; прил.
- Мароцци Джастин. Тамерлан. Завоеватель мира. – М.: АСТ, АСТ Москва, Полиграфиздат, 2010 – 464 с.: ил.
- Лемб Гарольд. Тамерлан. Потрясатель вселенной. – М.: Вече, 2008 – 340 с.
Примечания
- ↑ Двадцать три Насреддина. — М., 1978, стр.29
- ↑ Статья о Тимуре в энциклопедии Britannica
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Наталья Басовская, профессор РГГУ. Эхо Москвы (13 февраля 2010 г.).
- ↑ Ирмияева Татьяна Юрьевна История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты.
- ↑ Интерфакс-религия. pravoslavie.ru (24 марта 2008 г.).
- ↑ История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1958. — С. 232. — 2250 экз.
- ↑ Бустанов А. К. Западная Сибирь под властью ордынских правителей (династический аспект). Проверено 4 декабря 2009.
- ↑ Еще одним поводом конфликта служит причина того что Елдирим (Молниеносный) Баязид взял под свою защиту группу туркменских племен осуществивших разбойничие набеги на замлях Амира Темура, и отказался их выдать не смотря на требования эмира. АНГОРСКАЯ БИТВА Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- ↑ 9,0 9,1 Статья в Independent (на английском)
- ↑ Волк - тотемное животное древних тюрков.
- ↑ Статья «Самаркандские памятники: о чём гласят надписи?» на портале «Виртуальный Самарканд»
- ↑ Статья из Asian Wall Street Journal (на английском языке)
- ↑ Воспоминания Малика Каюмова
- ↑ Статья из газеты «Известия Советов депутатов трудящихся СССР» от 19.06.1941 г. № 143(7519) о вскрытии гробниц в склепе «Гур Эмир».
- ↑ Распоряжение главнокомандующего сухопутными войсками о назначении срока начала наступления на Советский Союз
- ↑ «Условный сигнал „Дортмунд!“, означающий проведение операции, передан.» — Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939—1942 гг.— М.: Воениздат, 1968—1971. Запись от 20.06.1941.
- ↑ Критика его версии событий, автор — журналист Салимжон Аюбов: Сказка о проклятии Тамерлана « Салими Аюбзод. Ниже см. критику со стороны сына Айни.
- ↑ Верил ли Сталин в проклятие Тамерлана//Комсомольская правда
- ↑ По версии Комсомольской правды, «Джунгнома».
- ↑ Проклятие Тимура, или Лжесвидетель. Комментарий к мистическому фильму телеканала Россия | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
- ↑ Биография Верещагина Василия Васильевича. veresh.ru.
Ссылки
- Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг. на сайте «Руниверс»
- Тамерлан — природа зла Историческая программа «Всё так» на радио «Эхо Москвы»
- Легенды о Тамерлане. Проект «Виртуальный Самарканд»
- Тимур Великолепный//журнал «Вокруг света», № 2 (2773), февраль 2005
- Армия Тамерлана
- Герасимов М.М. Портрет Тамерлана (для любителей истории)
Тамерлан (Тимур) на среднеазиатской миниатюре:
- Поход Тимура в Индию
- Шаблон:Britannica
- Timur's Life
- (Timur's) Towers of Terror - CASE STUDY OF CIVILIAN TARGETING IN WARTIME (the html version of this file: [1]), The Department of Political Science at Duke University
- Narrative of the Embassy of Ruy Gonzalez De Clavijo to the Court of Timour, at Samarcand, A.D.1403-6 - Шаблон:Google books.
- Nationality or Religion: Views of Central Asian Islam
an:Tamerlán ar:تيمورلنك arz:تيمورلنك ast:Tamerlán az:Teymurləng bat-smg:Timūrs be:Тамерлан be-x-old:Тымур bg:Тимур bn:তৈমুর লং bs:Timur Lenk ca:Tamerlà ckb:تەیموورلەنگ cs:Tamerlán cv:Тамерлан cy:Timur da:Timur Lenkel:Ταμερλάνοςeo:Timuret:Timur eu:Tamerlan fa:تیمور fi:Timur Lenk fiu-vro:Timurfy:Timoer ga:Timur Bacach gl:Tamerlánhi:तैमूरलंग hif:Timur hr:Timur hu:Timur Lenk hy:Լենկթեմուր id:Tamerlane is:Tímúrja:ティムール ka:თემურლენგი kk:Әмір Темір ko:티무르 ku:Tîmûrleng la:Tamerlanes lt:Timūras lv:Tamerlans ml:തിമൂര് mn:Доголон Төмөр mr:तैमूरलंग ms:Tamerlane nds:Tamerlan nl:Timoer Lenk nn:Timur Lenk no:Timur Lenk os:Тамерлан pl:Timur Chromy pnb:تیمور pt:Tamerlão ro:Timur Lenk rue:Тімур sa:तैमूरलंग scn:Tamerlanu sco:Timur sh:Timursk:Tímúr sl:Timur Lenk sr:Тамерлан sv:Timur Lenk sw:Timur ta:தைமூர் te:తైమూర్ లంగ్ tg:Темури Ланг th:ตีมูร์ tl:Timur tr:Timurur:امیر تیمور uz:Amir Temur vi:Timur Lenk war:Timur zh:帖木尔Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.