РаМБаН (Моше бен Нахман, Нахманид)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Рамба́н (ивр. רמב"ן, сокращение от רבי משה בן נחמן — рабби Моше Бен-Нахман, также Нахмани́д, Nahmanides; именуется также Нахмани; 1194, Жерона — 1270, Акко) — один из величайших авторитетов Галахи и комментаторов ТаНаХа и Талмуда, каббалист, поэт.
Время деятельности РаМБаН (Моше бен Нахман, Нахманид) в истории иудаизма |
---|
Содержание |
Биография
Нахманид был прозван также раббену (`наш учитель`) Моше Геронди — от названия города Жерона (Герона); был известен и как Бонаструг да Порта. Нахманид происходил из рода Ицхака бен Реувена Албарджелони (Барцелони; 1043–?) и был двоюродным братом Ионы бен Аврахама Геронди. Родился и жил большую часть жизни в Жероне (Каталония, Испания). Учился у французского тосафиста Йехуды бен Якара (? - до 1218) и Натана бен Меира из Тренкетеля. От первого Нахманид воспринял традицию тосафистов Северной Франции, от второго — методы изучения Торы и Талмуда, применявшиеся в иешивах Прованса. Нахманид поддерживал тесные контакты с рядом видных галахистов Испании и Франции. По свидетельству Шломо Адрета, Нахманид зарабатывал на жизнь врачеванием. Каббалу учил у Эзры и Азриэля из Жероны. В Жероне Рамбан возглавлял иешиву, которая воспитала выдающихся знатоков закона следующего поколения, включая р.Шломо бен Адерета и Аарона Алеви. Вероятно, после смерти рабби Йоны Геронди в 1264 году, Рамбан стал главным раввином Каталонии и был им до своего отъезда в Эрец-Исраэль (1267). Велико было его влияние на общественную и духовную жизнь евреев. Испанские раввины последующих поколений считали его своим учителем, именуя его ха-рав ха-нееман (`верный наставник`).
Когда в начале 1230-х гг. в Монпелье разгорелась полемика о философско-религиозном учении Маймонида, Нахманид пытался найти компромисс между сторонами и разработал систему религиозного образования, включавшую изучение философии, в том числе философской части труда Маймонида «Яд ха-хазака», в пропорции, представлявшейся ему правильной. План Нахманида не был осуществлен, так как в обоих лагерях преобладали экстремисты.
Известно также, что король Хайме I Арагонский держал с ним совет. Нахманид оказывал большое влияние на общественную жизнь евреев Каталонии. В 1263 г. в Барселоне арагонский король Хайме I навязал Нахманиду публичный диспут с апостатом Пабло Кристиани, во время которого Рамбан мужественно защищал еврейскую религию. Нахманид согласился участвовать в диспуте при условии, что ему будет позволено высказываться совершенно свободно, не опасаясь кары за это. Король принял его условие, а после диспута, продолжавшегося четыре дня, с похвалой отозвался об аргументации Нахманида («Я никогда не слышал столь прекрасной защиты столь несправедливого дела») и подарил ему 300 динаров. Нахманид сам ответил королю благодарственной речью в большой синагоге Барселоны — случай, небывалый в истории. По настоянию епископа Жероны Нахманид изложил свои взгляды в книге «Сефер ха-виккуах» («Книга о диспуте»), которую епископ использовал для возбуждения судебного дела по обвинению Нахманида в хуле на христианство (1265) в существовавшем лишь в Арагоне суде папской инквизиции. Однако благодаря вмешательству короля решение суда о наказании Нахманида было отложено на неопределенное время. Доминиканцы обратились за поддержкой к папе Клименту IV, и он потребовал от короля наказать дерзкого еврея. Нахманид был вынужден бежать из Испании, и в 1267 он переселился в Эрец-Исраэль, где, в частности, он восстановил еврейскую жизнь в Иерусалиме.
