Лурианская Каббала
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Лурианская Каббала является одной из каббалистических школ, основанной Ицхаком бен Шломо Лурия Ашкеназием в 16 веке.
Содержание |
ЭЕЭ
Лурианская каббала, основанная на мотивах катастрофы и преодоления ее последствий (швират ха-келим — `ломка сосудов` и тиккун — `исправление`), перекликается с представлениями современников о судьбе еврейского народа. Согласно учению Ицхака Лурии, которое было записано его учеником Хаимом Виталом, Бог, наполнявший первоначально вселенную, «сократил» себя (цимцем эт ацмо), освободив таким образом место для творения. На первом этапе эманации свет, исходивший из глаз Адама Кадмона — первого творения Божьего, — оказался слишком сильным для вмещавших его сосудов, и они разбились. Частицы сосудов и содержавшегося в них света рассыпались по вселенной, став добычей злых сил, властвующих в низших мирах. Отражением этой космической катастрофы в истории еврейского народа является галут. За катастрофой немедленно последовало исправление: рассеянные частицы стали возвращаться к своему источнику. Однако этот процесс не был завершен, так как первородный грех вновь нарушил гармонию и привел к еще большему рассеянию этих частиц. Роль человека на земле заключается в возвращении частиц к их источнику, восстановлении тем самым гармонии в высших мирах и уничтожении сил зла. Сотворение мира, в прошлом основная тема каббалы, уступает в лурианской каббале место эсхатологической теме (см. Эсхатология) восстановления пошатнувшегося порядка мироздания. Направленное на это выполнение религиозных предписаний приводит к вызволению искр (ницоцот) из плена злых сил, сочетанию мужского и женского элементов в мире сфирот и спиритуализации материального мира. Таким образом, человек, во всех аспектах своего существования, становится активным и незаменимым участником процесса восстановления космической гармонии. Миссия собирания и вознесения рассеянных искр, подготовка пути избавления поручена Израилю. Галут — это не только наказание и испытание, но и миссия. Мессия придет лишь тогда, когда добро во вселенной будет полностью отделено от зла, когда ни одной искры святости не останется среди клиппот — сил зла. По словам Хаима Витала, «собирание изгнанников само означает собирание всех искр, пребывавших в изгнании». В лурианской каббале национальные мотивы сливаются с космическими в едином великом мифе изгнания и искупления. Теургические мотивы, существовавшие и в ранней каббале, приобретают в лурианской каббале особую силу. Охватывая все стороны жизни, лурианская каббала выходит за рамки спекулятивного учения, становясь бытом. Неслучайно именно в этот период каббала, являвшаяся до тех пор достоянием избранных, проникает в широкие круги еврейского народа.
Важнейшим элементом учения о космической реинтеграции (тиккун) является идея возвращения вселенной в совершенное состояние, предшествовавшее ломке сосудов (швират ха-келим), с помощью духовного света, исходящего из чела Адама Кадмона. Под воздействием сфирот, не затронутых мировой катастрофой, формируются новые устойчивые структуры, парцуфим (`лики`), которые занимают место сфирот в качестве главных проявлений Адама Кадмона. В каждом из парцуфим силы новой эманации связываются с силами, поврежденными при ломке сосудов; каждый «лик» представляет собой особый этап процесса очищения и преобразования мира.
Пять главных парцуфим: абба (`отец`), имма (`мать`), арих анпин (буквально `долгий лик`, то есть долготерпеливый), зе‘ейр анпин (буквально `короткий лик`, то есть нетерпеливый), нукба де-зе‘ейр (женская ипостась зе‘ейр) — образуют новый облик Адама Кадмона, отличный от предшествовавшего ломке сосудов. Парцуфим образуют также «мир равновесия» (олам ха-маткела), идентичный миру сфирот (олам ха-ацилут) более ранней каббалы. Нисходящий поток эманации последовательно образует миры бриа (`творение`), иецира (`творческое оформление`) и асия (`действие`). Завершение процесса тиккун требует активного вмешательства человека, которое должно вернуть олам ха-‘асия на предназначенное ему духовное место, полностью отделив его от мира клиппот. Этот процесс идентичен избавлению: в нем преодолевается не только историческое изгнание еврейского народа, но и мистическое изгнание Шхины, вызванное ломкой сосудов.
Следование предписаниям Торы открывает путь к исправлению мира и достижению вечного блаженного единства всех сотворенных существ с Богом, то есть мессианской эры.
Несмотря на хронологическую близость, лурианская каббала является прямой противоположностью каббале Кордоверо. Здесь на смену стройным теориям приходят яркие описания сотворения мира, диалектики Божественного света, космической катастрофы, взаимоотношения в мире сфирот и в так называемом мире скорлупы (олам ха-клиппот), то есть мире зла. Ицхака Лурию не останавливают теологические проблемы, стоявшие перед каббалистами предыдущих поколений. Антропоморфизм, онтологизация зла, дуализм, сексуальные мотивы, развитая демонология — все то, что тщательно приглушалось в прошлом, открыто выходит на первый план в лурианской каббале.
Лурианская каббала оказала огромное влияние на все еврейские мистические учения и движения в последующие века, прежде всего на саббатианство (см. Саббатай Цви) и хасидизм. Учение Лурии никогда не вызывало разногласий среди еврейских мыслителей; его одинаково почитали как саббатианцы и хасиды, так и их противники.
РуВики
Особенности Лурианской каббалы
Учение Лурии отличалось от других каббалистических учений. Он разработал новый подход к пониманию Бога и бытия. Лурия, в отличие от других теологов и философов, поставил вопрос, который лежал в центре его мировоззрения, прямо. Для чего всё существует? Почему существует Бог? Почему произошло создание? В чём смысл всего этого? И он дал всем этим вопросам самый радикальный ответ. Он считал, причина всего этого — кризисе в самом Боге. Самая инновационная концепция, которая лежит в центре его учения: не в превосходстве начало. То есть создание началось не с того, что всемогущий Бог создал бытие из ничего, а процесс создания — это результат коллапса и кризиса в самом всемогущем Боге. И цель создания — это способ исправить его. По Лурианскому сценарию, когда Бог работал над созданием бытия, произошла катастрофа. Божественные лучи, которые были основными компонентами создания, были разбиты. В результате этой катастрофы все лучи рассеялись и ушли в хаос. Этим Лурианская Каббала отличается от библейской версии создания мира и напоминает теорию «Большого Взрыва».
Несмотря на то, что сохранилась пара рукописей Лурии, где он комментировал Зогар, он никогда не писал книги. Он говорил: «Я с трудом могу открыть рот, чтобы описать чувства, которые переполняют меня. Это как будто море разрушает дамбы и затопляет всё. И поэтому — как я могу передать то, что моя душа испытала?»
Лурия ввёл новые понятия в Каббалу. Такие, как цимцум, шевират ха келим, техиру, тиккун и др. Лурианская каббала оказала огромное влияние на все еврейские мистические учения и движения в последующие века, прежде всего на саббатианство и хасидизм.
Также Лурианская Каббала сильно повлияла и на еврейскую мысль. Идеи «исправления» («тиккун») помогают евреям приобрести особую значимость для них в процессе восстановления Божественной силы. И в учениях Лурии не наблюдается сионизм, а наоборот приветствуется рассеянность еврейских диаспор по всему свету, подобно рассеянным божественным искрам. И тем самым обеспечивается соблюдения тиккун со всех сторон земли. Идея трагедии в божественном начале сравнивается с трагедиями еврейской нации, во время падения Храма, Реконкисты в Испаниии Холокоста. Тогда ещё сравнительно недавняя депортация евреев из Испании, где они жили более 7 веков, в результате Реконкисты, им далось очень тяжело. Предоставленное им убежище от Оттоманов и также тот факт, что они уже привыкли жить в исламском обществе, не смогло сгладить сильную моральную травму от произошедшего. Значение Лурианской Каббалы для иудейского общества было невероятно важным. Оно принесло для евреев более оптимистический взгляд на их тогдашнее существование.
Космология
По мнению Лурии, Бог, чтобы сделать участок для создания, высвободил участок из самого себя. «Пустой круг», возникший после цимцума, воображался как круг, охваченный Эйн Софом. Эту пустоту Лурия называет на арамейском Техиру (пустота). И в него начали проникать «лучи» Бога, позже ставшимися сефиротами. Когда божественный свет начал литься в «пустоту» (техиру), он начал рисовать круги и форму, тем самым приводя части Сефирота в движение.
Вначале их нельзя было отличить, так как в Боге абсолютно соразмерно существовали как Хесед (Милость), так и Дин (Строгий Суд). Последний в дальнейшем станет рассматривается как первоначальный источник зла наряду с Гневом. Далее в «пустой круг» проникается особая «тонкая черта» божественного света, которая примет форму Адама Кадмона — изначального человека (не Библейский Адам). Следующим этапом станет эманация сефирот через Адама Кадмона. Высшие сефороты: Кетер (Венец), Хохма (Мудрость) и Бина (разум) произошли из «носа», «глаз» и «ушей» Адама Кадмона. Но потом случается катастрофа, которая отделит сефироты друг от друга так, что их нужно было держать в особых «сосудах». Эти «сосуды», конечно, не были материальными, а представлялись как что-то вроде сгущенного света, служившего «оболочкой» (келим) для более тонкого света сефирот. Три высших сефирот, выделенных Адамом Кадмоном, были в порядке, но сосуды не смогли удержать остальных сефирот. И в это время происходит катастрофа. Семь нижних сефирот не выдерживают божественный Свет и ломаются. Это событие в Лурианской Каббале называется «разрушение сосудов» (шевират ха келим) и описывает, что задуманный Богом процесс эманации провалился, что привело к коллапсу Божественной сущности. В результате лучи рассеялись: одни ушли ввысь к запредельному, а другие ушли в пустоту и увязли в хаосе. Вследствие катастрофы в низшую сферу рухнули и высшие сефироты.
Идея шевират считается самой эзотерической в учении Лурии. Она обсуждается только в некоторых работах его учеников. Такой парадокс, придуманный Лурией, мог быть очень разрушительным для религиозной духовной мысли: Божественная сила не справилась с целью и провалилась. И такая катастрофа в процессе создания должна быть объяснена. Анализы, проведенные Гершомом Шолемом и Тишби, являются самыми мистическими и, по их мнению, когда произошёл процесс цимцума, пустынное пространство не было на самом деле пустым. Так же как из сосуда выливаешь воду, но он остаётся мокрым. Так и в этой пустоте оставались божественные лучи, которые были чужды к новому свету. Именно это и вызвало провал. Избавление от этого «чужого света» и было истинной целью цимцума.
После катастрофы происходит ещё одно преобразование в сефиротах. Отныне они перестали быть обобщёнными аспектами Бога. Каждая сефирота стала «лицом» (парцуф), в котором раскрываются все черты Бога. Бог немножко возродил порядок и перестроил десять сефирот в пять «ликов» (парцуф).
1. Кетер (венец) высшая сефира. Становится первым парцуфом, именуемым Арик Анпин: Предшествующий.
2. Хохма (мудрость) становится вторым парцуфом под названием Абба: Отец.
3. Бина (разум) становится третьим парцуфом Има: Мать.
4. Дин (суд), Хесед (Милосердие), Рахамим (сострадание), Нецах (Терпение), Ход (Величие), Ыесод (основание) превращаются в четвёртый парцуф под названием Зеир Анпин — Нетерпеливый.
5. Последняя сефира Малкут (Царство) или Шахина, именуется Нуква дзеир: жена Заира.
Этот сексуальный символизм должен был изображать слияние сефирот и возвращение в изначальную гармонию. Две супружеские пары вступают в зивуг (совокупление). Этот процесс, соединение мужского и женского начал в Боге, символизирует восстановление порядка. Каббалисты неизменно призывают читателей не воспринимать все это буквально. Данный процесс нельзя изъяснить рациональными понятиями. И это сексуальное слияние, кроме всего, олицетворяет гармонию. Изначально Бог создаёт людей как своих соратников в поисках тех лучей, которые растерялись в хаосе. Однако Адам и Ева согрешили в Саду Эдемском, тем самым повторяя катастрофу. Если бы не это, то гармония давно бы восстановилась. Вследствие этого у Бога родилась новая идея: он избирает евреев как соратников в борьбе за господство. Хотя евреи, как божественные искры, рассеяны по всему миру, у них есть особая миссия. Тщательным соблюдением Торы и мицвах, соблюдение одной из 613 заповедей, каждый может вернуть искры на божественную родину и, тем самым, открыть дорогу для Мессии.
Шахина в Лурианской Каббале
Лурия придаёт новый смысл давнему образу изгнанной Шахини. По мнению талмудистов, Шехина добровольно уходит в изгнание вместе с евреями после разрушения Xрама в 70 году н. э. В «Зогаре» Шехина отождествляется с последним сефиротом, становится женским аспектом Бога. В Лурианской каббале Шехина падает вместе с другими сефиротами, когда лопнули сосуды. На первом этапе «исправления» (тиккун) она стала Нуквой, и благодаря союзу с Зеиром почти вернулась в Божественный мир. Но после грехопадения Адама, Шехина вновь рухнула и оказалась отдалённой от других сефирот. В библейские времена, когда складывались представления о едином Боге, такое представление о божественном союзе и об изгнанной богине вызвали бы у евреев отвращение, связав их с языческими и идолопоклонническими мифами. Однако мифология Лурии была с удовольствием принята всеми евреями. Теперь евреи верили, что, несмотря на нынешнее существование, у них имеется высшая цель. Евреи могли положить конец изгнанию Шехини, соблюдая митзвох. Луриа возрождал мистические приемы Авраама Абулафии, помогавшие евреям возвышаться над чисто рассудочной деятельностью и воспитывать в себе интуитивное осознание. Комбинируя, в духе Абулафии, буквы имени Бога, каббалисты помнили, что само содержание понятия «Бог» человеческим языком передать невозможно. В мифологии Лурии такая перестановка букв символизировала также реорганизацию, перестройку Божества.
Хаим Виталь рассказывает о невероятном эмоциональном воздействии методов Лурии: бодрствование, когда все спят, пост, когда все едят, систематическое уединение — иными словами, отстранённость от повседневных занятий — позволяли каббалистам сосредоточиться на странных «словах», не имевших ничего общего с привычной речью. Каббалист словно переносился в другой мир, он весь дрожал и трепетал, как если бы оказался во власти незримых сил. Лурия настаивал на том, что перед духовными упражнениями Каббалист должен успокоить свой ум. Очень важны счастье и радость: не нужно ни каяться, ни беспокоиться о том, хорошо ли всё получается, ни терзаться угрызениями совести или чувством вины. Виталь говорил, что Шехина не может жить в том месте, где царят горечь и уныние; эта идея восходит ещё к Талмуду. Источник печали — силы зла в нашем мире, а счастье, напротив, помогает каббалисту любить Бога и сближаться с Ним. В душе каббалиста не должно быть ненависти и зависти к кому бы то ни было, даже к гойим. Лурия приравнивал гнев к идолопоклонству, поскольку озлобленный человек одержим неким «чужим богом».
