Дейр-Ясин (1948 год)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Дата создания: 09/11/2010


Деревня
Дейр-Ясин (Дир-Ясин)
Страна Израиль
Координаты Координаты: 31°47′12″ с. ш. 35°10′48″ в. д. / 31.786667° с. ш. 35.18° в. д. (G) (O) (Я)31°47′12″ с. ш. 35°10′48″ в. д. / 31.786667° с. ш. 35.18° в. д. (G) (O) (Я)
Файл:Diryasin.jpg
Деревня Дейр-Ясин после нападения

Деревня Дейр-Ясин 9 апреля 1948 года, в начале арабо-израильской войны, была атакована и захвачена в бою военизированными формированиями еврейских организаций «Иргун» и ЛЕХИ. Во время захвата, в результате ожесточенных столкновений, было убито по разным оценкам от 107 до 254 жителей деревни. Свидетельские показания о событии и его оценки крайне противоречивы.

После ухода арабских жителей на месте деревни было построено еврейское поселение Гиват Шауль Бет, а на его окраине - аэропорт. В настоящий момент его территория входит в состав Иерусалима.

Содержание

Противоречивость события

См. также статью: Кровавый навет в Дейр-Ясине (книга)

Современные источники расходятся в описании событий, произошедших здесь до образования государства Израиль. Проарабские и левые израильские источники называют это событие «резня в Дейр-Ясине» и описывают жестокость еврейских боевиков, что вылилось в резню местных жителей после захвата деревни, правые же источники описывают бой при Дейр-Ясине с многочисленными погибшими, но также и с пленными, отпущенными по домам.

По многим источникам, само выражение «резня в Дейр-Ясине» не является объективным и носит пропагандистский пропалестинский антисемитский характер.

Предпосылки

Описываемые события произошли уже после того, как 27 ноября 1947 года ООН приняла план по разделу Палестины на арабское и еврейское государства. Согласно резолюции, Иерусалим не должен был принадлежать не одному из этих государств, а находиться под международной администрацией. Дейр-Ясин, согласно плану ООН, входил в границы области Иерусалима.

Арабское население Палестины отказалось принять план ООН, и в Палестине началась война между евреями и арабами. Планы арабов включали в себя полное уничтожение еврейского государства («сбросить евреев в море») и раздел всей Палестины между Сирией, Трансиорданией и Египтом[1]. Всего за четыре месяца после принятия резолюции ООН было убито 884 еврея.

Арабская Освободительная Армия (АОА), которая состояла из палестинских и других арабов и финансово поддерживалась Лигой Арабских Государств, осуществляла атаки на еврейский транспорт на основных дорогах, пытаясь изолировать еврейские населенные пункты один от другого. АОА удалось захватить несколько стратегически значимых точек вдоль магистрали, соединяющей Тель-Авив и Иерусалим. Это был единственный путь, по которому могло осуществляться снабжение Западного Иерусалима, в котором жило 16 % всех евреев Палестины. АОА начала обстрелы еврейских транспортных колонн, направляющихся в Иерусалим. В марте 1947 года сообщение между Западным Иерусалимом и остальными еврейскими поселениями прекратилось, и город оказался в блокаде.

Еврейские автоколонны с продовольствием для гражданского населения Иерусалима расстреливались в упор арабами из близлежащих деревень и отрядами АОА. В Иерусалиме наступил голод. Израильские источники описывают, что дорога на Иерусалим стала для осажденных евреев «Дорогой Жизни»[1].

В ответ Хагана начала операцию «Нахшон», направленную на то, чтобы снять блокаду. 6 апреля отряды Хаганы и ее подразделения Пальмах атаковали силы АОА, занявшие важные стратегические позиции в деревне Аль-Кастал, находящейся в двух километрах к северу от Дейр-Ясина. А 9 апреля ревизионисткие группировки Иргун и Лехи атаковали Дейр-Ясин, находившуюся на западной окраине Иерусалима и блокирующую дорогу к еврейским кварталам.

Описание деревни

Дейр-Яси́н (ивр. דיר יאסין‎, араб. دير ياسين‎‎) был арабской деревней в 5 км западнее Иерусалима с населением в несколько сот человек. Все ее жители были мусульмане, в ней было 144 дома. По данным израильского историка Йоава Гербера, в деревне проживало около 600 жителей, по другим данным от 800 до 1000. Дейр-Ясин находился на высоте 800 м над уровнем моря на холме над шоссейной дорогой, связывающей Иерусалим и Тель-Авив. Деревня была относительно состоятельной, благодаря добыче известняка из расположенных близ деревни каменоломен и его обработке.

Некоторые историки отрицали возможность контролировать дорогу или обстреливать её из деревни[2], но, по другой версии, деревня находилась на холме, который контролировал дорогу в Иерусалим[3].

Согласно одним источникам, жители деревни жили мирно с соседними еврейскими поселениями, особенно с жителями Гиват-Шауля, населенного религиозными евреями-ортодоксами и находившемся по другую сторону долины от Дейр-Ясина, и даже заключили между деревнями договор о ненападении и свободном проезде. Согласно некоторым данным, жители Гиват-Шауля пытались помочь жителям Дейр-Ясина после его захвата Иргуном и Лехи. Йона Бен Сассон, руководитель Хаганы в Гиват-Шауле, заявил после захвата деревни, что «между Дейр-Ясином и евреями до этого не разу не было ни одного инцидента».

Согласно другим источникам, жители Дейр-Ясина принимали активное участие еще в еврейских погромах 1929 года[4], а заключенный договор де-факто не выполнялся[5]. Акива Азулай (заместителем коменданта Гиват-Шауля) рассказывал, что брат мухтара не поддержал этот договор, и Гиват-Шауль периодически подвергался обстрелам со стороны деревни Дейр-Ясин[6]. Те же источники утверждают, что еще 2 апреля из Дейр-Ясина начались обстрелы кварталов Бейт-а-Керем и Яфе-Ноф. Затем поступили сообщения о строительстве в деревне укреплений, накапливании оружия и боеприпасов и появлении иракских боевиков. Также приводятся исследования палестинского университета Бир-Зейт, показывающие, что мужчины Дейр-Ясина участвовали в антиеврейских акциях[7] [5].

Наличие в деревне арабских военных подразделений

Арабские ополченцы пытались основать в деревне лагерь, что привело к перестрелке с жителями Дейр-Ясина, в результате которой один из них погиб. Примерно 28 января 1948 года к деревне подошел отряд палестинских ополченцев из 400 человек под командованием Абд аль-Кадира, который хотел мобилизовать жителей деревни. Однако старейшины воспротивились этому плану, и отряд ушел. В связи с этим, мухтар (староста деревни) был вызван для дачи объяснений в Верховный Арабский Комитет (ВАК) в Иерусалим. Его спросили каковы отношения жителей деревни с евреями, мухтар ответил, что они живут с ними в мире. Против мухтара не было предпринято никаких мер, и от него не потребовали разорвать мирное соглашение.

13 февраля в окрестностях деревни появился вооруженный арабский отряд, намеревавшийся атаковать Гиват-Шауль, однако жители деревни воспротивились этому, в результате чего члены отряда перебили стадо деревенских овец. 16 марта ВАК послал в деревню делегацию с просьбой разместить в деревне группу сирийских и иракских волонтеров, с целью ее защиты. Жители отказались, повторив свой отказ 4 апреля (за 5 дней до нападения на деревню). Однако, боевики Иргуна заявляют, что во время атаки на деревню они видели по крайней мере двух иностранных солдат.

То, что отношения между деревней и ее еврейскими соседями были однозначно мирными, оспаривает Иеhуда Лапидот, заместитель командира отряда Иргуна во время нападения на деревню. Он пишет, что между жителями Гиват-Шауля и Дейр-Ясина происходили эпизодические стычки, и что 3 апреля из деревни были произведены выстрелы в сторону еврейских поселений Яфе-Ноф и Бейт-Хакерем. Он также пишет, что деревню защищало 100 вооруженных человек, и она была окружена защитными траншеями. По его словам, в деревне находились палестинские и иракские боевики, и вход в деревню защищал вооруженный отряд. Израильский историк Бенни Моррис пишет, что возможно несколько боевиков-ополченцев и было расквартировано в деревне, однако по его мнению, однозначных доказательств этого не имеется.

Гельбер считает маловероятным сохранение мирного соглашения между Дейр-Ясином и Гиват-Шаулем в апреле, принимая во внимание интенсивность военных действий между арабами и евреями в других местах. Он пишет, что 2 апреля произошли обмены выстрелами со стороны Дейр-Ясина и близлежащих еврейских деревень, а в следующие несколько дней из деревни обстреливали еврейское поселение Моца и еврейский транспорт на дороге в Тель-Авив. 8 апреля молодые люди из Дейр-Ясина принимали участие в защите деревни Аль-Кастал, атакованную отрядом Хаганы за день до этого: имена нескольких жителей деревни имеются в списке раненых в результате боя в Аль-Кастал, составленного британской палестинской полицией.

Состав нападавших

См. также статьи: Иргун, Лехи, Пальмах, Хагана

Еврейские силы, атаковавшие деревню, состояли главным образом из двух экстремистских подпольных военизированных групп — Иргуна и (Лехи), известной также как группа Штерна, обе группы принадлежали к правому движению сионистов-ревизионистов, допускавшему методы террора и политических убийств. Другой группой, которая принимала участие в атаке, но в гораздо меньшей степени, были ударные отряды Хаганы, связанные с левыми сионистами (МАПАЙ), и отряды Пальмах, оказывавшие содействие в атаках, участвовавшие в зачистке некоторых деревенских домов и эвакуации раненых бойцов. Кроме того, отряды Хаганы обеспечивали огонь прикрытия и обстреливали жителей деревни, пытавшихся спастись бегством в сторону Эйн-Керема.

Подготовка к нападению

Решение о проведение атаки

Лапидот пишет, что нападение на деревню имело важное значение по двум причинам. Во-первых, по мнению Иргуна и Лехи, Дейр-Ясин представлял опасность для близлежащих еврейских поселений и единственной дороги, связывающей Иерусалим и прибрежную равнину, где проживала большая часть еврейского населения Палестины. Во-вторых, пишет Лапидот, это был первый раз, когда еврейские силы пошли в наступление, в отличие от ранее действовавшей тактики ответных атак.

Эрик Силвер пишет, что командиры Иргуна и Лехи обратились к Давиду Шальтиэлю, командующему силами Хаганы в Иерусалиме, с целью получить его согласие на нападение на Дейр-Ясин. Сперва он сопротивлялся этому плану, поскольку жители деревни подписали договор о ненападении и предложил боевикам взамен совершить атаку на Эйн-Керем. Однако командиры Иргуна и Лехи высказали опасения, что эта задача будет слишком трудна для них. В конце Шальтиэль уступил, при условии, что боевики Иргуна и Лехи останутся в деревне после ее занятия, дабы воспрепятствовать образованию там арабской военной базы.

Решение Шальтиэля не нашло поддержки у Меира Пайиля, офицера разведки ударных отрядов Пальмахи и Хаганы, который считал неправильным нарушать мирный договор с деревней. Однако Шальтиэль утверждал, что у него нет возможности остановить боевиков ревизионистких группировок. Обсуждалось предложение оповестить жителей деревни, но Шальтиэль отверг это предложение, чтобы не сорвать операцию.

Планирование нападения

Согласно Морису, на встречах, где ревизионистами обсуждался план нападения, было решено, что жители деревни будут изгнаны. Члены Лехи предложили убивать всех жителей Дейр-Ясина, которые откажутся бежать, с целью устрашения остального арабского населения страны, «чтобы показать, что происходит, когда Иргун и Лехи объединяются вместе». Большинство боевиков, участвовавших в обсуждении, высказались за то, чтобы убить жителей деревни мужского пола, однако Менахем Бегин отверг эти предложения. Согласно Иуде Лапидоту (Иргун), атакующим отрядам был отдан специальный приказ — не убивать женщин, детей и пленников[8].

Инструктаж перед атакой

Согласно данным участников Хаганы, атакующие силы состояли примерно из 120 человек, 80 из Иргуна и 40 из Лехи. 8 апреля за несколько часов до начала атаки они были собраны для инструктажа. Члены организации «Борцов за независимость» собрались в поселении Эц-Хаим, а члены Иргуна в Гиват-Шауле. Лапидот пишет[8], что настроение на собрание членов Иргуна было праздничным. Впервые такое столько боевиков-подпольщиков встретилось открыто, и проведение ими совместной акции усиливало в них чувство солидарности. Чтобы укрепить его, они выбрали пароль «Ахдут Лохемет» («Боевое единство»), — это будет фраза, которая оповестит о начале атаки.

Согласно Лапидоту, на инструктаже командир иерусалимского отделения Иргуна Мордехай Раанан подчеркнул, что женщинам, детям и старикам не должен причиняться вред. Рааанан приказал предупредить местных жителей при помощи громкоговорителя, что бы дать им возможность покинуть деревню. Для этой цели должна оставаться свободной дорога на Эйн-Керем.

Нападение

После инструктажа боевики разошлись по намеченным позициям. Отряд Лехи приближался к Дейр-Ясину со стороны Гиват-Шауля, в то время как один из отрядов Иргуна приближался к деревне с востока, а другой с юга. Несмотря на свою уверенность, боевики были не обучены, плохо подготовлены и неопытны. Громкоговоритель, с помощью которого предполагалось убедить жителей покинуть деревню, был не исправен и плохо работал, к тому же грузовик, на котором он был установлен, попал в канаву и застрял за пределами деревни.

Начало боя

В 4 часа 45 минут утра часовой в деревни заметил нападавших. Он крикнул по-арабски: «Махмуд!», но одному из боевиков Иргуна показалось, что он сказал «Ахдут». Он ответил отзывом на пароль — «Лохемет!», и арабы открыли огонь.

Ожесточенное сопротивление

Командиры Иргуна и Лехи полагали, что жители деревни ее покинут, спасаясь бегством, однако нападавшие силы встретили ожесточенное сопротивление. По мнению Гелбера, жители деревни не осознавали, что целью атакующих был ее захват, и полагали что это всего лишь налет, поэтому не пытались спастись бегством, когда у них еще был такой шанс.

Снайперский огонь защитников с высоких точек, особенно из дома мухтара, успешно сдерживал атаку. У атакующих не было опыта атаки на арабскую деревню, и они были плохо вооружены. Они прибегли к тактике захвата домов один за другим. Перед заходом в дом, в окно и в дверь бросали гранаты, по две гранаты на дом, согласно приказу командира Иргуна Бенциона Коэна.

Эзра Яхин, участник нападения, вспоминал

«Чтобы овладеть домом, нужно было либо бросить гранату, либо вести огонь. Те, кто по глупости просто открывал дверь, погибали на месте, иногда от рук мужчин, одетых в женскую одежду»

.

Силы Лехи продвигались медленно, занимая дом за домом. Оружие выходило из строя, некоторые из боевиков не выдергивали чеку, кидая гранаты, а командир отряда Лехи Амос Кейнан был ранен собственными людьми. В то же время боевики Иргуна на другой стороне деревни тоже испытывали трудности. Около 7 часов утра командиры Иргун, деморализованные сопротивлением арабов и своими растущими потерями, передали отряду Лехи сообщение, что ими рассматривается возможность отступления. В ответ на это из Лехи было послано сообщение, что они уже в деревне и ожидают скорой победы.

Большое количество раненых представляло проблему. Были вызваны кареты скорой помощи со станций Красного Маген Давида. Боевики брали кровати из домов и снимали двери с петель, укладывали на них раненых и велели жителям деревни переносить их к машинам скорой помощи, заставляя их выполнять функцию живого щита. Боевики полагали, что снайперы не будут стрелять по своим односельчанам, но согласно Мильштейну, те все равно стреляли.

Перелом в сражении

Иргун организовал подвоз взрывчатки с базы в Гиват-Шауле и начал с ее помощью подрыв домов. В ряде случаев дома, рушившиеся от взрыва, хоронили под собой его защитников и гражданских лиц, находившихся внутри. Согласно Мильштейну, имеются как минимум два свидетельства членов Хаганы о том, что боевики Лехи использовали громкоговоритель с целью убедить жителей сдаться. К концу дня около ста жителей были взято в плен.

Примерно в 10 утра прибыл отряд Пальмаха с броневиком и двухдюймовым минометом. Тремя выстрелами из миномета были нейтрализованы снайперы, ведущие огонь из дома мухтара. Офицер Лехи Давид Готлиб сказал, что Пальмах завершил «в течение часа то, что мы не могли довести до конца в течение нескольких часов». Бой прекратился примерно в 11 утра.

Появление жителей Гиват-Шауля

Меир Паиль (офицер разведки Пальмаха) пишет, что религиозные евреи-ортодоксы из Гиват-Шауля пришли на помощь жителям Дейр-Ясина примерно в 2 часа дня и смогли остановить убийства.

Толпа людей из Гиват-Шауля, многие из них религиозные, с пейсами, пришла в деревню и стала кричать: «Газланим! Роцхим!»- (воры, убийцы (ивр.))"У нас было соглашение с этой деревней! Она была тихой. За что вы их убиваете?" Это были хареди — ортодоксальные евреи. Они вошли в деревню, и у людей Лехи и Иргуна не было выбора, им пришлось прекратить. Это было примерно в 2 или 3 часа дня. После этого Лехи и Иргун собрали 250 человек в здании школы. Позже этот дом стал «Бейт-Хабад», домом ХАБАДа. Они стали обсуждать, что дальше с ними делать. Было много крика. Отщепенцы кричали: «Давайте взорвем школу со всеми, кто там находится!», а люди из Гиват-Шауля кричали: «Воры и убийцы, не делайте этого!» И так далее. В конце они посадили пленников, находившихся в школе, в 4 грузовика и отвезли их в арабский квартал Иерусалима, высадив у Дамаскских ворот. Я ушел после того как уехал последний грузовик. Это было в пятницу, а время было 4 или 5 часов дня, поскольку религиозные жители Гиват-Шауля стали уходить готовиться к шабату.

Последствия

События в Дейр-Ясин, драматизированные за счёт слухов и пропаганды, вызвали массовое бегство палестинцев[9]. Особенно шокировало палестинских арабов то обстоятельство, что Дейр-Ясин считался нейтральным поселением[10].

Израильское руководство публично извинилось перед королём Иордании за действия еврейских вооружённых формирований[11].

Через несколько дней, 13 апреля, арабы устроили кровавую бойню раненых и медицинского персонала, атаковав медицинский конвой, направлявшийся в госпиталь Хадасса. Во время данной террористической акции было зверски убиты 78 евреев, 20 из них - женщины. Часть из них была заживо сожжена в автомобилях скорой помощи и других транспортных средствах. Тела погибших были настолько обожжены, что только 31 из них был опознан. Не идентифицированные останки погибших были похоронены в братской могиле на кладбище в Санедрии. Погиб также один британский солдат, убитый нападавшими. Позже британские силы, применив тяжёлое оружие, разогнали атакующих, убив 15 из них[12][13].(см. Нападение на конвой госпиталя Хадасса)

Численность пострадавших

В Дейр-Ясин погибло по разным оценкам от 107 до 254 человек.

  • Шариф Канъана из палестинского университета Бир-Зайт опросил выживших и в 1988 году опубликовал данные, в настоящее время признаные в научной среде авторитетными: 107 человек погибло, 12 ранено [14].
  • Палестинский историк Ариф аль-Ариф написал в 1956 году, что насчитал 117 убитых, из них по его данным 7 погибло в бою, а 110 было убито в их домах.
  • Отряды нападавших понесли потери количеством 5 человек убитыми и 50 человек ранеными при общей численности 132 человека.[15]
  • Руководитель операции Ранаан назвал число убитых 240 — по его собственному признанию, с целью устрашения арабов. Сходную цифру 254 убитых — назвали руководители Верховного Арабского Комитета, в надежде вызывать чувство мести среди арабов.
  • Израильский историк Ури Мильштейн называет цифру 110 убитых максимум[5].
  • Канъана пишет, что после боя 25 пленников были казнены и брошены в каменоломню, Гельбер считает эти данные достоверными. Согласно Гельберу, единственной альтернативой казни пленных было бы отпустить их, поскольку не был никакой возможности содержать подпольный лагерь военнопленных под носом у британских властей.

Израильская позиция

Утверждается, что поселение Дейр-Ясин находилось в стратегически важном месте при въезде в Иерусалим, поэтому контроль над ним в случае осады Иерусалима арабами являлся бы очень важным для обеих сторон.

По версии Израиля, в Дейр-Ясине располагалась база арабских войск, среди которых были добровольцы из Ирака, и оттуда осуществлялись диверсии против еврейских поселенцев, в Иерусалиме в часности. В результате ожесточенных столкновений во время захвата были убиты и мирные жители деревни, по утверждению некоторых современных нам комментаторов, использовавшиеся арабскими террористами в качестве живого щита[16]. При штурме поселения мирным жителям был предоставлен коридор для эвакуации, о котором сообщалось по громкоговорителю, но вооруженные арабы не позволили местным жителям покинуть деревню. Факт наличия броневика с громкоговорителем подтверждается многими свидетелями, но, по разным сведениям, он либо прибыл слишком поздно, либо вообще не подъезжал близко к деревне.

Количество вооружений и уровень подготовки защитников деревни, по оценкам Ури Мильштейна[17], не позволяет говорить о сугубо мирном населении. Имели место значительные и очень кровопролитные уличные бои[8].

Споры вокруг этого события затронули и армию обороны Израиля. В 2002 году по требованию депутата Кнессета Наоми Хазан от крайне левой партии Мерец, ЦАХАЛ запретил бывшему члену организации Лехи Эзре Яхину впредь выступать перед солдатами армии Израиля, поскольку он заявлял в своих лекциях, что никакой резни в Дейр-Ясине не было[18].

Свидетельства очевидцев и участников боя

Ихуда Лапидот, Иргун:

Атакующим отрядам был отдан специальный приказ — не убивать женщин, детей и пленников[8].

Абу-Махмуд, житель деревни Дейр-Ясин:

Мы им сказали, что никаких изнасилований не было[5].

Исраэль Нахат, разведчик Хаганы :

Беженцы прибыли из Дир-Ясина и рассказали, что евреи обнаружили арабских бойцов, переодетых в женскую одежду. Один из них понял, что попался, вынул револьвер и убил еврейского командира. Товарищи командира в гневе начали стрелять во все стороны и убили арабов. Я нарисовал еврейского солдата, убивающего штыком арабскую женщину. Я не объяснил, что эта женщина была в действительности мужчиной. Рисунок я передал в газету и прибавил на словах, что в Дир-Ясине вырезали 600 женщин, 500 мужчин и 400 детей. Я сознательно преувеличил число, чтобы напугать арабов. Рисунок был опубликован в одной из газет[17].

Реувен Гринберг:

Арабы сражались как львы, отличались точной стрельбой издалека. Женщины под огнем выходили из домов, подбирали оружие и относили на позиции.

Птахия Заливанский:

В одном доме мы нашли офицера-югослава (из мусульман Боснии, служивших в вермахте) и иракского солдата. Они были живы. Их опознали по документам. Мы их уничтожили.

