Отношение иудаизма к концепции "Непогрешимости"
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Непогрешимость - догматическое отрицание возможности ошибиться для одного человека или группы лиц. Широко известен догмат о непогрешимости папы, говорящего с кафедры. В данной статье разбирается отношение к непогрешимости в иудаизме.
Содержание |
Тора об ошибках
Самый авторитетный образ во всем ТаНаХе – Моше дан в Торе отнюдь не безошибочным. За свой грех он не может войти в Землю Израиля. В другом месте [1]«Моше paзгневался на военачальников, … и все одежды, и все кожаные вещи, и все вещи, сделанные из козьей шерсти, ..., и все деревянные сосуды очистите. Сказал Элазар-коhен воинам…: "вот закон об учении, который Бог заповедал Моше: только золото…, всё, что проходит через огонь, проведите через огонь’. Талмуд[2] объясняет, что Элазар был вынужден выступить с дополнительными законами, несмотря на присутствие Моше. Из этого следует, что Моше забыл закон. как сказал Реш Лакиш: «Каждый человек, который гневается, если он мудрец – удаляется его мудрость, ...откуда мы учим про мудрость? из Моше». В книге Левит описано много жертв за ошибки. Самая любопытная, если все общество ошибется [3]. Традиционный Мидраш объясняет, что имеется в виду ошибка Верховного Суда - самые главные лидеры народа. Из этого следует вывод, что ни один человек или общественный орган не гарантирован от ошибок, и Тора предвидит и предсказывает это, ведь законы даны не для пустоты, а для практического использования [4].
Талмуд об ошибках
Имеется целый трактат Орайот, предписывающий разный процедуры, когда найдена ошибка на самом разном уровне. Фактически, это реализация законов об ошибках из книги Левит. Мудрецы много спорят друг с другом, так что закон устанавливается мнением большинства. Одно особенно яркое место - история с печью Ахная [5]. Рабби Элиезер оказался один против всех. После обсуждения в качестве доказательства приводятся чудеса и даже голос неба, поддерживающий мнение одиночки. Но, тем не менее, закон алахи устанавливается по большинству, как это принято в еврейском законодательстве, а голос Неба игнорируется, так как не принадлежит Синедриону. Из этого места видно, что и в законодательном процессе большинство Мудрецов может ошибиться, но закон будет все равно принят.
Средневековье
В Средние века протекали бурные дискуссии со взаимными отлучениями и даже сжиганием книг, так что о чей-то непогрешимости не может быть речи. Впрочем, видимо, Рамбан первый высказался, что мы должны иметь веру в Мудрецов Талмуда (эмунат хахамим), в то время как рационалистическая школа считала, что их авторитет зиждется на принадлежности к законодательному собранию. В характерном пассаже из Рамбам, что мы никогда не можем по-настоящему знать, что даже пророк говорит истину, но Тора предписывает его слушать, если он обладает признаками пророка[6].
Новое время
В кругах близких к ортодоксальному модернизму большинство считает Мудрецов Талмуда выдающимися людьми своего времени, которые, как и любой человек не застрахованы от ошибок. Кроме того, в Талмуде встречаются представления о природе, заимствованные Мудрецами из представлений своего времени, например, о твердом небе, иногда они даже более отсталые, чем взгляды тогдашних ученых[7]. Все это, однако, не умаляет важности соблюдения постановлений Мудрецов Талмуда, так как они были законодателями. В качестве яркого примера, можно привести главу Йешивы «Эйхал Элияу» р. ШД Бочко, которые считает методически необходимым приводить ученикам примеры ошибок авторитетов прошлого на всех уровнях. В ультра ортодоксальных (харедим) кругах более популярна точка зрения Хазон Иш: «Все, что сказано в Талмуде, …будь то Агада или Алаха, - вещи открытые нам в пророчестве, всякий, кто отклоняется от этого положения, отрицает слова Мудрецов, и если он резник – его продукты некошерны» [8]. Впрочем, Хазон Иш все-таки разрешал думать, что земля обращается вокруг солнца, а не наоборот [9].
Вопрос, какая точка зрения правильнее, зависит от мировоззрения.