История еврейских общин в Ираке в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 09:50, 26 февраля 2011; Л.Гроервейдл (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск


С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персидской шиитской династии Бундов (Бувейхидов), эмиры которой преследовали мусульман-суннитов, евреев и христиан, отменили традиционные привилегии эксиларха и, лишив его прерогативы взимания подушных налогов, возложили эту обязанность на известных своей жестокостью мусульманских сборщиков. Кратковременное улучшение наступило при переходе власти к сельджукам (1055–1150), однако уже в правление халифа ал-Муктади (1075–94) ситуация резко ухудшилась: халиф подтвердил дискриминационные законы ал-Мутаваккила и обложил немусульман тяжелыми налогами.

Мессианские движения 11–12 вв. (Давид Алрои и другие) нарушили нормальное течение жизни еврейства Ирака. Надежды, порожденные ими, и неминуемое разочарование, последовавшее за их крушением, не только вызывали раздоры внутри общин, приводили к образованию новых сект, а порою и к отступничеству от иудаизма, но и отражались на материальном положении евреев. Улучшение наступило, когда династия Аббасидов вернулась к власти и вновь признала за евреями право общинной автономии. Особый расцвет еврейских общин Ирака начался во времена халифа ал-Муктафи (1136–60). Биньямин из Туделы застал в Багдаде (примерно в 1170 г.) сорок тысяч евреев, а в Басре — десять тысяч (по другой версии — две тысячи евреев). По его словам, «халиф [ал-Мустанджид, 1160–70, или ал-Муста‘ди, 1170–80] благосклонен к евреям и многие из них занимают государственные должности». Побывавший в Ираке в начале правления халифа ан-Насира (1180–1225) Птахия из Регенсбурга писал, что предшественник ан-Насира любил эксиларха и готовился принять еврейскую религию. Птахия отмечал также высокий уровень образования евреев Ирака: «На всей земле Вавилонии и Ассирии нет неграмотного, который не знает всех 24 книг [Библии] с их пунктуацией и грамматикой».

В 11 в. иешивы Суры и Пумбедиты, основанные в 3 в., были вытеснены иешивой Багдада, куда стекались ученики из многих стран.

Евреи Ирака, которых притеснял последний аббасидский халиф ал-Муста‘сим (1242–58), поддерживали монгольских завоевателей, правивших страной до 1335 г. При их хане Хулагу и его преемниках значительно улучшилось положение евреев, из которых выдвинулись высшие государственные чиновники (см., например, Са‘д ад-Давла). С принятием монгольскими правителями ислама на рубеже 13–14 вв. вновь начались притеснения евреев: были введены обязательные отличия в одежде и другие ограничения. В 1333 г. и в 1344 г. были разрушены синагоги Багдада, разграблено имущество евреев и некоторые из них обращены в ислам. В 1376 г., после краткого правления джелаиридов, Ирак подпадает под власть турецкой династии Османов, а в 1393 г. переходит под власть Тимура, от гонений которого сильно пострадала и еврейская община Ирака. Возродившись под властью Османов (1470–1508), она дважды испытала гнет при персах (1508–34 гг. и 1623–38 гг.), однако в годы, когда Ирака входил в состав Османской империи (1534–1623, 1638–1917; см. Турция), евреи пользовались относительной свободой и их экономическое положение было устойчивым. Большинство евреев Ирака было занято в торговле, поддерживая связи с Турцией, Ираном, Сирией, а также с Индией, Йеменом и другими странами. Остальные были по преимуществу ремесленниками (ювелирами и красильщиками).


Источники

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация