Цидон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
4.02.2011 | |
Сидон (на иврите צִידוֹן, Цидон; по-арабски Сайда; ср. на иврите цаид, по-арабски сайд — `охота`, `рыболовство`), приморский город на юге Ливана, в древности — финикийский торговый город. Многократно упоминается в ТАНАХе.
Содержание |
Древняя история Сидона
Богатство древнего Сидона зиждилось на его широких заморских коммерческих связях, развитом рыболовстве, производстве пурпурной краски и, позднее, стекла. Уже в XV–XIV вв. до н. э. Сидон был широко известен как важный культовый центр.
Эпоха поздней бронзы
Как и остальные финикийские города, Сидон издревле находился под контролем Египта, однако с XIII в. до н. э. правители города стали проводить все более независимую от Египта политику. К XI в. до н. э. Сидон стал главным портом Финикии. Египетские источники этого века упоминают 50 сидонских кораблей, осуществлявших торговые рейсы в Египет. Ассирийский царь Тиглатпаласар I (1115–1077 гг. до н. э.) вторгся в Финикию и получил дань с Сидона. По-видимому, с XI–X вв. до н. э. Сидон стал важным центром бронзового литья, а также работ по золоту.
Во время израильского завоевания Ханаана власть Сидона распространялась до гор севера Страны Израиля. Израильтяне вытеснили оттуда сидонян, и эти земли были отданы колену Ашера (ИбН. 11:8; 13:6; Суд. 1:31). Позднее сидонянам удалось вновь овладеть этими территориями, однако впоследствии они утратили их окончательно (Суд. 10:12).
Времена Первого Храма
В ТАНАХе говорится, что Сидон и Тир поставляли Давиду, Соломону и вернувшимся из вавилонского пленения евреям лес для строительства Храма и других построек (I Хр. 22:4, Эз. 3:7 и в других местах).
С конца X в. до н. э. главенствующее влияние в Финикии постепенно перешло от Сидона к Тиру.
По-видимому, в IX в. до н. э. сидонские колонии возникли на Кипре, а в VIII в. до н. э. — на территории современного северного Ливана.
Салманасар III (858–824 гг. до н. э.) взял дань с правителя Северного (Израильского) царства Иеху и с сидонского царя. Санхерив (705–681 гг. до н. э.) разбил силы восставшего царя Тира Элуэли, который перед этим завоевал значительную часть Финикии, и передал власть лояльному по отношению к Ассирии царю Сидона Этба‘алу. В 677 г. до н. э. Сидон восстал против сына Санхерива, Асархаддона, который подавил восстание и снес стены города, разрушил сам город и казнил царя Абд-Мелкарта. Рядом с разрушенным Сидоном Асархаддон возвел форт; территория Сидона была отдана Тиру.
Вскоре после 605 г. до н. э. Иеремия в своих пророчествах предостерегал вновь отстроенный Сидон от сопротивления Навуходоносору (Иер. 25:22; 27:3; ср. Иех. 28:22; Иоэль 4:4). Город находился под властью ассирийцев, а затем вавилонян.
Времена Второго Храма
Под властью персов Сидон вместе с Библом, Тиром и Арвадом, получил автономию во внутренних делах. В IV в. до н. э. Сидон вошел в федерацию финикийских городов со столицей в Триполисе (ныне Триполи, по-арабски Тараблус).
Слава сидонских моряков была столь велика, что, согласно Геродоту, Дарий, планировавший вторжение в Грецию в 490 г. до н. э., потребовал от сидонян прислать корабли с командами. После неудачного восстания против персидской власти в 351 г. до н. э. город был почти полностью уничтожен, а уцелевшие жители отправлены в Вавилонию.
Во время вторжения Александра Македонского Сидон капитулировал без сопротивления, за что получил назад территории, в свое время отданные Тиру.
В начале восстания Маккавеев Сидон преследовал еврейских жителей Галилеи. Им на помощь которым пришел Шим‘он Хасмоней (I Макк. 5:15). В 111 г. до н. э. Сидон получил автономию от Селевкидских правителей Сирии.
Помпей признал независимость Сидона в 64 г. до н. э. и увеличил его территорию до горы Хермон. Город быстро достиг экономического расцвета. В это время, по некоторым данным, в Сидоне была открыта стеклодувная техника. Страбон упоминает достижения сидонян в астрономии, навигационном искусстве и математике. В 20 г. до н. э. Сидон перешел под римское управление.
К I в. н. э. еврейское население Сидона было столь значительно, что в 66 г., во время антиримского восстания в Иудее, сидоняне боялись напасть на евреев города (Война 2:479).
Средние века
Под византийской властью Сидон пришел в упадок, однако еврейская община продолжала существовать. Она сохранилась и в мусульманский период.
Биньямин из Туделы в XII в. сообщает, что в Сидоне проживало 20 евреев (то есть 20 еврейских семейств). В период турецкого владычества Сидон стал вновь расти, и его еврейская община увеличилась. Евреи города занимались торговлей, некоторые были сборщиками налогов.
Новое время
В 1762 г. в Сидоне насчитывалось 60 взрослых евреев-мужчин; большинство евреев погибло во время тяжелой эпидемии в городе.
В 1824 г. в Сидоне было около 20 еврейских семей.
XX век и настоящее время
В 1948 г. около 200 евреев, живших тогда в Сидоне были изгнаны, а их имущество конфисковано «в пользу арабских беженцев». Однако ливанское правительство взяло евреев Сидона под свою защиту и вернуло им дома. В 1968 г. в городе жили около 150 евреев.
С конца 1960-х гг. Сидон стал крупной базой арабских террористических организаций. 7 июня 1982 г. в ходе Ливанской войны Армия обороны Израиля заняла Сидон; опорные пункты ООП были уничтожены. Хотя после вывода израильских войск террористы вернулись в город, их присутствие в Сидоне было гораздо менее значительно, чем раньше.
С 2006 года года город контролирует проиранская террористическая организация Хезболлла.
Источники
- Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 7, кол. 809–811
- Дональд Харден. Финикийцы. Москва, Центрполиграф 2002 (Donald Harden. The Phoenicians: Penguin, Harmondsworth, 1971)
Примечания