Цинберг, Тамара Сергеевна
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Цинберг Тамара Сергеевна |
|
Имя при рождении: |
Цинберг Тамара Сергеевна |
---|---|
Дата рождения: |
1908 |
Место рождения: |
Санкт-Петербург, |
Дата смерти: |
1977 |
Место смерти: |
Ленинград, СССР |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
художник-график, художник-иллюстратор, писатель, поэт |
Тама́ра Серге́евна Ци́нберг (1908, Санкт-Петербург — 1977, Ленинград) — художник-график книжного искусства, писатель.
Содержание |
Биография
Тамара Сергеевна Цинберг родилась в Санкт-Петербурге в 1908 году в еврейской семье. Её отец Сергей (Исраэль) Лазаревич Цинберг (1873—1939) — известный публицист, выдающийся знаток иудаизма и истории еврейской литературы. Был арестован в 1938 году, умер в заключении.
В 1929 году Тамара Цинберг в Ленинграде закончила Художественно-промышленный техникум.
Высшее образование Цинберг получила в Москве, где училась в Высшем художественно-техническом институте (1929—1934 годы, с 1930 года — Московский государственный академический художественный институт).
В 1936 году Т. С. Цинберг вернулась в Ленинград.
Забота о спасении архива своего отца побудила её остаться в осаждённом Ленинграде. В грозные дни Лениградской блокады она работала в госпитале и продолжала заниматься художественным оформлением книг.
Тамара Сергеевна Цинберг написала повесть «Седьмая симфония» о жизни города во время блокады. В 1964 году книга была опубликована в издательстве Детгиз. По мотивам повести «Седьмая симфония» в 1966 году был снят фильм «Зимнее утро».
Графика и иллюсьрация
Имя Тамары Сергеевны Цинберг неразрывно связано с историей лениниградской книжной графики.
«Художник книги, — писала Цинберг в своих заметках, — произведение временного искусства — литературу — истолковывает средствами искусства пространственного — книжной графики».
Ранние работы предвоенных лет
Цинберг была ученицей В. А. Фаворского. В её работах не чувствуется прямого влияния его метода оформления книги, тем не менее, он привил молодой художнице понимание того, что все композиционные элементы элементы книги, все её слагаемые — шрифт, орнамент, иллюстрация, цвет — существуют как единый организм.
Ранним работам Т. С. Цинберг свойственна декоративность, отточенная нарядная графика, насыщенность цветом. Среди них: переплёт к пьесе Б. Джонсона «Эпипсин» (1938) с его серебристо-розовым узором, неожиданно вспыхивающим на чёрном фоне; замысловатый орнамент «Китайских сказок» (1939) с контрастным сочетаниями жёлтого с чёрным; зазывная, весёлая обложка «Петькиного петушка» (1939), где ярко-голубой вятский петушок красуется на звонком красном фоне.
Художественный мир работ Цинберг индивидуален и необыкновенно глубок. В её творчестве находят воплощение традиции русской и европейской графики XVIII и XIX веков, эстетика мирискуснической книги, изящество, сдержанность и лаконичность петербургской—ленинградской школы.
Цинберг работает в Гослитиздате (Ленинградском отделении), Детгизе, Изогизе. Она иллюстрирует детскую книгу — сказки, народные предания, героический эпос, произведения советских и зарубежных писателей.
Художница использует в оформлении книг сложные декоративные решения. Например, в историческом романе-эпопее «Емельян Пугачёв» В. Я. Шишкова (1940) шрифт стилизован в духе времени. Он близок к наборным шрифтам XVIII века.
Одна из наиболее привлекательных книг этого времени — «Избранные произведения» А. Шенье (1940). Тонкий рисунок переплёта, чередование чёрного и красного, лёгкий по начертанию шрифт, изображение амура, напоминающее античную гемму — композиция, подобная эллинистским творениям, близкая характеру лирики Шенье.
Работы 1941—1945 годов
С 1941 года Цинберг становится членом графической секции Ленинградской организации Союза советских художников и активно работает в ней все последующие годы.
Книги военных лет несут на себе печать времени. Они строги по ритму и почерку. Среди них — стихотворные сборники В. М. Саянова и В. С. Шефнера. В книжке Шефнера «Защита» (1943) особую выразительность обретают выразительность и расстановка букв: вытянутые вверх, приближенные вплотную друг к другу, они напоминают оборонительные рубежи, острые угловые засечки подчёркивают их напряжённость.
Работы послевоенных лет
В послевоенные годы творчество Тамары Сергеевны Цинберг набирает силу. Одна из серьёзных работ этих лет — книга Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена» (1949). Здесь уже речь идёт о решении книжного ансамбля, о соответствии внешнего декора внутрикнижной оформительской графике. В облике книги строгость сочетается с изысканностью. Это проявляется и в выборе цветового аккорда — чёрное в соединении с голубым и коричневым.
Библиография
- Седьмая симфония [Повесть для старш. возраста. Изд-ние 2-е] / —- Л., «Дет. лит» [Ленингр. отд-ние], 1969. 175 с. 75000 экз.[1]
Сноски
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.