Моше Мизрахи:

Я увидел арабского ребенка, он плакал, и я передал его женщине-арабке[17].

Михаэль Хариф:

Мое отделение атаковало и уже миновало первые дома деревни. Мы поднимались по улице, и впереди я увидел человека в хаки. Я думал, что это один из наших. Я побежал к нему и крикнул: «Иди к тому дому». Вдруг он повернулся, направил на меня ружье и выстрелил. Это был иракский солдат. Он ранил меня в ногу. Я не мог командовать. Отошел назад, в один из дворов захваченной части деревни. [17]

Мордехай Раанан, (один из командиров Иргуна):

Молодой боец [с нашей стороны] держал в руках автомат марки «Брен» и занял позицию. … Увидев, что случилось с жителями других домов, [жители] выходили с поднятыми руками. Их было девять человек, в том числе женщина и мальчик. Парень, который держал «Брен», вдруг нажал на курок. Очередь попала в группу арабов. Во время стрельбы он кричал: «Это за Ифтаха!»[19]

Бен-Цион Коэн, командир Иргуна:

Мы уничтожали каждого араба, который попадался нам на пути[19].

Иехошуа Городенчик, боец Иргуна:

Мы обнаружили мужчин, переодетых в женскую одежду, и открыли огонь по женщинам, не торопившимся спускаться в места сбора пленных[20]

Янес Ахмед Асад, корреспондент ежедневной Иорданской газеты «Al Urdun»:

Евреи никогда не причиняли вред местному населению деревень, но они так поступили после того, как встретили вражеский огонь (в Дейр-Ясине), и был убит командир Иргуна[21].

Исраэль Шамир, израильский автор, выступающий с антисионистских позиций, одна из книг которого признана французским судом антисемитской, [22][23], в своей книге «Сосна и олива» [1] пишет следующее на тему Дейр-Ясина:

12-летняя Фахими Зейдан, одна из выживших, рассказала: «Евреи поставили всю нашу семью к стенке и стали расстреливать. Я была ранена в бок, но большинство нас, детей, спаслись, потому что мы прятались за спинами родителей. Пули попали моей четырехлетней сестре Капри в голову, моей восьмилетней сестре Сами в щеку, моему брату Мохаммеду, семи лет — в грудь. Но все остальные были убиты». Халим Эл заявила: «человек выстрелил в шею моей сестре Сальхие, которая была на девятом месяце беременности. Затем он распорол ей живот ножом».

Меир Паиль, офицер разведки Пальмаха

Раскольники [люди Иргуна и Лехи] бродили по деревне, воруя и грабя все, что придется: цыплят, радиоприемники, сахар, золото, деньги и другое… Каждый из раскольников ходил по деревне, измазанный в крови и гордый количеством людей, им убитых. Недостаток их образованности и интеллекта по сравнению с нашими солдатами [Пальмах] были очевиден. В одном из домов в центре деревни было собрано 200 женщин и маленьких детей. Женщины сидели тихо, не произнося не слова. Когда я прибыл, командир объяснил, что они собираются перебить их всех, но вечером я услышал, что женщины и дети были перевезены в Мусрару [арабский район Иерусалима] и там отпущены.

Обвинения нападавших в зверствах

В некоторых источниках существуют обвинения нападавших в зверствах над безоружными людьми, в том числе над женщинами и детьми. Однако другие источники считают, что эти обвинения основаны на неверных источниках, а зачастую на откровенном обмане.

Хасан Нусейба, бывший в 1948 году редактором новостей на арабском языке британской радиостанции в Палестине, рассказал в интервью телекомпании BBC об освещении событий в Дейр-Ясине. Он рассказал, что спросил у Хуссуйна Халеди (секретаря ВАК), как ему освещать историю в Дейр-Ясине, на что тот ответил: «Нам надо извлечь из неё максимальную выгоду». Поэтому Нусейба и сообщил по радио об убийствах детей и изнасилованиях беременных женщин в Дейр-Ясине. В той же передаче один из жителей деревни, Абу-Махмуд рассказал, что жители тогда протестовали: «Мы им сказали, что никаких изнасилований не было». Халиди им ответил: «Нам это необходимо для того, чтобы арабские армии пришли и спасли нас от евреев».

Ларри Коллинз и Доминик Лапьер, писатели, известные по книге «Горит ли Париж?», придерживаются точки зрения, что нападавшие творили ужасные зверства во время боя и после него[24], опубликовав книгу «О, Иерусалим!». Они считают, что часть людей, в том числе женщины и дети, были убиты уже после прекращения сопротивления защитников деревни. В книге описываются расстрелы безоружных людей, убийство беременных женщин, изнасилование подростков и других женщин. Также утверждается о непрерывном грабеже и насилии.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Александр Шульман. Дейр-Ясин
  2. http://www.ariga.com/peacewatch/dy/
  3. [http://web.archive.org/web/20060424071950/http://www.zoa.org/pubs/DeirYassin.htm March 9, 1998 Deir Yassin: History of a Lie]
  4. М.Штереншис. История государства Израиль 1896-2002. Герцлия, Исрадон, 2003. с.152.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Ури Мильштейн. Кровавый навет в Дейр-Ясине — черная книга. Проверено 17 сентября 2009.
  6. עקיבא אזולאי איש ירושלים, ע 70 — לפי :י. לפידות
  7. כנענה שריף (עורך), הכפרים הפלסטינים שנהרסו ב-1948 — דיר-יאסין. הכללת ביר-זית, וכן דני רובינשטין, «הארץ» מיום 11.9.1991 — לפי :י. לפידות
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Й. Лапидот «Главы истории Эцель»
  9. http://www.bbc.co.uk/russian/specials/mideast_timeline/1948.stm
  10. Deir Yassin was a village near the entrance to Jerusalem, north west of Givat Shaul. Not wishing to endanger itself, it had concluded a peace pact with Givat Shaul that was approved by Yitzhak Navon, who headed the Arab division of Haganah intelligence. A similar pact was made by the village of Abu Ghosh. There is every indication that Deir Yassin kept to this pact. They had repeatedly and actively resisted alliances and offers of help from irregulars headquartered in Ein Kerem, though it is possible that some Palestinian irregulars were quartered there against the will of the inhabitants. Levi, Yitzhak, Nine Measures, Tel-Aviv, Maarachot. the Israel Defense Army Press , 1986, стр. 340—341, источник приводится на http://www.ariga.com/peacewatch/dy/dycg.htm
  11. Сосна и олива. Часть третья.
  12. The Hadassah Convoy Massacre (англ.)
  13. The Convoy (англ.)
  14. Deir Yassin: History of the Massacre
  15. Статья «Иргун цваи леумми» в Электронной еврейской энциклопедии
  16. Александр Шульман. Дейр-Ясин
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 Ури Мильштейн. «Рабин: рождение мифа»
  18. Мерец и Цахал заткнули рот отрицателю «Резни в Дейр-Ясине»
  19. 19,0 19,1 The Saga of Deir Yassin(англ.)
  20. Statement of Yehoshua Gorodentchik, file 1/10 4-K, Jabotinsky Archives, согласно http://www.jewishvirtuallibrary.org/
  21. Al Urdun. April 9, 1953. Quoted in: Joseph B. Schechtman. The Refugee in the World. 1963. p. 188.
  22. http://www.israelshamir.net/Reviews/Review19.htm
  23. http://acage.org/print/?day=06112006&id=0000&what=news
  24. Ларри Коллинз и Доминик Лапьер, «О, Иерусалим!» (отрывок из книги)

Ссылки

cs:Masakr Dejr Jásin da:Deir Jassinja:デイル・ヤシーン事件 nl:Bloedbad van Deir Yassin no:Deir Yassin-massakren pl:Masakra w Deir Jassin pt:Massacre de Deir Yassin sv:Deir Yassin tr:Deir Yasin Katliamı Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках