Сфирот

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 11:43, 9 февраля 2011; Kofman (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск

Сфирот (ивр. סְפִירוֹת , букв. «числа») - десять проявлений Бога, через которые Он непрестанно творит как физический мир, так и цепочку высших метафизических миров (седер hишталшелут) и осуществляет Свое управление ими.

Сфирот - ограничение бесконечного желания Творца (Эйн Соф) ради сотворения мира.

Сфирот, ограниченное желание Творца, являлись частью самого Творца, сокрытой до того как были сотворены миры, и раскрывшейся вместе с созданием творения. Подобно тому, как желание человека часть его самого сокрыта в нем и проявляется, когда выходит из потенциального состояния в актуальное. «Десять сфирот - на самом деле лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь» (Рамхаль. «Клах питхей хохма», петах 24).[1]

Сфирот - проявления желания Творца: например, когда Творец хочет проявить свою милость, Он действует через сфиру хесед, когда хочет раскрыть свое могущество, действует через сфиру гвура. У всякого действия есть отдельный духовный корень в высших мирах. Когда свет Творца – или, другими словами, желание Творца распространяется, например, через сфиру хесед (доброта), то мы имеем дело с духовной силой, создающей и оживляющей, то проявление добра, которое мы знаем в нашем мире. И также и с остальными качествами. Сфирот – корни распространения желания Бога из своего источника в Эйн Соф. Сфира, таким образом, инструмент для раскрытия желания Творца, желания создавать и оживлять всю реальность во всех ее подробностях. Каббалисты называют сфирот «эманированный свет» (ор неецаль).

Сфирот образуют концептуальную парадигму для понимания всего .[2]

«Единство и простота присущи Богу и в них - корень различных влияний идущих от Него. Из того, что есть у него в Его реальности, которая вся - единство и полнота, Он создает для сотворенных различные реальности в зависимости от того, какая реальность им подобает. Его простота – корень всех сфирот и от нее зависит существование всего… Вся их совокупность и все подробности происходят от Его единства и простоты и все их силы зависят от Него. И вот Его простоту называют Эйн Соф, и сказано, что Он внутри каждой сфиры и окружает каждую сфиру и окружает всю совокупность сфирот. Откровения пророчества, постижения праведников и их наслаждение сиянием шехины, раскрытие святости и прилепленность к Богу, которой удостаиваются праведники - совокупность всего этого называется сфирот. В зависимости от того, о какой категории идет речь, они называются света или качества, или силы, или корни. (Рамхаль. «Клалей хохмат hа эмет»).


Содержание

Метафора человека в каббале

В каббале считается, что в человеческой душе отражена божественность (Бог создал человека по своему образу и подобию). Это отношение между душой человека и божественностью дает каббале одну из центральных метафор в описании божественного, наряду с другой метафорой, метафорой света. Однако каббала постоянно подчеркивает необходимость избегать любой буквальной, антропоморфной интерпретации. Сфирот соотносятся со структурой человеческого тела и образуют парцуфы.


Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир

Описание сфирот

Кетер – корона: божественная воля творить; бесконечный свет Творца.

Хохма – мудрость: первый проблеск мысли, прежде чем она получит оформление и ограничения. «Мужская» сфира. Божественная реальность, первое раскрытие божественного, творение из ничто.

Бина – понимание: бесконечный проблеск хохмы, заключенный в сосуд понимания, схватывающего мысль в ее широте или глубине; «женская» сфира, которая дает рождение «божественным» эмоциям, разуму, пониманию. Понимание приносит с собой тшуву – возвращение к Богу.

Даат – центральная стадия единения 10 сфирот, еще называется «Древо жизни».

Хесед – доброта, милость, ничем не обусловленная любовь Бога.

Гвура – могущество, суровость: сила, суд, намерение, воздержание, страх перед Богом.

Тиферет – великолепие, гармония: симметрия, равновесие между хеседом и гвурой, достигаемое в сострадании и милосердии.

Нецах – вечность.

hод – слава: уступка, подчинение, искренность.

Йесод – основание: завершение, память, последовательное знание.

Малхут – царство: женская сфира, вынашивающая и вскармливающая света «эмоциональных» сфирот, проявляющая их, приводящая в действие. Малхут становится кетером – желанием Творца, источником для любого последующего более нижнего уровня в творении. Завершение, реализация божественного замысла.


Десять сфирот и десять речений, которыми сотворен мир

Игулим и йошер

Игулим

Йошер

Эволюция сфирот в лурианской каббале от игулим к йошер

Взаимодействия сфирот

Парцуфим

Сфирот и силы души

Сфирот и четыре мира

Три линии

Ссылки:

До сокращения (цимцума) было простое неограниченное желание Творца. «Цимцум - есть проявление действия ограниченного из безграничного... Высшее желание – Эйн Соф включает все множество сил без конца и предела, однако мы не говорим о беспредельном – ибо никак не относимся к нему – но о силе среди других сил. Ограниченное желание - одно из сил Эйн Софа, и она выделяется среди прочих сил Творца, поскольку она - наша причина». Десять сфирот - на самом деле, лишь одна из бесконечного множества сил Творца, но эта сила создает и оживляет все миры, о которых мы ведем речь» (Рамхаль. «Клах питхей хохма», петах 24).

    • Сфирот являясь проявлениями желания Творца – проявляют сущность реальности, поэтому каббалистическая литература описывают всю реальность на языке сфирот, в ценностях, выражаемых сфиротами, то есть, через суть вещей. Кабала занимается не материальной реальностью, а сутью вещей и духовными корнями. В конечном счете, эти корни - представляют десять сфирот.


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация