Маршак, Борис Ильич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Бори́с Ильи́ч Марша́к (в публикациях на западных языках — Boris I. Marshak; 9 июля 1933, Луга — 28 июля 2006, Пенджикент) — археолог, историк искусства, востоковед.
Детство провел в Ленинграде,без которого не мог жить. Он вернулся в свой любимый город навсегда в 1957. Сын писателей М.Ильина и Е. Сегал. Их книга "Как человек стал великаном" определила его жизненную позицию. Очень любил своих родителей, как и они его. По национальности — еврей, но был человеком мира. Один из последних энциклопедически образованных людей. За два месяца до смерти очень радовался, что узнал о последних достижениях в генетике. Ещё ребенком в эвакуации заинтересовался древностями Средней Азии. Поступил учиться на Кафедру Археологии Истфака МГУ, закончил учебу в 1956 г. В 1954 году впервые поехал на раскопки городища Древнего Пенджикента (Таджикистан), и с тех пор пропустил только один сезон - 1956 г., когда у МГУ должн был проходить военные сборы.После окончания МГУ работал в Институте истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР.Вся его научная жизнь была, в основном связана, с Таджикистаном. С 1978 г., начальник Пенджикентской археологической экспедиции (сменил на этом посту Александра Марковича Беленицкого). С 1958 г. непрерывно работал в Отделе Востока Государственного Эрмитажа, с 1978 г. — глава сектора Средней Азии и Кавказа. Кандидат исторических наук (1965 г.), доктор (1982); почетный член Американского Археологического Института[1], Королевского Азиатского Общества Соединенного Королевства[2], член-корреспондент Итальянского Института Африки и Востока[3], иностранный член французской Академии Надписей и Изящной Словесности[4].
Основная сфера научных интересов М. — археология Согдианы и восточное серебро, однако он оставил важный вклад и в таких различных дисциплинах, как политическая история Востока, история религий, метрология, издание и интерпретация восточных текстов, методология археологических исследований и др. Региональные рамки исследований М. простирались от Византии до Китая, хронологические — от античности до монголов. В последние годы жизни заниался искусством и историей Тибета. Им исследована теиа "Согдийца на чужбине" на основе находок так называемых согдийских погребальных памятников в Китае.
В своей книге «Согдийское Серебро» (М., 1971 г.) М. на основе анализа формальных, иконографических и других особенностей ряда серебряных сосудов, найденных, в первую очередь, на Каме и в Северо-Западной Сибири, пришел к выводу о существовании особого, ранее неизвестного центра производства серебряной утвари, который надежно отождествил с Согдианой.
Как участник, а с 1978 г. и руководитель Пенджикентской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа, М. продолжал и развивал раскопки эталонного памятника согдийской археологии. Раскопанная территория (по верхнему периоду, VIII в. н. э.) в настоящее время превышает половину площади городища, хронология керамики дает точность до четверти века, знаменитая настенная живопись найдена в большинстве частных домов. С 1996 г. Пенджикентская экспедиция публикует ежегодные отчеты в форме монографий.
В области интерпретации археологических объектов Пенджикента, наиболее яркой стороной деятельности М. выступает иконографическое и сюжетное исследование, реконструкция, «дешифровка» настенной живописи. В своей монографии «Legends, Tales and Fables in the Art of Sogdiana»[5] (NY, 2002) М. анализирует отражение «бродячих» литературных сюжетов древности и раннего средневековья в живописи Пенджикента.
Множество работ М. написал в соавторстве со своим учителем, А. М. Беленицким, и супругой, Валентиной Ивановной Распоповой, с коллегами и учениками. Б. И. Маршак скончался в Пенджикенте, похоронен там же.
Вдова Б. И. Маршака, археолог В. И. Распопова так описывает подробности случившегося:
Б. И. Маршак завещал его кремировать, а прах опустить в Неву. К сожалению, я не смогла выполнить его последнюю волю. Он умер 28 июля в пятницу, стояла страшная жара. Самолет в Питер был только в среду. Я благодарна всем пенджикентцам, бывшему мэру Д. Самедову, правительству Таджикистана, что они нашли возможносить похоронить его около крепостной стены древнего Пенджикента. Он отдал 50 лет своей жизни изучению культуры таджикского народа, который очень любил и уважал. Сейчас перед археолгами Таджикистана стоит задача сохранить замечательный коллектив Пенджикентской экспедиции, воспитанный Б. И. и продолжить раскопки Пенджикента. В. И. Распопова.
(Текст за подписью В.И. Распоповой был добавлен на этой странице 9 июня 2007 г., см. соотв. версию [6])
Ссылки
M. Compareti, P. Raffetta, G. Scarcia, Ērān ud Anērān. Электронный сборник («Webfestschrift») в честь 70-летия Б.И. Маршака [7]
В.Г. Шкода (V. Shkoda). Био-библиография Б.И. Маршака [8] (там же).
IN MEMORIUM- Boris Il'ich Marshak, 9 July 1933 - 28 July 2006, информационное письмо с рассылки Central-Eurasian-L [9]
Boris I. Marshak. Panjikant[10], статья для «Энциклопедии Ираники»[11]
Boris I. Marshak. Dewashtich[12] (Правитель Пенджикента в начале восьмого века), вышла в седьмом томе "Энциклопедии Ираники"
Boris I. Marshak. Masterpieces from Tajikistan [13].
Б.И. Маршак. Серебряное блюдо со сценой полета Александра Македонского, Byzantinorossica, 2, 2003, c. 1-41 [14] (формат статьи -- djvu)
Б.И. Маршак. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике, / Серия: Культура народов Востока. М.: 1971. 191 с. [15] (html)fa:بوریس مارشاکУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.