Гельман, Александр Исаакович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии

Алекса́ндр (Шу́ня) Исаа́кович Ге́льман (род. 25 октября 1933(19331025), Дондюшаны, Сорокский жудец (рум.), Королевство Румыния (ныне Дондюшанский район, Республика Молдова)) — русский драматург, писатель, сценарист, публицист, общественный и политический деятель.

Содержание

Биография

Шуня (впоследствии Александр) Гельман родился 25 октября 1933 года в бессарабском селе Дондюшаны (теперь райцентр Дондюшанского района Молдовы) в семье Исаака Давидовича (1904—1981) и Мани Шаевны (1910—1942) Гельман. Детство писателя пришлось на войну, семья была депортирована в бершадское гетто в Транснистрии, где погибла его мать. Младший брат и бабушка писателя погибли по пути в гетто в ходе т. н. марша смерти; в итоге из 14 депортированных членов его семьи до освобождения дожили только он и его отец.[1]

После войны жил в Кишинёве, учился в училище, работал слесарем, учился в военном училище, был офицером, работал на стройках и заводах.

В 1966 приехал в Ленинград. С 1967 по 71-й год работает корреспондентом ленинградских газет «Смена» и «Строительный рабочий».

На XXVIII Съезде КПСС избран членом ЦК КПСС. Вышел из партии в 1990. В 1989 избран народным депутатом Верховного Совета СССР, входил в Межрегиональную депутатскую группу. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

Творчество

В 1971 для нескольких документальных фильмов написал сценарии, в том числе для игрового фильма «Ночная смена», где сценарий написан в соавторстве с Т. Калецкой.

Позднее эти сценаристы стали авторами еще двух фильмов — «Считайте меня взрослым» и «Ксения — любимая жена Фёдора». Александр Гельман становится известным после фильма «Премия». На основе сценария Гельмана ставят одноименные пьесы в БДТ и во МХАТе О. Ефремовым. В 1978 А. Гельман переехал в Москву, во МХАТе поставлено много спектаклей по его сценариям. Театры более чем тридцати стран ставили пьесы по его произведениям.

С конца 1980-х гг. А. Гельман занят в публицистике, вел рубрику в журнале для кинематографистов «Искусство Кино», является политическим обозревателем газеты «Московские новости».

Семья

Супруга (второй брак) — Татьяна Павловна Калецкая (1937 г. рожд.). Дети: Марат Александрович Гельман (1960 г. рожд.), Павел Александрович Гельман (1967 г. рожд.).

Литературное творчество

Пьесы

  • Протокол одного заседания (1974)
  • Обратная связь (1976)
  • Мы, нижеподписавшиеся (1979)
  • Наедине со всеми (1982)
  • Скамейка (1983)
  • Зинуля (1984) другое название «Чокнутая»

Публицистика

  • Что сначала, что потом // ЛГ. — 1986. — 10 сент.;
  • Перестройка: обратные связи // ИК. — 1987. — № 9;
  • Время собирания сил // Сов. культура. — 1988. — 9 апр.;
  • Вопросы и мысли // ИК. — 1988. — № 9;
  • У нас в запасе нет вечности // ИК. — 1989. — № 1;
  • Как быть с консерваторами? // ИК. — 1989. — № 4;
  • Не выверни свободу наизнанку // ИК. — 1989. — № 7;
  • После съезда — перед съездом // ИК. — 1989. — № 8;
  • Кино и будущее // СФ. — 1989. — № 8;
  • Демократия — это человечность // Сов. культура. — 1989. — 4 ноября;
  • Принципы и компромиссы // ИК. — 1989. — № 11;
  • Грех упрощенчества // ИК. — 1990. — № 1;
  • Третий фронт // ИК. — 1990. — № 4;
  • Другие — это мы // ИК. — 1990. — № 5;
  • Тоска… // ИК. — 1990. — № 11;
  • Игра в бессмертие // ИК. — 1991. — № 1;
  • Они должны знать // ИК. — 1991. — № 3;
  • Нельзя без зимы // ИК. — 1991. — № 4;
  • Дожить бы до смерти // ИК. — 1991. — № 5;
  • Откровенно говоря // ИК. — 1991. — № 7;
  • Сверху вниз, снизу вверх // ИК. — 1991. — № 10;
  • Август // ИК. — 1991. — № 11;
  • Народ, начальство и мы // ИК. — 1992. — № 1;
  • Если выставить в музее шестидесятника // ИК. — 1992. — № 4;
  • Новые чувства, истины старые // ИК. — 1992. — № 5;
  • Жажда врага // ИК. — 1992. — № 9;
  • На зимнюю трезвую голову // ИК. — 1992. — № 12;
  • Демократия и мы // ЭиС. — 1993. — 28 окт. — 4 ноября;
  • Апостол Павел и мы // МН. — 1994. — 23 — 30 окт.;
  • Две с половиной культуры // ТЖ. — 1995. — № 10;
  • Не свободой единой // МН. — 1997. — 23 — 30 марта;
  • Моя революция // МН. — 1997. — 2 — 9 ноября;
  • Итоги без дороги // ЛГ. — 1999. — 21 окт.

Фильмография

  • 1970 — Ночная смена
  • 1974 — Ксения, любимая жена Федора
  • 1974 — Премия
  • 1977 — Обратная связь
  • 1979 — Неудобный человек (СССР) автор сценария совм. с П. Мовчаном
  • 1980 — Мы, нижеподписавшиеся
  • 1986 — Зина-зинуля
  • 1990 — Мы странно встретились
  • 2001 — Горбачев. После империи.
  • 2004 — Арье (Россия/Израиль/Литва), автор сценария совм. с Р. Качановым

Призы и награды

  • 1976 — Государственная премия СССР (за фильм «Премия»)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за лучший сценарий за 1978 год» за фильм «Обратная связь».

Библиография

  • Бауман Е. Тугой узел // СЭ. — 1986. — № 24. (о ф. «Зина-Зинуля», в том числе об А. Г.);
  • Левитин М. Зина-Зинуля // СФ. — 1987. — № 2. (в том числе об А. Г.);
  • Марголит Е. А вот она, музыка… // ИК. — 1987. — № 3. (о ф. Зина-Зинуля, в том числе об А. Г.);
  • Симанович Г. Диалектика свободы. Инт. с А. Г. // Сов. культура. — 1989. — 22 апр.;
  • Аннинский Л. Дважды два — четыре? / В кн.: Билет в рай. — М.: Искусство, 1989. (в том числе об А. Г.);
  • Ефремов О. Драматургия А. Гельмана на сцене театра / В кн.: Все непросто. — М.: АРТ, 1992;
  • Швыдкой М. Сашин юбилей // НГ. — 1993. — 26 окт.;
  • Гранин Д. Три юбиляра в одном лице// ОГ. — 1993. — 29 окт. (об А. Г.);
  • Цекиновский Б. Возвращение// ТЖ. — 1995. — № 3;
  • Шевелев В. Старость — это молодость мудрости // МН. — 1998. — 18 окт.;
  • Шаповал С. За скуку! Инт. с А. Г. // НГ. — 1999. — 17 апр.

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8

Примечания

  1. Александр Гельман. «Детство и смерть» Газета «Первое сентября», номер 24, 1999

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках