Комментирование Талмуда
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
20/12/2010 | |
Комментирование Талмуда. Комментирование Талмуда включает в себя верификацию текста, разъяснение содержания, установление правил извлечения галахического вывода. Комментирование как творческий процесс, основанный на доскональном изучении талмудического текста, параллелей и взаимодополняющих мест, нашел свое выражение в трудах гаонов, комментарии которых являются своеобразным продолжением исследовательской работы савораев; объяснения сугийот рассчитаны на просвещенного читателя, знакомого с талмудическим текстом, с его языком и его природой.
В центре талмудической учености — Вавилонии — не было потребности в полном нормативном комментарии к Талмуду, так как в иешивах продолжалась традиция устного изучения и толкования Талмуда, его язык был разговорным языком, и его терминология была понятна. Однако с распространением Вавилонского Талмуда в общинах, далеких от Вавилонии, возникла необходимость в комментарии, который систематически объяснял бы текст, язык, терминологию и характер талмудических дискуссии.
Содержание |
Ранние комментарии
Наиболее ранние комментарии на Талмуд написаны гаонами (прибл. 800-1000) Вавилонии. Во времена рабби Са‘адии Гаона по заказу различных общин были написаны первые комментарии, последовательно объяснявшие талмудический текст, однако лишь немногие фрагменты этих комментариев дошли до наших дней. Так, сохранился полный комментарий к разделу Тохорот неизвестного автора и фрагменты комментариев рабби Са‘адии Гаона, рабби Шриры бен Ханины Гаона, рабби Хая бен Шриры Гаона, рабби Шмуэля бен Хофни (умер в 1013 г.) — все они собраны в книге «Оцар ха-Геоним». В Кайруане рабби Ханан’эль бен Хушиэль (умер в 1055 г. или в 1056 г.) написал комментарий к Талмуду на смеси иврита и арамейского языка, объясняя трудные места талмудической дискуссии. Одновременно рабби Ниссим бар Я‘аков ибн Шахин (родился, по-видимому, в 990 г. – умер в 1062 г.) из Кайруана создал свой комментарий, который был написан на арабском языке и содержал сравнительную характеристику источников талмудической дискуссии, объяснения слов и терминов, представлявшихся автору сложными. Оба комментария не охватывают весь талмудический текст.
Комментирование Талмуда достигло высот в еврейских общинах Франции и Германии. Основной комментарий к Талмуду зародился в бет-мидраше рабби Гершома Меора ха-Гола и в иешивах его учеников рабби Я‘акова бен Якара (умер в 1064 г.) и рабби Иехуды из Майнца. Ученик последних — Раши — создал классический комментарий к Талмуду, который стал пособием, в равной степени ценным для ученых и начинающих. Комментарий Раши краток, лаконичен, прост, понятен и покрывает почти весь текст Талмуда, не минуя ни одного сколько-нибудь сложного места. Зачатки этого комментария содержались в конспектах, которые Раши делал на уроках рабби Я‘акова бен Якара и рабби Иехуды из Майнца. Раши уделил внимание также творчеству рабби Гершома. Собрав огромный материал, созданный его предшественниками, Раши обработал его, развил и придал ему законченную форму. Этот комментарий Раши получил широкое распространение, вытеснив многое из написанного его предшественниками; Раши проложил дорогу новым методам комментирования и изучения Талмуда.
В иешивах Рейна, Лотарингии, Шампани были созданы Тосафот — комментарий аналитико-критического свойства, включающий ряд галахических новелл (хиддушим), возникших на основе талмудических сугийот. Тосафот — продукт коллективного творчества авторов, работавших в 12–13 вв. во Франции и Германии. Первым поколением авторов Тосафот были ученики Раши, видевшие в своем творчестве добавления (тосафот) к творению учителя. Однако по мере развития и становления комментарий Тосафот приобрел самостоятельное значение. Со времен первых печатных изданий талмудический текст сопровождается комментарием Раши с правой стороны листа и комментарием Тосафот — с левой.
Ряд важных комментариев к Талмуду был составлен сефардскими и прованскими комментаторами (Ицхак ибн Гиат, Ицхак бен Альбалия, Маймонид, Иосеф Ибн Мигаш, Аврахам бен Давид из Поскьера, Меир Абул‘афия, Нахманид, Шломо бен Аврахам Адрет, Ниссим Геронди, Иом-Тов бен Аврахам Ишбили /Ритба/, Менахем Меири, Ионатан из Люнеля, Иона из Геронды, Зрахия Леви). В творчестве Нахманида и его последователей (см. выше) возникает оригинальный синтез традиционной сефардской школы комментирования и аналитического подхода тосафистов. Эти авторы заканчивают так называемую эпоху первых комментаторов — ришоним.
Комментарии ахароним
С 16 в. и до нового времени продолжалась эпоха ахароним, которые в основном занимались не непосредственным анализом талмудических сугийот, а обсуждали сказанное ришоним и приходили к определенному мнению относительно самих сугийот. В отличие от ришоним, которые стремились достичь простого, буквального понимания проблемы максимальным приближением к существу изучаемой темы, у ахароним преобладало пристальное вглядывание в мельчайшие детали изучаемого, немалая часть их творчества — пилпул, нередко центральное место в комментарии занимает проблема, не относящаяся непосредственно к обсуждаемому тексту.
Рабби Шмуэль Эли‘эзер Эдельс, живший в Польше в 16 в., в своем комментарии «Хидушшей халахот» («Галахические новеллы») объясняет позиции Раши и авторов Тосафот, других ришоним, а также непосредственно талмудический текст. Ему же принадлежит комментарий «Хиддушей аггадот» («Аггадические новеллы»), посвященный комментированию Аггады, содержащейся в Вавилонском Талмуде.
«Пней Иехошуа» («Облик Иехошуа») рабби Я‘акова Иехошуа Фалька (18 в.) — аналитический комментарий, также базирующийся на учении ришоним, — содержит сравнительную характеристику параллельных сугийот на протяжении всего Талмуда и нередко приходит к оригинальным новым аспектам проблемы, отличным от учения ришоним.
Кодификаторы
Особое место в постталмудической литературе занимают многочисленные сочинения кодификативного характера (см. Кодификация закона), в которых из талмудической дискуссии извлекается халаха; затем халаха подвергается стандартизации и систематизации. Первые произведения этого жанра принадлежат перу вавилонских гаонов (см. Гаоны, Кодификация закона), однако наибольшего своего расцвета галахическая литература достигает в творчестве ришоним. «Халахот» рабби Ицхака бен Я‘акова Алфаси — руководство по актуальной Галахе, содержащейся в Талмуде, структурно параллельное Талмуду, сохраняющее его язык и терминологию. «Мишне Тора» Маймонида — галахический компендиум кодификативного свойства, он не содержит структурных параллелей Талмуда, в нем нет непосредственного цитирования талмудических источников. «Сефер ха-псаким» («Пискей ха-рош») рабби Ашера бен Иехиэля построена в соответствии со структурой Талмуда. «Арба‘а турим» его сына рабби Я‘акова бен Ашера включает в себя четыре раздела: Орах хаим, Иоре де‘а, Эвен ха-‘эзер, Хошен мишпат. «Бет-Иосеф» рабби Иосефа Каро — развернутое пояснение к предыдущим сочинениям, представляющее наиболее полный галахический сборник, сокращенный вариант которого называется Шулхан арух.
Комментирование Иерусалимского Талмуда
Многие поколения не занимались изучением Иерусалимского Талмуда, поэтому не возникала потребность в комментировании этого сочинения. Возрождение еврейской общины в Эрец-Исраэль в 16 в. привело к тому, что Иерусалимский Талмуд вновь оказался в центре внимания еврейских интеллектуалов. Первый дошедший до нас комментарий к Талмуду Иерушалми принадлежит перу рабби Шломо Сирилио (умер в 1557 г.), испанского изгнанника, жившего в Турции и Эрец-Исраэль — в Цфате в период расцвета еврейской жизни в городе, связанного с массовой иммиграцией евреев, изгнанных из Испании (1492). Возобновление еврейского поселения в Эрец-Исраэль сделало актуальными законы, связанные с проживанием там, и таким образом возникла необходимость в галахическом материале, содержащемся в разделе Зра‘им Талмуда Иерушалми; комментарий рабби Сирилио посвящен только трактатам этого раздела.
Систематический комментарий к большей части Иерусалимского Талмуда «Сде Иехошуа» («Поле Иехошуа») был написан рабби Иехошуа Бенвенистом из Константинополя (17 в.). Автор верифицирует текст Иерусалимского Талмуда, приводит цитаты из книг древних законоучителей по поводу его сугийот. В предисловии к «Сде Иехошуа» автор сетует на забвение Иерусалимского Талмуда. Первым ашкеназским комментатором Талмуда Иерушалми был рабби Элияху из Фульды (18 в.); благодаря его работе комментирование этого труда распространилось в Европе. Давид Френкель (18 в.), главный раввин Берлина, написал комментарий к разделам Мо‘эд, Нашим и части Незикин. Этот комментарий состоит из двух частей: «Корбан ха-эда» («Общинная жертва») — комментарий, непосредственно объясняющий текст, и «Шеерей корбан» («Остатки жертвы») — комментарий аналитического свойства, подобный Тосафот к Талмуду Бавли. Первый полный комментарий к Иерусалимскому Талмуду написал Моше Маргалит. Его комментарий, также состоящий из двух частей: «Пней Моше» и «Маре паним» — превосходит все написанные ранее: он содержит обширный материал по верификации текста, полученный автором в результате сравнения многих рукописей. Для того, чтобы объяснить реалии раздела Зра‘им, Маргалит изучал ботанику во Франкфуртском университете. Оригинальным и глубоким комментарием к Иерусалимскому Талмуду был также комментарий Виленского Гаона к разделу Зра‘им.
Ссылки
Статья «Талмуд» в Электронной еврейской энциклопедии