История еврейских общин в Западной Азии в XI—XV вв.
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
В Сирии
В 969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны).
В начале XI в. халиф ал-Хаким издал несколько указов, предусматривавших насильственное обращение евреев и христиан в ислам. В ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.
Во второй половине X в. – первой половине XI в. евреи Сирии занимались главным образом ремеслом, прежде всего крашением тканей и дублением кожи. В то же время некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами.
Общины Дамаска, Халеба и других городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и в особенности с йешивой Иерусалима, являвшейся основным органом еврейского самоуправления в Стране Израиля. После завоевания Иерусалима турками-сельджуками (1071) место ее пребывания было перенесено в Тир (в то время — в составе Сирии; ныне — Ливана); с началом крестовых походов — в Хадрах близ Дамаска, а несколько позднее — непосредственно в Дамаск.
Главы иешивы, носившие титул гаона (Шломо hа-Кохен бен Элияху, Аврахам бен Мазхир, его сын Эзра и другие) стали играть в конце XI - начале XII в. важную роль в общественной и духовной жизни сирийского еврейства. Значительным авторитетом пользовались также представители династии вавилонских эксилархов.
Некоторые общины Сирии пострадали в период первых крестовых походов. В 1170-х гг. Сирию посетил Биньямин из Туделы. Он побывал, в частности, в городах Антиохия, Дамаск, Хама, Эмеса, Халеб, Балис (ныне Мескена) и Ракка. Согласно приводимым им сведениям, евреи жили в это время в большинстве городов страны, занимаясь главным образом крашением тканей, а в Антиохии и Тире — также производством стеклянных изделий. В Халебе насчитывалось около пяти тысяч евреев, в Дамаске — около трех тысяч (по данным Птахии из Регенсбурга, посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен караимов.
Экономический подъем под властью Салах ад-Дина в конце XII в. – первой половине XIII в., а также веротерпимость султана и его преемников способствовали процветанию еврейских общин Сирии. Поэт и переводчик Иехуда Алхаризи побывал в 1217 г. в Дамаске и Халебе. Он встретил в этих городах немало евреев, занимавших высокие государственные должности. Среди приближенных Айюбидов были также еврейские ученые, поэты, врачи.
В 1260 г. при вторжении монголов евреи пострадали меньше, чем мусульмане. Так, в Халебе монголы не тронули главную синагогу, где укрылись почти все евреи города. Община Дамаска, сдавшегося без боя, также не пострадала.
В том же году страна перешла под контроль мамлюков. В 1291 г. мамлюки отвоевали у крестоносцев прибрежные районы Сирии и разрушили там города, включая Тир. Жившие в них евреи переселились в Дамаск и Халеб.
Некоторые общины Сирии пострадали в период первых крестовых походов (конец 11 в. – первая половина 12 в.). В 1170-х гг. Сирию посетил Биньямин из Туделы; он побывал, в частности, в городах Антиохия, Дамаск, Хама, Эмеса, Халеб, Балис (ныне Мескена) и Ракка. Согласно приводимым им сведениям, евреи жили в это время в большинстве городов страны, занимаясь главным образом крашением тканей, а в Антиохии и Тире — также производством стеклянных изделий. В Халебе насчитывалось около пяти тысяч евреев, в Дамаске — около трех тысяч (по данным Птахии из Регенсбурга, посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен караимов.