Абба Мари

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 06:16, 10 декабря 2010; Kofman (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 10/12/2010

Абба Мари бен Моше бен Йосеф - провансальский раввин. Родился в Люнеле недалеко от Монпелье в середине 13 века. Известен под прозвищем Ярхи от места его рождения (на ивр. яреах - луна), позднее взял имя Астрюк, дон Астрюк или Астрюк из Люнеля. Активный противник распространения рационалистической философии и аллегорического толкования Торы.



Борьба с аристотелизмом и аллегорическим толкованием Торы

Абба Мари бен Моше бен Йосеф родился в семье ученых Торы. Он - потомок Мешулама бен Якова из Люниля (один из его пяти сыновей, Йосеф, – был дедом Абба Мари). Абба Мари изучал талмуд, науки и философию, изучал труды Маймонида и почитал его, но в большей степени склонялся к учению Рамбана. Поселившись в Монпелье, Абба Мари обнаружил, что немало ученых Торы увлечены аристотелизмом, толкуют писание исключительно аллегорически, отрицают чудеса и сотворение мира. В серии посланий (позднее они были объединены под называнием «Минхат Кинаот» – «ревностная жертва») он обратился к рабби Шломо бен Адерету из Барселоны (Рашба), самому влиятельному раввину того времени, с призывом уничтожить источник зла, издав запрет на изучение философии и на аллегорическое толкование Торы. Рашба, несмотря на нежелание вмешиваться в дела не своей общины, был согласен с Аббой Мари в том, что касалось опасности новых рационалистических систем. С помощью Бен Адерета Аба Мари обрел союзников готовых помочь ему в его деле, среди них дон Бонафу Видаль из Барселоны и его брат дон Крескас Видаль. Предложение последнего запретить под страхом экскомунникации изучение философии и любых наук кроме медицины теми, кому не исполнилось тридцати лет, получило одобрение Рашбы. Рашба отправляет общине в Монпелье письмо, подписанное пятнадцатью другими раввинами, предлагая отлучить от общины тех, кто будет заниматься философией и наукой «физикой и метафизикой» не достигнув зрелости и не имея достаточных познаний в Торе. Кроме того было постановлено сжечь книги, истолковывающие Тору не по простому смыслу (пшату). В шабат в сентябре 1304 года, когда письмо собирались обнародовать письмо, Якоб Махир ибн Тиббон, известный астороном и математик, высказал протест против незаконного вмешательства Рашбы, рава из Барселоны, в дела общины. Возник раскол. Двадцать восемь членов общины подписали письмо Аббы Мари, одобряющее херем, остальные, под руководством Тиббона, отправили еще одно письмо бен Адрету, укоряя его и его коллег за то, что те подвергли осуждению целую общину, не разбираясь в местных обстоятельствах. В конце концов, борьба против философии и за нее привела к расколу все еврейство южной Франции и Испании. Получив поддержку равов Аржантьера и Люнеля и в особенности поддержку Калонимуса бен Тодроса, прозванного «наси Нарбонны», и выдающегося талмудиста РоШа, который находился тогда в Барселоне. Бен Адерет издает указ, подписанный тридцатью тремя раввинами из Барселоны, объявляющий херем тем, кто будет в течении следующих пятидесяти лет изучать философию и науки не достигнув тридцатилетия (постановление основывается на принципе Маймонида высказанном в «Путеводителе рассеянных», первая часть, глава 34). Приказ был обнародован в синагоге в шабат 26 июля 1305 года.

Однако, когда этот указа был перенаправлен в другие общины для одобрения, сторонники рационалистической философии под руководством Тиббонида издали встречный указ о хереме. Сторонники философии обратились к властям с просьбой вмешаться, конфликт стал приобретать угрожающий характер. Но неожиданное бедствие, постигшее евреев Франции, остановило конфликт. Изгнание евреев из Франции Филлипом 4 привело к тому, что евреи Монпелье вынуждены были искать убежище в Провансе, в Периньяне и частично на Майорке. Абба Мари переехал в Арль, и позднее в том же году в Периньян. Там он опубликовал свою переписку с Бен Адеретом и его коллегами в книге «Минхат кинаот» . Книга известна, в основном, этой перепиской, хотя Абба Мари опубликовал в ней еще и свой пиют и другие сочинения.


Труды. «Минхат Кинаот»

Абба Мари собрал свою переписку и сопроводил каждое письмо несколькими поясняющими замечаниями. Сохранилось несколько рукописных копий Мишнат Кинаот. Печатное издание Пресбург 1838 год, подготовленное М. Л. Бисличисом содержит: предисловие, трактат из восемнадцати глав о бестелесности Бога, переписку, трактат «Сефер hа ярхи», включенный также в 58 письмо, а также письмо Шем Това ибн Фалакьеры в защиту «Путеводителя рассеянных». Аба Мари выделяет три основные доктрины иудаизма: признание существования Бога и Его абсолютной власти, вечности, единства и нетелесности, сотворение мира из ничего, и особое провидение Бога. В трактате, включенном в книгу он показывает, что изучение философии, самом по себе полезное, как средство обретения знания Бога, требует большой осторожности, чтобы не быть введенным в заблуждение аристотелевой философией или ее неправильной интерпретацией, в том, что касается принципов творения из ничего или божественного провидения. Рукопись включает еще 12 писем, не вошедших в печатное издание «Мишнат Кинаот».


Источники

Статья в англоязычной Википедии

http://en.wikipedia.org/wiki/Abba_Mari

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация