Талмуд
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Талму́д (ивр. תָלְמוּד, «изучение, учёба») — центральный, наряду с Танахом, текст иудаизма, запись дискуссий амораев - мудрецов Израиля периода после записывания Мишны (начало 3 в. н.э.), проживавших в Вавилонии и в Земле Израиля. В талмуде собраны и отредактированы обсуждения амораями устной традиции: высказываний таннаев, Мишны и барайт. Цель обсуждений – прояснение и установление принципов, системы ценностей, из которых впоследствии выводится галаха.
Дискуссии мудрецов происходили параллельно как в Эрец Исраэль, так и в Вавилонии, что привело к написанию двух талмудов: Вавилонского Талмуда и Иерусалимского Талмуда. В силу исторических обстоятельств Вавилонский Талмуд получил большее распространение, чем Иерусалимский, так что в последующих поколениях он становится базой для вынесения галахических постановлений.
Вавилонский Талмуд с комментариями поколений мудрецов живших после завершения занаписания Вавилонского Талмуда – савораев, гаонов, ришоним и ахароним - представляет собой важнейший галахический текст наряду с Мишной. Эта книга наиболее изучаемая в ешивах и среди ученых Торы. К Вавилонскому талмуду написано огромное количество комментариев. Талмуд считается очень глубоким и сложным произведением требующим для его понимания больших знаний и искусства. Иерусалимский Талмуд изучается существенно меньше, (в основном в теоретической учебе), и меньше используется для вынесения галахических решений.
см. ст. Вавилонский Талмуд
Содержание |
История
Изначально галаха передается и разрабатывается изустно, еврейская ученость имеет устный характер. см. Устная Тора. Законоучителя излагали и обсуждали положения Устной Торы, многочисленных традиций, передававшихся из поколения в поколение (хотя некоторые делали свои личные записи «мегилот сетарим», например записи судебных решений). Ситуация коренным образом меняется с разрушением Храма и утратой еврейской автономии в 70 г. н.э. и последовавшим за этими событиями сдвигом всех еврейских социальных и правовых норм. Мудрецы столкнулись с новой реальностью: иудаизм без Храма как центра учености и учебы, и Иудея, лишенная автономии. Происходит переворот в юридическом дискурсе, поскольку старая система устной учености не может дольше продолжать существование. В этот период начинают записываться высказывания, рассуждения и дискуссии законоучителей. Создаются самые ранние формы записи устного закона – галахические мидраши, в которых галахическая дискуссия преподносится как истолкование Пятикнижия. Однако начиная с 200 года со времени записывания Мишны рабби Иеhудой hа Наси начинает преобладать альтарнативная форма записи – тематическая.
Изучение Торы в двух центрах: в Эрец Исраэль и в Вавилонии привело к появлению двух талмудов - Вавилонского, сформированного в ешивах Вавилонии, и Иерусалимского - плода учебы мудрецов земли Израиля. Несмотря на то, что оба талмуда основываются на одной и той же Мишне и сформировались в центрах, между которыми были многочисленные связи, они различаются языком, взглядами, содержанием, стилем и в большинстве случаев даже своими галахическими выводами. Вавилонский Талмуд называется также Гемара, `учение` — от арамейского גמיר. По мнению некоторых исследователей, название «талмуд» было заменено называнием «гемара» или «Шас» (шесть трактов Мишны ), чтобы обмануть христианскую цензуру, выводящую талмуд за рамки закона в большинство эпох. Название «талмуд» более древние, от эпохи таннаев его смысл: «учеба, подробное рассмотрение и толкование».
После завершения составления двух талмудов Вавилонский Талмуд стал главным произведением изучавшимся в диаспоре Израиля. Только немногие занимались Иерусалимским Талмудом и его влияние было намного меньшим (в основном среди евреев Ашкеназа и Италии). Вслед за Рифом и Рамбамом содержание Вавилонского Талмуда принято считать обязывающим в галахическом смысле во всей диаспоре Израиля, как пишет Рамбам пишет во введении в Мишней Тора: «…поскольку все то, что содержится в Талмуде, принял на себя весь Израиль». Исследователи объясняют это явление тем, что Вавилонский Талмуд прошел основательное редактирование савораями, а также большим влиянием гаонов Вавилонии, стремившихся превратить Вавилонских Талмуд в единственную базу для вынесения галахических решений в народе Израиля. В галахе принято объяснять преимущество Вавилонского Талмуда перед Иерусалимским тем обстоятельством, что он закончен последним, и существует принцип: галаха по последнему (галаха ки батра). В распоряжении редакторов Вавилонского Талмуда имелся Иерусалимский Талмуд, завершенный за несколько столетий до Вавилонского.
Структура
Комментирование и изучение
Со времени его завершения Талмуд становится неотъемлемой частью еврейской учености. В этом разделе описываются некоторые бызовые направления в изучения Талмуда.
Гаоны
Наиболее ранние комментарии на Талмуд написаны гаонами (прибл. 800-1000) Вавилонии. Наши основные знания об эпохе гаонов получены не из их непосредственных комментариев к отдельным трактатам Талмуда (они сохранились), но из высказываний положений включенных содержащихся в их респонсах , которые проливают свет на многие отрывки из Талмуда. Также для дальнейшего формирования галахической мысли очень важны сделанные ими сокращенные своды еврейского закона, такие как: «Галахот псукот» Йеhудайа Гаона, «Шеелтот» Ахайа Гаона и «Галахот гедолот» Шимона Кийары. После смерти Хай Гаона , центр талмудической учености смещается в Европу и Северную Африку.
Галахические и агадические извлечения
Одна из сфер талмудической учености, развившаяся из необходимости устанавливать галаху – галахические и агадические извлечения. Рабби Исаак Альфаси (Северная Африка 1013-1103) пытался извлечь и определить галахически обязывающие мудрецов из всего огромного корпуса текстов Талмуда. Труд Альфаси пользовался большим влиянием и позднее послужил основой для создания других галахических сводов. Другим влиятельным средневековым трудом, следующим структуре Вавилонского Талмуда и до некоторой степени повторяющим образец Альфаси стал труд рабби Ашера бен Йехиэля (ум. в 1327). В пятнадцатом веке испанский раввин Яаков ибн Хабиб составляет сочинение Аин Яаков, в которое помещает практически весь аггадический материал из Талмуда. Его цель - познакомить широкую публику с этическими частями Талмуда и опровергнуть многочисленные обвинения, касающиеся содержания Талмуда.
Комментарии
Текст Талмуда часто загадочен и труден для понимания. В его языке содержится много греческих и персидских слов, значение которых с ходом времени стало неясным. Большая сфера талмудической учености развилась из необходимости объяснить эти слова или неясные отрывки. Некоторые ранние комментаторы, такие, например, как рабейну Гершом из Майнца (10 в) и рабейну Хананель (ранний 11 век) авторы комментариев к разлчиным трактатам. Эти комментарии облегчают понимание текста. Другой важной работой является «Книга ключа» («Сефер а мафтеах») Ниссима Гаона, в предисловии к ней разъясняются различные формы талмудической аргументации, а также истолковываются краткие и темные отрывки при помощи отсылок на параллельные места, где те же идеи изложены более подробно и полно. До нашего времени дошли комментарии (хидушим) Йосефа ибн Мигаша к двум трактатам: Бава Батра и Шевуот, основанные на трудах Хананеля и Альфаси, как и компиляция Зехарьи Агамати («Сефер hа Нер»). Рабби Натан бен Йехиэль создает в 11 веке словарь «Арух», для облегчения понимания трудных слов.
Самый известный комментарий на Вавилонский Талмуд – комментарий Раши (рабби Шломо бен Ицхак 1040-1105). Это обширный комментарии практически на весь Талмуд , объясняющий слова и логическую структуру каждой сугии. Считается незаменимым для изучающих Талмуд.
Средневековое ашкеназийское еврейство создало еще один крупнейший комментарий, известный как «тосафот» (добавления) . «Тосафот» плод коллективного труда различных средневековых ашкеназийских комментаторов Талмуда (известных как тосафисты ). Одна из главных целей тосафот - объяснить и проинтерпретировать противоречащие друг другу утверждения в Талмуде. В отличии от Раши, тосафот создают не комментарий ко всему тексту, а скорее комментарий к некоторым избранным темам. Часто комментарий тосафот серьезно отличается от комментария Раши и вступает с ним в полемику.
Разделы и трактаты Талмуда
- Зраим (ивр. זרעים, посевы) — в Вавилонском Талмуде сохранился лишь один трактат, соответствующий этому разделу Мишны, — трактат Брахот («благословения»), который включает в себя галахические дискуссии, касающиеся молитвы Шма, Амида, а также различных благословений и времени молитв. Существует мнение, что в Вавилонии не был создан Талмуд к этому разделу, поскольку тематика этого раздела — обсуждение законов о земледельческих работах и урожае злаковых культур в пределах Эрец-Исраэль — не была там актуальной. А также возможно, что Талмуд к трактатам раздела Зраим существовал, но был утерян.
- Моэд (ивр. מועד, срок) — посвящён законам субботы и праздников. В нём формулируются законы, общие для всех праздников и специфические законы для некоторых из них.
- Нашим (ивр. נשים, женщины) — посвящён законам заключения и расторжения брака, родительским обязанностям, воспитанию детей и обучению их ремёслам. Два трактата этого раздела — Недарим и Назир — не имеют прямого отношения к этой тематике.
- Незикин (ивр. נזיקין, ущербы) — посвящён обсуждению законов о нанесенном материальном ущербе, системе наказаний и штрафов. Здесь же приводятся основные принципы еврейского права. Трактат Авода Зара обсуждает проблемы идолопоклонства, Пиркей авот — трактат, содержащий главным образом этическое учение законоучителей Талмуда.
- Кодашим (ивр. קדשים, святыни) — рассматривает законы жертвоприношений и храмовой службы, законы о пище (Кашрут) и Шхита (ритуальный убой).
- Теорот (ивр. טהרות, ритуально-чистые) — целиком посвящён теме ритуальной чистоты и нечистоты. В Вавилонском Талмуде есть только трактат Нидда из этого раздела.
Диалектика талмуда
В Талмуде принято открывать рассуждение мудрецов, касающееся определенной темы (сугии) цитатой из Мишны или брайты. Высказывания из них образуют стержень преемственности и авторитетности. Мудрецы Талмуда в своем большинстве не считают себя вправе спорить с ними, только истолковывать. После введения в виде цитаты чаще всего задается несколько вопросов: откуда взято суждение, приведенное в вводной цитате, не противоречит ли оно суждению, содержащемуся в другом источнике, не содержит ли оно внутреннего противоречия, можно ли выучить из него дополнительные вещи и другие подобные вопросы.
Иногда Талмуд приходит к заключению, что мишну необходимо понимать иначе, чем по простому смыслу,реконструирует изначальный вариант мишны, дополняя или сокращая ее текст. Дискуссия и приведение тех или иных высказываний мудрецов (меймрот) или галахических высказываний (шмуот) намечают направления возможных галахических решений поставленной этической, правовой, общефилософской и пр. проблемы, уточняют контуры проблемы и ее объем.
Талмудическое рассуждение развивается диалектически и ассоциативно, когда на каждый из вопросов дается ответ, в свою очередь вызывающий вопрос. Иногда имена задающих вопросы указываются, иногда нет. Рассуждение в Талмуде не всегда находит разрешение в галахическом постановлении, что вызывает споры в последующих поколениях ученых Торы. Решения даются не на все поставленные проблемы, нерешенные проблемы остаются в статусе «кашья»- затруднение или «тиювта»-возражение.
Талмуд широко пользуется прояснениями галахот по методам «толкований» старца Гилеля и раби Ишмаэля, так называемые «принципы толкования Торы». В традиции считается, что они были переданы Моше на Синае.
Переводы Талмуда
Раввин Адин Штейнзальц выполнил полный перевод Талмуда на современный иврит вместе с огласовкой и комментарием исходного текста. Иллюстрированный Талмуд издания Штейнзальца пользуется большой популярностью. Под его эгидой был выполнен перевод нескольких трактатов на русский.
До революции был сделан частичный перевод Талмуда Нохумом Переферковичем. В 2006—2009 годах перевод Переферковича был переиздан[1].
В настоящее время ведётся работа по полному комментированному переводу Талмуда на английский: англ. Artscroll Talmud Gemara. Schottenstein Edition.
Агада в талмуде
В талмуде содержится много агадического материала. Часть аггадических отрывков получила широкую известность и стала неотъемлимой частью литературного наследия Израиля. Некоторые из них загадочны и удивительны, как, например, аггадот Равы бар бар Ханы в трактате Бава Батра, комментаторы истолковывают их в русле тайного учения. Агадот содержат много исторического материала, хотя его достоверность часто вызывает сомнения. Отрывки из агады, в которых упоминается Иисус, были удалены из изданий талмуда христианскими цензорами и вернулись в него только в новейших изданиях.
Мнения комментаторов расходятся в том, какой степенью авторитетности обладает агада. Многие из ришоним, как например раби Шмуэль а Нагид, раби Ицхак Абаранель и другие (предположительно также и Рамбан) считают, что у них нет той авторитетности, какая присуща галахическим частям Талмуда. Но во всяком случае, все согласны в том, что, в принципе, из аггады нельзя учить галаху.
Иногда агада иллюстрирует или выделяет какой либо галахический принцип. Яркий пример этому - сугия «печь Ахная». Рамбам в своем предисловии к Перек Хелек приводит несколько подходов к агаде. Он отвергает ошибочные подходы понимания агады буквально, об агаде нельзя сказать ложь она или правда. Рамбам придерживается подхода, утверждающего, что ее следует понимать аллегорически.
Издания Талмуда
Установился обычай после первого венецианского издания Даниеля Бромберга(1520) печатать все издания Талмуда с сохранением номеров страниц венецианского издания, даже когда текст разбит на страницы иначе (как, например, в венском издании). Поэтому в любом издании Талмуда сохраняется нумерация 2947 листов, или 5894 страницы. Таким образом сохраняется возможность ссылок на определенный отрывок Талмуда. Ссылка состоит из названия трактата, номера листа, и указания его стороны, лицевой или оборотной.
Первое издание Талмуда на территории Российской империи было предпринято братьями Шапиро в городе Славута. Большая работа по редакции Талмуда проделана перед выпуском знаменитого Виленского издания Талмуда (1880), она была осуществлена коллективом раввинов литовских йешив и издательством «Вдова и сыновья Ромм». Это издание положено в основу почти всех последующих. Единственным текстом кириллицей в этом издании является строчка «Дозволено цензурой».
Цензура и антисемитские обвинения
Часть сугиет были уделены из Гемары из-за опасений преследований со стороны христиан, однако найденные рукописи и старые версии печатных изданий талмуда, как например венецианского издания, были собраны в отдельные сборники и в наши дни печатаются в ряде изданий талмуда. Большая часть купюр и искажений касается основателя христианства, Иисуса. Например, например из подвергнувшегося цензуре трактата Санhедрин были изъяты упоминания о Иисусе (Ешу) и его учителе Иегошуа бен Перахьи, описание того как Иисуса приговаривают к побиванию камнями «за колдовство и подстрекание к отступничеству» (43:А) и др подобные отрывки.
С момента завершения редактирования талмуда против него восставали многочисленные ненавистики Израиля. Они вырывают некоторые высказывания талмуда из их контекста и выставляют их как высказывания выражающие ненависть к нееврею (гою), или подстрекающие к тому, чтобы грабить его или не спасать его жизнь.
Изучение талмуда
Важность изучениея Торы в общем и Талмуда в частности - центральный мотив в иудаизме. Известны многочисленные высказывания мудрецов Израиля в каждом поколении и поколении о важности изучения Торы и об обязанности каждого еврея заниматься ею.
С момента его завершения талмуд составлял главный предмет изучения в большинстве ешив. Талмуд представляет собой плодородную почву для развития как теоретических возможностей галахи, таких как пилпул (метод доказательства в талмуде), так и псика – конкретного вынесения галахических решений.
Сегодня как и в прежние времена талмуд представляет собой главный предмет учебы в большинстве религиозных учебных заведений, в мире ешив. Однако в колелях часто больше сосредоточены на изучении собственно галахических сочинений.
Примечания
- ↑ Частичный перевод Талмуда Переферковичем. Переиздание.
Литература
- Ковельман А. Этика и поэтика Талмуда // Ковельман А. Б. Эллинизм и еврейская культура. — М., 2007, с. 115—122
Ссылки
- Полный Вавилонский Талмуд в Викитексте в текстовом режиме с Раши и Тосафот
- Полный Талмуд постранично в графическом режиме и аудио (иврит) (англ.)
- Полный текст Талмуда с поисковой машиной на сайте Снунит (иврит)
- Полный текст Талмуда с поисковой машиной на сайте Института Мамре (иврит)
- Статья «Талмуд» в Электронной еврейской энциклопедии
- Вавилонский Талмуд (Сончино). Центр Религиозной истины и терпимости. (англ.)
- Толкования Талмуда. Центр Религиозной истины и терпимости. (англ.)
- Толкования Талмуда, дополнения. Центр Религиозной истины и терпимости. (англ.)
- Посиделки с Талмудом Михаэль Дорфман.
- Талмуд. Комментарии на русском. Библиотека Руслана Хазарзара
- Талмуд. Комментарии на русском.
- Вавилонский Талмуд
- Талмуд. Изучение Талмуда по Интернету
- Постраничное изучение Талмуда с раввином Элиягу Эссасом. Проект рассчитанный на постраничное изучение Талмуда в течение 7 лет (по листу в день).(рус.)
- Дневная порция талмудической схоластики Юмористические пересказы схоластических «дискуссий» мудрецов из текста Талмуда с израильского антирелигиозного сайта «Даат Эмет»(рус.).
- Аудиоуроки рава И. Зельмана.
Шесть разделов Мишны (ивр. ששה סדרי משנה) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
als:Talmud
ar:تلمود arz:تلمود az:Talmud be:Талмуд bg:Талмуд bn:তালমুদ bs:Talmud ca:Talmud cs:Talmud da:Talmudel:Ταλμούδeo:Talmudoet:Talmud fa:تلمود fi:Talmudga:An Talmúdhr:Talmud hu:Talmud ia:Talmud id:Talmud is:Talmúdja:タルムード ka:თალმუდი ko:탈무드 lt:Talmudas lv:Talmuds ms:Talmud nl:Talmoed nn:Talmúd no:Talmud oc:Talmud pl:Talmud pms:Talmud pt:Talmude ro:Talmud scn:Talmud sh:Talmudsk:Talmud sl:Talmud sq:Talmud sr:Талмуд sv:Talmud sw:Talmud tl:Talmud tr:Talmudzh:塔木德 zh-yue:塔木德