Эмунот ве-Деот
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Raphael | |
01/06/2011 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Эмунот ве-Деот[1] (ивр. אמונות ודעות - "Веры а мнения") - труд Саадьи Гаона, первое систематическое изложение религиозной философии. Свою работу Саадия писал в соответствии с мусульманскими канонами, это нашло своё отражение в логике изложения.
Трактат состоит из введения и 10ти глав.
Содержание |
Введение
Саадия придерживался взлядов, противоположных караимам, отвергавшим Устный Закон (Мишна и Талмуд), а потому в своём труде изложил положения раввинистического иудаизма.
Во введении автор упоминает о причинах, побудивших его написать "Эмунот ве-Деот". Его сердце было крайне расстроено, когда он увидел запутанное отношение к вопросам религии у своих современников - как у соблюдающих, так и у отрёкшихся от иудаизма. Люди тонули в море сомнений, их захлёстывали волны духовных ошибок, и некому было им помочь. И Саадия почувствовал, что обязан уберечь их от опасности путём укрепления верующих в их вере, и спасения сомневающихся от их страхов.
После этого описания о причинах неверия и сущности веры предпринята попытка опровергнуть мнения скептиков и показать, что знание истины может быть достигнуто с помощью рационального мышления. Наряду с тремя источниками познания — чувственным восприятием, самоочевидными принципами и логическими выводами — Саадия Гаон постулирует четвертый источник: надежная традиция, то есть доверие к свидетельству других людей, без которого невозможно существование общества. В иудаизме надежная традиция означает передачу Божественного откровения, данного пророкам, через Писание и Устный Закон. Хотя, по мнению Саадии, познание истины может быть достигнуто рациональным путем, откровение необходимо, потому что оно внушает истину тем, кто не способен к рациональному мышлению, и в то же время направляет мысль тех, кто ему предается. Рациональное мышление не должно противоречить учению религии.
Саадия Гаон верит в соответствие между разумом и откровением, одно, по его мнению, не может противоречить другому. Если учение какого-то пророка противоречит разуму, оно должно быть отвергнуто, даже если сопровождается чудесами. Библейские высказывания, которые на первый взгляд противоречат рациональному мышлению (например, антропоморфные описания Бога), должны интерпретироваться как аллегории. Саадия Гаон, таким образом, не подчиняет откровение разуму, но фактически следует откровению, которое учит, что Бог бестелесен..
Краткое содержание
Содержание
Сотворение мира
При описании сотворения мира Саадия доказывает свою точку зрения, при этом первое, основанное на положениях философии Аристотеля, которое можно проследить и в других местах книги, и остальные три, заимствованные из калама. Общее для всех доказательств — положение о конечности мира во времени и пространстве, предполагающее вечность его Создателя. В ходе рассуждений автор приходит к выводу, что мир был сотверён из ничего Творцом, который Сам отличен от мира. Дальнейшие положения книги опровергают другие 12 космологических теорий происхождения мира (эта часть даёт наиболее интересную информацию о знании Саадией греческой философии) а затем опровергают и возражения против мнения Торы.
Единство Творца
Учение Саадии Гаона о природе Бога основывается на его представлении о Боге-Творце. Бог, считает Саадия, будучи причиной всякого телесного бытия, сам бестелесен, не подчинен телесным атрибутам числа и количества, а следовательно един. Ему присущи три существенных и единых в своей основе качества: жизнь, сила и мудрость. Бог сотворил мир не в силу необходимости, а актом свободной воли. Мир сотворен ради блага сотворенных существ, которые могут достичь подлинного счастья путем служения Богу и исполнения Его заповедей.
Откровение и Заповеди
Божественные заповеди (мицвот), описанные в Торе, были даны человечеству по милости Творца как средство достижения полноты счастья. Согласно классификации, заимствованные Саадией из исламской теологии (но иудейской по сути), на
- рациональные (мицвот сихлийот) и
- иррациональные (сокрытые, традиционные, мицвот шимийот, буквально `воспринятые на слух`), хотя и последние можно истолковать логически.
Рациональные законы, которые могли бы быть постигнуты разумом даже независимо от откровения, а традиционные законы, включающие ритуальные и церемониальные (например, законы кашрута), не имеющие рационального обоснования. Традиционные законы нельзя считать добрыми или злыми с точки зрения разума, их делает таковыми Божественное повеление или запрет. Для познания традиционных законов, очевидно, необходимо откровение, однако оно требуется и для конкретного применения рациональных законов, поскольку разум постигает лишь абстрактные принципы и общие нормы.
Затем автор спорит с точкой зрения индуистов брахманов о бесполезности пророчеств. Далее Саадия рассказывает о содержании Торы, о доверии к иудейской традиции, опровергая мнения, что законы Израиля отменены.
Свобода воли: послушание и непослушание
Основу этого раздела составляет взаимодействие теорий о свободе воли и о всемогуществе и всеведении Бoга. Саадия начинает с антропоцентрических постулатов о том, что человек - цель творения и заканчивает примерами из Торы относительно свободы действий человека
Достоинства и недостатки
Автор делит людей на 10 категорий сообразно с их достоинствами и недостатками, с их религиозными и моральными качествами. Например, при описании благочестивых и нечестивых, Саадия описывает такую проблему как страдания первых и счастье вторых. Смирение, считает автор, приводит к покоянию, молитве и прочим признакам благочестивого человека.
Душа и смерть
Прежде описания своей точки зрения автор исследует предшествующие теории (в основном из греческой философии).
Человек, считает Саадия Гаон, состоит из тела и души, которая не может действовать сама по себе и нуждается в теле, служащем ей орудием. Саадия рассуждет об отношении души к телу, об их сотрудничестве ради жизнедеятельности человека, о сосуществовании (жизни) и раздельного проживания (смерти)
Беспредельная благость Бога предполагает, что человеку предоставлена возможность самому заслужить свою награду. Следовательно, человек должен обладать свободой выбора — иначе воздаяние не будет справедливым. Саадия Гаон пытается примирить свободу выбора с Божьим всеведением, утверждая, что Божье всеведение не детерминирует поступки человека и, следовательно, не ограничивает его свободы выбора. Проблема теодицеи, вопрос о страданиях праведника и преуспевании грешника решается, согласно Саадии Гаону, обещанием воздаяния в олам hа-ба.
Раздел заканчивается опровержением теории реинкарнации.
Воскресение мёртвых
В последней части «Эмунот ве-деот» Саадия обсуждает проблемы эсхатологии: воскресение из мертвых, приход Мессии и избавление.
Мессианские ожидания
Будущий мир
Нравственное поведение, мысли и вера
В заключение он пишет о том, как человек, исполняя заповеди в этом мире, может достичь истинного счастья.
Переводы
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Источники
Примечания
- ↑ Оригинальное название كتاب الأمانات والإعتقادات (Китаб аль аманат валь-и' тикадат — "Книга о верованиях и религиозных мнениях")
Ссылки
- "Эмунот ве-Деот" в оригинале (араб.)
- "Эмунот ве-Деот" - перевод на иврит