Леон Бакст
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Леон Бакст | |
Файл:Bakst self.JPG | |
Имя при рождении: |
Лейб-Хаим Израилевич Розенберг |
---|---|
Дата рождения: |
10 мая 1866 |
Место рождения: |
Гродно (Российская империя) |
Дата смерти: |
28 декабря 1924 |
Место смерти: | |
Гражданство: |
Российская империя |
Жанр: |
художник, сценограф, книжный иллюстратор |
Работы на Викискладе |
Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Содержание |
Биография
Лев Розенберг родился 10 мая 1866 г. в Гродно (в настоящее время Беларусь) в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста. После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстраций книг.
На первой своей выставке (1889) принимает псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В начале 90-х выставляется в Обществе акварелистов. В 1893—1897 живёт в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 90-х примыкает к кружку писателей и художников, формирующемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратится в объединение «Мир Искусства». В 1898 совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, приносит ему славу.
Он продолжает заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова(1901), Андрея Белого(1905), Зинаиды Гиппиус(1906). Также преподаёт живопись детям великого князя Владимира. В 1902 в Париже получает заказ от Николая II на Встречу русских моряков.
В 1898 г. Бакст показывает работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.
Во время революции 1905 года Бакст работает для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».
С 1907 г. Бакст живёт в основном в Париже и работает над театральными декорациями, в которых производит настоящую революцию. Он создаёт декорации для греческих трагедий, а с 1908 входит в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes — («Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс» 1911, «Дафнис и Хлоя» 1912). Всё это время живёт в Европе, поскольку как еврей не имеет вида на жительство вне черты оседлости.
Во время визитов в Санкт-Петербург преподаёт в школе Званцевой. Одним из его учеников был Марк Шагал (1908—1910), но в 1910 г. они разрывают отношения. Бакст запрещает Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пойдёт во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении приведёт молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций). Шагал тем не менее поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.
В 1914 г. Бакст избирается членом Академии Художеств.
В 1918 г. Бакст окончательно разрывает отношения с Дягилевым и Ballets Russes. 27 декабря 1924 г. он умирает в Париже от отёка лёгких.
Наиболее известные работы
Картины и рисунки
- Ужин, 1902
- «Древний ужас», 1908, Русский музей
- Фантастический пейзаж
- Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней
- Элизиум
- Портрет Зинаиды Гиппиус
- Портрет Андрея Белого
- Портрет Ж.Кокто, 1911;
- Портрет Л.Мясина, 1914;
- Портрет В.Цукки, 1917;
- Портрет И.Рубинштейн, 1921;
- Портрет И.Бунина, 1921
Оформление спектаклей
- «Ипполит» Еврипида, 1902[1]
Оформление балетов
- «Клеопатра», 1909;
- «Жар-птица», 1910;
- «Нарцисс», 1911;
- «Дафнис и Хлоя», 1912.
Bakst Uzhin.jpg
Ужин. 1902 |
Bakst Gippius.JPG
Зинаида Гиппиус, 1906 |
Bakst Elisium.jpg
Элизиум, 1906 |
Bakst Lightning.jpg
Древний Ужас, 1908 |
Léon Bakst 001.jpg
Эскиз балетного костюма к балету Жар Птица. 1910 |
Bakst Nizhinsky.jpg
Нижинский в балете Полуденный отдых фавна 1912 |
Bakst - Ida Rubinstein (1885-1960) comme Helene de Sparte, 1912.jpg
Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету Елена Спартанская 1912 |
Bakst12.jpg
Желтая султанша. По мотивам балета "Шахерезада" 1916 |
Bakst2.png
Афиша к танцевальному рециталу Элизы Жуандо в парижском театре "Кариатид" ("Caryathis") 1919 |
Bakst4.png
Эскиз балетных костюмов Танцовщицы и Раба 1921 |
Bakst1923phedratheseus.jpg
Эскизы костюмов Федры и Тезея для трагедии "Федра", театр "Ренессанс", Париж 1923 |
4DPict14.jpg
Эскиз декорации к трагедии " Федра", II акт "Покои Федры", театр "Ренессанс", Париж 1923 |
Библиография
- AIexandre A., Cocteau J., L’art decoratif de Leon Bakst, P., 1913;
- Lewinson A., The story of Leon Bakst’s life, B., 1922.
- Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. Л., 1975;
- Голынец С. В. Л. С. Бакст, 1866—1924. Л., 1981
- Марк Шагал, Моя Жизнь, СПб, Азбука, 2000, ISBN 5-267-00200-3
Примечания
- ↑ Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-Х
Ссылки
- Леон Бакст. Биография и творчество художника
- Леон Бакст в библиотеке «Старатель»
- http://www.silverage.ru/paint/bakst/bakst_bio.html
- Л. Бакс в Rollins College(англ.).be-x-old:Леў Бакст
bg:Леон Бакстfi:Léon Bakstgl:Léon Bakstja:レオン・バクスト ka:ლეონ ბაქსტი ko:레온 박스트 la:Leo Bakst nl:Léon Bakst nn:Leon Bakst no:Leon Bakst pl:Léon Bakst sv:Léon Bakst tg:Леон БакстУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.