Душа в Лурианской Каббале
В отличие от Зогара, в Лурианском учении процесс формирования души более отработан. В одном из учений процесс формирования души повторяет процесс эманации и далее посвящает себя «исправлению» (тиккун). Души, как и лучи от парцифума, появляются в процессе совокупления (зиввугим). Внутри Сефирах Малкут или шехина каждая душа находится как потенциальная, в стадии «женской воды» (маййим нукбин): пассивная форма, без гармонии и формы и полностью реализуется после союза с высшими Сефирот. Только через дополнительное соединение Зеер Анпина с женским партнёром (Нуква) они получают реальную форму души. С каждым возвышением «женских вод» с парцифумами, появляются новые возможности для появления души. Этот процесс происходит во всех четырёх мирах. Каждая из этих душ повторяет процесс создания бытия, так как когда она будет готова войти в тело, то она будет способна работать для тиккума. В этом контексте не встречается доктрина гилгул (реинкарнации), несмотря на то, что в некоторых Лурианских и постлурианских учениях она занимает важное место. Это можно объяснить самим термином «душа». Так как Каббалисты говорят о некотором количестве разных «душ», формирующихся через несколько этапов в сефироты, оно отличается от обычного понятия души: первичное «я» или душа, отделённая от тела. В этой доктрине душа является источником нескольких психологических принципов или аспектов нашего сознания. В отличие от обычного дуалистического понимания души и тела, здесь душа — союз разных частиц, которые формируют наше сознание. И эти частицы разные по сущности, как в сефиротах: они состоят из милосердия, гнева, разума, сострадания, терпения и других. И объединение этих сефиротов создаёт «душу», точно повторяя процесс создания.
Еще одна интересная теория в Лурианской каббале — это Высшая Душа (Нешамах). Нешамах — это высшая душа, которая не входит в тело и не спускается на низшие миры. Она создает свою тень в низших мирах, образуя своего рода «душу». Нешамах очень условно можно называть «душой», по аналогии как самое близкое понятие. Настоящая душа остается наверху, витая над человеком. Точно такая идея была выдвинута и Сирийским Неоплатонистом Иамбличусом относительно Высшей Души и Высшего Разума. Эта идея встречается в доктринах Блаватской о Высшем Мане или Эго, также в доктрине Оккультного Каббалиста Алистера Кроули о Святых Ангелах Хранителях.
Следующее учение Лурианской Каббалы о душе относится к душе Адама. Для Лурианской каббалы душа Адама не состояла из одного духа, в отличие от христианского или мусульманского Адама. Он был космической фигурой, в нём содержались все души, которые должны были быть рождены в последующем. Как описывал сам Гершом, душа Адама состояла из 613 частей, соответствуя количеству заповедей из Торы. Каждая из этих частей состояла из формированных партзуфов, которые назывались «великим корнем» (шореш гадол). Сами эти «великие корни» состояли из 613, а по некоторым источникам из 600 000 «маленьких корней». Эти «маленькие корни», также называемые «великие души» (нешамах гадолах), состояли из 600 000 индивидуальных душ обычных людей.
Библиография
- 1. Gershom Scholem, R. J. Zwi Werblowsky, Allan Arkush, «Origins of the Kabbalah». Jewish Publication Society of America. 1990. ISBN-13:9780691073149
- 2. Arthur Goldwag, «The Beliefnet Guide to Kabbalah», Three Leaves Publishing. 2005. ISBN-13:9780385514538.
- 3. Dan, Joseph. «Kabbalah: a Very Short Introduction». Oxford University Press, USA. 2005 ISBN-13:9780195300345
- 4. Armstrong, Karen . «A History of God: The 4, 000-Year Quest of Judaism, Christianity and Islam.» Ballantine Books. 1994 ISBN-13:9780345384560
- 5. Armstrong, Karen. «The Battle for God». Alfred A. Knopf. 2000. ISBN-13:9780679435976
- 6. Михаэль Лайтман. «Каббала для начинающих том 1» Международная академия каббалы.
ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.