Баснер, Вениамин Ефимович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
Вениамин Ефимович Баснер | |||
Дата рождения |
1 января 1925 |
||
---|---|---|---|
Место рождения |
Шаблон:Ярославль |
||
Дата смерти |
3 сентября 1996 |
||
Место смерти |
Репино, Санкт-Петербург |
||
Страны |
СССР → Россия. |
||
Профессии |
композитор |
||
Награды |
|
||
http://www.basner.ru/ |
Вениами́н Ефи́мович Ба́снер (1 января 1925, Ярославль — 3 сентября 1996, Репино, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор.
Содержание |
Биография
Обучался игре на скрипке в детской музыкальной школе № 1 в Ярославле. Одним из первых крупных музыкальных впечатлений в жизни юного Баснера стало исполнение в Ярославле в 1938 году Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича. По окончании Ярославского музыкального училища в 1942 году Баснер был приглашён в Ярославскую филармонию в качестве солиста, но уже через год был призван в армию, где служил в военном оркестре аранжировщиком, а также ремонтировал музыкальные инструменты.
В 1944 году Баснера демобилизовали, и он поступил в Ленинградскую консерваторию по классу скрипки и композиции. Окончив консерваторию в 1949, он начал выступать как солист и оркестровый музыкант. В 1955 году Баснер стал членом ленинградского отделения Союза композиторов СССР и возглавил в нём комиссию по работе с молодёжью. В последующие годы композитор много сочинял, наибольшую известность ему принесли его оперетты, военные песни и киномузыка (в том числе «С чего начинается Родина» (из к/ф «Щит и меч»), «На безымянной высоте», «От разлуки до разлуки» (из к/ф «Тишина»), «Березовый сок» (из к/ф «Мировой парень»), «Белой акации гроздья душистые» (из к/ф «Дни Турбиных»), «Песня о рыжем щенке» (из к/ф «Учитель пения»), «Это было недавно, это было давно» (из к/ф «Друзья и годы»). Баснер также является автором ряда статей в музыкальных журналах СССР. В 1982 композитору было присвоено звание Народного артиста РСФСР.
Большое влияние на творчество Баснера оказала его многолетняя дружба с Дмитрием Шостаковичем. Шостакович хорошо отзывался о сочинениях Баснера, помогал продвигать их на сцену. Как и Шостакович, Баснер высоко ценил музыку Густава Малера (чьё влияние также заметно в музыке композитора) и еврейский музыкальный фольклор. В 1994 году Баснер смог осуществить свою давнюю мечту — открыть в Петербурге еврейский театр «Симха» («Радость»), и на первом представлении мюзикла «Еврейское счастье» сам исполнил партию скрипки.
Основные сочинения
- Оперы
- «Вешние воды» (по роману И. Тургенева, 1975)
- «Отель „Танатос“» (по роману А. Моруа, 1991; не окончена)
- Балет
- «Три мушкетёра» (1964)
- Оперетты и мюзиклы
- «Полярная звезда» (1966)
- «Требуется героиня» (1968)
- «Южный крест» (1971)
- «Год голубого зайца» («Белый танец»; 1978)
- «Между небом и землёй» (1980)
- «Блистающие облака» (1982)
- «Моя хата с краю» (1985)
- «Мы из Одессы, здрасьте!» (1988, не окончена)
- «Ты — великая актриса» (1990)
- «Еврейское счастье» (1994)
- Вокально-симфонические сочинения
- «Весна, песни, волнения» (текст Л. Мартынова) для голосов соло, хора и оркестра (1963)
- «Вечный огонь» (текст М. Матусовского) для баритона, хора мальчиков и оркестра (1971)
- Пять стихотворений М. Лермонтова для баритона и оркестра (1979)
- Симфония № 2 «Блокада» (текст М. Матусовского) для баритона, хора и оркестра (1983)
- Симфония № 3 «Любовь» (текст Э. Верхарна) для тенора и оркестра (1988)
- Сочинения для оркестра, концерты
- «Поэма об осаждённом Ленинграде» (1957)
- Симфония № 1 (1958)
- Концерт для скрипки с оркестром (1966)
- Концерт для виолончели с оркестром «Царь Давид» (1967—1980)
- Симфониетта для флейты и струнных (1972)
- Симфония «Катерина Измайлова» (по опере Шостаковича, 1993)
- Камерные сочинения
- Пять струнных квартетов (1948, 1953, 1960, 1969, 1975)
- Соната для скрипки и фортепиано (1982)
- Камерно-вокальные сочинения
- «Парабола» (текст А. Вознесенского) для баритона и фортепиано (1962)
- «Гойя» (текст А. Вознесенского) для баритона, английского рожка, фагота и фортепиано (1965)
- Восемь стихотворений А. Ахматовой для меццо-сопрано и гитары (1977)
- «Памяти Владимира Высоцкого», шесть баллад для голоса и инструментального ансамбля (1981)
- Сюита на стихи О. Мандельштама и других авторов для баритона, гобоя, английского рожка, двух фаготов и фортепиано (1983)
- Романсы и песни для голоса и фортепиано на стихи русских и зарубежных авторов
- Музыка более чем к 100 кинофильмам
- Прочие сочинения
Литература
- Белецкий И. В. Вениамин Баснер: монографический очерк. — М., Л., 1972.
- Тищенко Б. И. Вениамин Ефимович Баснер. — «Музыкальное обозрение» № 9/1996.
Ссылки
- Официальный сайт Вениамина Баснера
- Приложение к официальному сайту Вениамина Баснера (песни)et:Veniamin BasnerУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.