Бар-Гебрей

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск

Григорий Иоанн Бар-Эбрей, он же Абу-ль-Фарадж ибн Гарун (1226, Малатья, Конийский султанат, ныне территория Турции, — 30 июня 1286, Марага, Иран) — сирийский церковный деятель, писатель и учёный-энциклопедист.

Бар-Эбрей — прозвище, означающее «сын еврея». Однако его отец перешёл в христианство яковитского обряда. Поскольку основные сочинения Бар-Эбрея написаны по-сирийски и по-арабски, известен он больше по арабизированной форме своего имени — Абу-ль-Фарадж.

Содержание

Биография

Абу-ль-Фарадж родился в 1226 году в городе Малатья в состоятельной семье крещёного еврея врача Аарона (арабское имя — Харун бин Тума аль-Малати).[1] поэтому Абу-ль-Фарадж с юных лет мог обучаться сирийскому, греческому и арабскому языкам, затем — богословию и философии. Под руководством отца и других известных врачей города он также приобщался к врачебному искусству.

В 1244 году врач Аарон поступил на службу к одному из монгольских военачальников, а потом перебрался вместе с семьёй в Антиохию, столицу Антиохийского княжества. Здесь Абу-ль-Фарадж продолжил своё образование. Вскоре он стал монахом одного из яковитских монастырей, а позднее отправился в Триполи.

В 1246 году Абу-ль-Фарадж был посвящён в епископы Губоса (близ Малатьи) и принял имя Григорий. Год спустя он стал епископом Лакабены, а в 1253 был переведён с тем же чином в Халеб. В 1264 году новый патриарх назначил Абу-ль-Фараджа мафрианом яковитов Месопотамии, он оставался на этом посту до самой смерти.

Абу-ль-Фарадж не раз бывал в Тебризе, столице государства Хулагуидов, встречался с ильханами. Во время поездок он читал в яковитских монастырях лекции об Евклиде и о «Вселенной» Птолемея. Способствовал строительству культовых сооружений в этих городах.

Абу-ль-Фарадж старался защитить перед монгольскими правителями всех христиан, независимо от принадлежности к различным течениям.

Абу-ль-Фарадж был одним из самых плодовитых и выдающихся сирийских писателей. Во всех его сочинениях виден добросовестный и критический исследователь, который старается глубже вникнуть в причинную связь событий. Современники называли его Красой века (Farîd al zamân) вследствие его отличных познаний во всех науках.

Главный исторический труд Абу-ль-Фараджа «Хроника» излагает все познания его и его предшественников в области истории и состоит из двух частей.

Первая часть, посвящённая гражданской и политической истории, известна под названием «Chronicon syriacum» и была издана П. И. Брунсом и Г. В. Киршем в 1789 г. Второй том содержит историю сирийской церкви, а также несториан и антиохийского патриархата, — издан Ж. Б. Аббелоосом и Т. Ж. Лами (3 тома, Лёвен, 1872—74).

Некоторые отрывки его обширного богословского сочинения «Сокровища тайн» (Aussar râfe) сделались известны благодаря Бернштейну, стараниями которого они изданы в Бреславле.

Полное собрание грамматических трудов Абу-ль-Фараджа выпустил аббат Мартен «Oeuvres grammaticales d’Aboul-Faradj dit Bar Hebraeus», ч. 1 и 2, (Париж, 1873), а его краткую сирийскую грамматику издал Берто (Гётт., 1843).

Автобиография его напечатана Иосифом Ассемани в «Bibliotheca orientalis» (т. 2), где вместе с тем помещён полный перечень сочинений Бар-Эбрея. В последние месяцы своей жизни Абу-ль-Фарадж работал по просьбе друзей над составлением на арабском языке извлечения из его обширнейшего исторического сочинения. Это извлечение издал Е. Покок под названием «Abulpharagii historia dynastiarum» (Оксфорд, 1663).

Источник

Примечания

  1. Гусейнов Р. А. Бар-Эбрей и его «Всеобщая история». Проверено 17 сентября 2008.

Библиография

Сочинения Абу-ль-Фараджа

  • Абу-ль-Фарадж Книга занимательных историй / Перевод с сирийского А. Белова и Л. Вильскера, редакция и предисловие Н. В. Пигулевской. — М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1961.

Литература

Ссылки

  • Абу-ль-Фарадж. — на сайте Восточная литература. Проверено 17 сентября 2008.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация