Юшкевич, Павел Соломонович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск

Павел Соломонович Юшкевич (1873—1945) — русский философ, брат русско-еврейского прозаика и драматурга Семёна Соломоновича Юшкевича; племянник

Содержание

Биография

Участник социал-демократического движения, впоследствии меньшевик.

Был сторонником идей Маха — одной из разновидностей этого направления: эмпириосимволизм. Философская мысль Ю., сводится к тому, что «поток данного» лишен какой-либо упорядоченности и смысла — их вносит в «поток данного» наше сознание. Такое понимание родственно солипсизму. Во избежание такой интерпретации, Ю., различает разум человека от сверхчеловеческого разума — Логоса — носителя «предельных эмпириосимволов».

Философские взгляды Ю., подверглись острой критике В. И. Ленина — он назвал их «...плодом незнания диалектики» (Соч. т. 14, стр. 249).

После Октябрьской революции — сотрудничал в меньшевистском журнале «Объединение» (Украина).

1919 год — отошел от политической деятельности.

Работал в Институте Маркса и Энгельса (Москва): занимался, в основном, философскими переводами (до 1930 года).

Цитаты из произведений

«Современный материализм и марксизм» (стр. 189):

Реальность можно трактовать двояко: элементарное и иррациональное понятие ее - это неповторяющийся, только раз данный поток бытия; это своего рода нереальная реальность, подобная психологическому времени, имеющему два бесконечных данных, но идеальных измерения: прошлое и будущее, и одно реальное измерение: точку - настоящее. Рациональное же понятие реальности сводит ее к предельной системе символов, по отношению к которой всякая научная система есть инфинитная система символов..., так сказать, символика в квадрате.

«Современная энергетика» (стр. 178):

Если уже говорить о данном, то основное, первичное и даже единственно данное - это поток сознания, все проникающая взаимная связь и соотносительность переживания. Все связано со всем, все может означать все, все потенциально символизирует все. Переживания всегда даны в известной перспективе, в известной связи между собой, то есть в известном соотношении соозначения.

«Современный материализм и марксизм» (стр. 153):

Материальность предмета заключается именно в определенной, независимой от нас связи его элементов, представляющейся нам по типу зрительно осязательных связей в символе материи.

«Современная энергетика...» (стр. 111):

Общие же понятия являются только заместителями скрытых психических рядов.

Библиография

  1. «Современный материализм и марксизм» / «Современный мир», СПБ, апрель 1907.
  2. «О материалист. понимании истории» / СПБ., 1907.
  3. «Материализм и критический реализм» / СПБ, 1908.
  4. «Современная энергетика», в сборнике: «Очерки по философии марксизма» / СПБ, 1908.
  5. «На темы дня» / Вершины. СПБ, 1909. Кн. 1.
  6. «Новые веяния» / СПБ, 1910.
  7. «Мировоззрение и мировоззрения» / СПБ, 1912.
  8. «О материалист. понимании истории» / Одесса, 1912, 2-е изд.
  9. «О сущности философии»: (К психологии философского миросозерцания) / Одесса, 1921.
  10. «Теория относительности Эйнштейна и ее филос. истолкование» / М., 1923.

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация