Элиэзер бен Иоэль hа-Леви из Бонна
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Элиэзер Бен Иоэль hа-Леви Из Бонна ( акроним רַאֲבְיָ"ה, Раавья, или רַאבְיָ"ה, Равья; 1140–1225), еврейский ученый, галахист (см. Галаха).
Биографические сведения
Учился у своего отца, Иоэля hа-Леви из Бонна, а также у Иеhуды бен Шмуэля хе-Хасида и Иеhуды Калонимуса из Майнца.
После смерти брата Ури, погибшего мученической смертью в 1216 г., от скорби стал терять зрение, так что его ученики записывали его новеллы (см. Раввинистическая литература) под диктовку.
За свою жизнь Элиэзер бен Иоэль неоднократно переезжал с места на место — он жил в Бонне, Вормсе, Вюрцбурге, Майнце, Кельне, Регенсбурге и, по-видимому, в городах Франции и Ломбардии.
Раввин
Он отказывался от поста раввина, чтобы «не извлекать из Торы ни славы, ни выгоды». Но когда у него отняли все его имущество, он уступил просьбе отца и принял пост раввина Кельна в 1200 г.
Этот пост принес ему славу выдающегося духовного вождя и галахиста.
Труды
Его основной труд «Равья», имеющий и второе название — «Ави hа-эзри» («Мой отец — моя помощь»), содержит hалахот, дискуссии по юридическим проблемам в порядке, соответствующем порядку талмудических трактатов (см. Талмуд), а также респонсы (см. Раввинистическая литература), написанные простым и ясным стилем, которым, как правило, предпослано рифмованное вступление.
Другое сочинение Элиэзера бен Иоэля — «Мишпетей ктубба» («Законы бракосочетания»; см. Ктубба), к которому был приложен трактат «Седер биньян Баит шени» («Порядок сооружения Второго храма»).
Средневековые ученые упоминают сочинение Элиэзера бен Иоэля «Авиасаф» (буквально «Мой отец собрал») — комментарий к талмудическим трактатам Нашим и Незикин.
По всей видимости, Элиэзер бен Иоэль также написал тосафот к некоторым талмудическим трактатам, разъяснения к различным местам Пятикнижия, а также шесть пиютов.
Хотя основная цель Элиэзера бен Иоэля состояла в установлении hалахот, его подход к разъяснению текста и к основным источникам (Вавилонский и Иерусалимский Талмуд, ришоним) напоминает подход тосафистов.
Галахические труды Элиэзера бен Иоэля считались основополагающими вплоть до выхода в свет Шулхан арух.
Выдающиеся кодификаторы закона опирались на его труды, а рабби Элиэзер из Меца называл его столпом и устоем Галахи.
Элиэзер бен Иоэль славился также своим благочестием и этическим учением; его современники говорили, что его увещевания достигали цели и вызывали раскаяние.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭЛИЭЗЕР БЕН ИОЭЛЬ hа-ЛЕВИ из Бонна в ЭЕЭ