Нахманид был первым из раввинских авторитетов, провозгласившим обязанность заселения Эрец-Исраэль одним из важнейших позитивных предписаний еврейской религии. «Великолепие мира — земля Исраэля, великолепие земли Исраэля — Йерушалаим, великолепие Йерушалаима — священный Храм, великолепие Храма — Святая святых, а ее великолепие — место крувим, где пребывает Шехина». Летом 1267 г. Нахманид прибыл в Акко и поселился ненадолго в разоренном недавним нашествием монголов Иерусалиме. В письме сыну Нахманид описал бедственное положение Святого города, где он нашел всего двух евреев, занимавшихся красильным ремеслом. Страну Израиля, пребывавшую в запустении и убожестве, Нахманид уподобил матери, которая не может прокормить своих родных детей, так как предназначенную им пищу отнимают завоеватели-иноверцы; подобно роженице, дитя которой умерло, она вынуждена кормить своей грудью щенят, чтобы хоть как-то облегчить свои страдания. Нахманид восстановил в Иерусалиме общину и синагогу. В 1268 г. Нахманид вернулся в Акко и до конца жизни был духовным главой еврейской общины, став преемником Иехиэля бен Иосефа из Парижа. В Акко была обнаружена печать Нахманида, изготовленная из меди.
Место погребения Нахманида точно не установлено, существуют различные традиции: в районе Иерусалима (возле Кфар Шилоах), в Хайфе, Акко, Хевроне или Тверии.
Произведения
Сохранилось около 50 произведений Нахманида — главным образом правовые новеллы (хиддушим) к Талмуду и письма, связанные с его общественной деятельностью. Наряду с упомянутой выше книгой «Сефер ха-виккуах» Нахманид написал «Сефер ха-геулла» («Книга избавления», примерно 1263 г.), посвященную вере в избавление. Нахманид был также автором ряда молитв и религиозных стихотворений. Сохранились тексты четырех его проповедей. В своих произведениях Нахманид осуществил синтез сефардской культуры и ашкеназского благочестия, сочетание талмудической образованности с каббалистическими учениями, а также проявил обширные познания в различных науках и христианском богословии.
Учение
Рамбан пробудил интерес к мистико-экзегетическим исследованиям Талмуда и Танаха, считая, что их глубинный смысл достижим через просвещенную веру («эмуна ве битахон») и методы каббалы. Высоко оценивая роль разума в мистическом познании, Нахманид, однако, критиковал Маймонида (Рамбама) за чрезмерный рационализм в его философии. Неоплатонические элементы каббалистического мистицизма Нахманида просматриваются в его описании сфирот, в их отношении к сокрытому трансцендентному Эйн-софу. По его мнению, Тора является всеобъемлющим источником знания, а изложенное в ней служит также знаками на будущее. Так, например, описание сотворения мира содержит косвенные указания на важнейшие события шеститысячелетнего существования мира, а суббота символизирует седьмое тысячелетие, день Господний. На основе своей метафизики Нахманид сформулировал мистическую историософию и таким образом стал предшественником некоторых историософских учений XVIII и XIX веков.
Оригинальна антропология Нахманида и его учение о награде и наказании, воскрешении мертвых. Помимо животной души, полученной от «Высших сил» и присущей всем живым тварям, человек обладает особой душой. Эта особая душа — прямая эманация из Божества, существовала до сотворения мира. Посредством человека она входит в материальную жизнь; и при уничтожении его тела, она или возвращается к своему первоначальному источнику, или входит в тело другого человека. Это представление, согласно Нахманиду, является основанием левиратного брака. Воскресение о котором говорят пророки и которое будут иметь место после того, как придет Машиах, по мнению Нахманида, относится к телу. Физическое тело человека через влияние души может преобразовать себя в столь чистую сущность, что оно станет вечным.
Примечания
Ссылки
- Статья «Нахманид» в Электронной еврейской энциклопедии
- http://www.machanaim.org/ustntora/e_antal/ramban.htmals:Nachmanides
ca:Bonastruc ça Portafi:Nahmanideshu:Móse ben Náhmán nl:Nachmanides pt:Ramban sk:Moše ben Nachman tr:Musa ibn NahmanУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.