Галаха
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Галаха́ (ивр. הֲלָכָה) — традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. В более узком смысле — совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе, а также каждый из этих законов (халахот) в отдельности.
Содержание |
Происхождение названия
Термин Галаха происходит от еврейского глагола הלך (hалах), «ходить», и обозначает «путь действия», «руководство». На такое употребление слова «ходить» указывает Псалом 14, где праведным называется «тот, кто ходит непорочно» (Пс.14:2).
В грамматически прямой форме впервые применён в Мишне, а в сопряжённой форме (ивр. סמיכות, смихут) встречается в арамейском переводе ТаНаХа Онкелоса (Таргум Онкелос), где фраза «по праву дочерей» (Исх.21:9) звучит по-арамейски «ке-хилхат бнат Исраэль».
Понимаемый вначале как постановление, решение по конкретному поводу, термин Галаха, сохраняя первоначально узкий смысл, стал со временем служить обозначением и всей правовой и религиозной системы иудаизма.
Различия в интерпретации
В то время, как ортодоксальные евреи воспринимают Галаху как нечто неизменное, некоторые другие деноминации внутри иудаизма (например, представители реформистов) считают возможным недогматичное интерпретирование Галахи и даже изменение некоторых законов и установлений под влиянием новых знаний и накопленного общественного опыта.
Содержание Галахи
Поскольку жизнь ортодоксальных евреев во всех своих проявлениях регулируется религиозным законом, Галаха включает в себя все религиозные заповеди и законодательные установления иудаизма и многие дополнения к ним. Кроме того, в сферу Галахи входят правовые решения различных раввинов, устанавливающие нормы религиозного поведения или утверждающие отдельные законы.
Источники Галахи
В еврейском галахическом праве можно выделить пять групп законов
- Полученные объяснения ((ивр. פירושים מקובלים), то есть законы, написанные в Торе (Письменном Законе) и понимаемые в соответствии с устной традицией, полученной Моше на Синае;
- Законы, не имеющие оснований в Письменной Торе. Их называют — Галаха, полученная Моше на Синае ((ивр. הלכה למשה מסיני) или сокращенно Галаха.
- Законы, установленные мудрецами на основе анализа текста Письменной Торы, при использовании определенных методов толкования Торы ((ивр. פירושים מחודשים).Статус этой группы законов приравнен к законам, написанным в Торе напрямую
- Законы, установленные мудрецами с целью оградить евреев, от нарушения законов Торе (ивр. גזירות)
- Установления мудрецов, регулирующие жизнь еврейских общин ((ивр. תקנות)
Развитие Галахи
Хотя собрания законов появляются ещё в Торе, понятие Галаха возникает в послебиблейское время и подразумевает, как правило, Устный Закон, в противоположность Писаному.
Согласно ортодоксальной традиции, Галаха была дана Богом Моисею на горе Синай как составная часть истолкования Торы. Кроме того, уже Моисей, а вслед за ним и мудрецы следующих поколений, устанавливают законы, которые становятся частью Галахи. Общий комплекс Галахи в составе Устной Торы передавался изустно из поколения в поколение, пока не был записан в Мишне.
Развитие Галахи начинается во времена Эзры (Ездры), когда евреи приняли всю Тору как обязательное руководство в их повседневной жизни.
Развитие Галахи диктовалось тем, что многие законы, записанные в Торе, нуждались в истолковании или в точном их определении, а позже — в приспособлении к радикально изменившимся бытовым и социальным условиям.
Процесс развития Галахи, продолжающийся и в наши дни, можно условно разделить на ряд периодов.
Ранний период
Устное толкование Торы, по-видимому, началось вскоре после её объявления Письменным Законом (между серединой V в. до н. э. и началом IV в. до н. э.). Основоположником устного толкования предписаний Торы традиция считает Эзру, основываясь на свидетельстве Библии о его деятельности (Езд.7:10,11). Однако о ходе развития Галахи до эпохи Хасмонеев мало что известно.
Видимо, значительную роль в этом процессе играли мужи Великого собрания (аншей кнесет а-гдола). Им приписывается получение Закона от пророков и вручение его последующим законоучителям (Мишна, Авот 1:1), а также введение самих понятий Мидраш (в широком смысле изучения Закона), Галаха и Аггада и установление ряда религиозных обычаев. Существенной была и роль софрим, — по мнению некоторых исследователей, основателей Великого Собора. Их деятельность состояла в изложении галахических норм и традиций и в извлечении новых халахот из текста Священного Писания в ходе его толкования, что было тесно связано с их занятиями по обучению Торе.
Период таннаев
Ранние учителя Галахи назывались таннаи и амораи и занимались толкованием Галахи. Гиллель и рабби Шимон бен Гамлиель сформулировали герменевтические правила, посредством которых Галаха выводилась из библейских текстов и, следовательно, восходила к синайскому Откровению. Мишна, составленная рабби Иеhудой ха-Наси, стала основным текстом Галахи, и всё дальнейшее развитие еврейского закона опирается на Мишну или комментарии к ней. Поздние законоучители назывались савораи, гаоны и софрим.
Официальный статус в Государстве Израиль
В современном Израиле Тора и Талмуд признаются одним из источников (гражданского) права, на которые опираются суды, в том числе и при толковании применения законодательства, принятого Кнессетом.
10 ноября 2009 года министр юстиции Израиля Яаков Нееман заявил, в частности: «Шаг за шагом мы будем даровать гражданам Израиля законы Торы и сделаем Галаху основным законом страны. Мы должны вернуть народу наследие отцов. Тора дает ответы абсолютно на все вопросы, встающие перед нами.»[1][2]
См. также
Ссылки
- Статья «Галаха» в Электронной еврейской энциклопедии
- Алаха. Аудио уроки.
- Вавилонский Талмуд (Сончино) и раввинские сочинения1 раввинские сочинения1от Центра Религиозной истины и терпимости.
- Rambam In Russian
- Галаха — еврейский закон
- возможность задать раввину на вопросы по еврейскому закону (галохе) on-line
- Хафец Хаим «Краткая книга заповедей»
- М. Пантелят. «Царица суббота». Законы субботы
- М. Пантелят. «Путеводитель по кашруту»
- Мордехай Элиягу. «Пути чистоты». Законы чистоты семейных отношений
- Комментарии и уроки рава И. Зельмана.
Это незавершённая статья об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Шаблон:Правоar:هالاخاه
bg:Халаха ca:Halacà cs:Halacha da:Halakhafa:هلاخا fi:Halakhaja:ハラーハー lt:Halacha lv:Halakha ms:Alaha nl:Halacha nn:Halakhá no:Halakhá pl:Halacha pt:Halachá ro:Halakhasr:Халаха sv:Halacha tl:Batas Hudyo tr:HalahaУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>