Шлифер, Шлойме Михелевич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Шлойме Михелевич (Соломон Михайлович) Шлифер (1889, Смела, современная Черкасская область, Украина — 1957, Москва) — главный раввин Москвы с 1943 года.
Содержание |
Биография
Родился в семье шохетa, позже — духовного раввина города Александрии, Херсонской губернии Иехиэля Михаэля Шлифера (1865–1907).
Еврейское религиозное образование получил под руководством отца, а затем в иешиве города Лида (Виленская губерния) у основателя движения Мизрахи раввина Ицхака Якова Райнеса, на внучке которого женился.
В 1913 г. Шлифер получил смиху, стал раввином в местечке Вороново (Лидский уезд Виленской губернии), но в том же году был избран духовным раввином своего родного города Александрия - этот пост он занимал до 1922 г.
В период гражданской войны его жена и сын умерли от голода, а мать и братья были убиты погромщиками.
Жизнь в Москве
В 1922 Шлифер переселился в Москву. С 1922 по 1931 был секретарем и членом московского раввината. В 1930-е гг. работал бухгалтером в советских учреждениях, в период религиозных преследований обвинялся в спекуляции (суд не состоялся), отошел от еврейской общинной жизни. Вскоре после начала войны (1941) эвакуировался в Ташкент.
Религиозная деятельность
В 1943 г., в результате изменения политики советских властей по отношению к религии, был назначен раввином Московской хоральной синагоги[1].
2 апреля 1944 года Шлифер принял участие в состоявшемся в Москве третьем митинге Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), на котором выступил с речью и вошел в состав комитета.
В 1946 г. Шлифер стал также председателем еврейской религиозной общины Москвы, сменив на этом посту Ш. Чобруцкого. Шлифер вел постоянную переписку с известными зарубежными раввинами, в основном по религиозным вопросам.
В 1951 г. органы государственной безопасности готовили арест Шлифера, однако высшие партийные власти не санкционировали его. Шлифер весьма умело лавировал между обязательными контактами с представителями властей и своей приверженностью иудаизму, преданностью общине, еврейскому народу. Однако иногда Шлифер был вынужден участвовать в тех или иных политических кампаниях. Это делалось по инициативе советских властей, заинтересованных в подписях служителей культа, в том числе и раввинов, под обращениями против предоставления Германии атомного оружия, против войны, в том числе и Синайской кампании[2].
В 1956 г. Шлифер вместе с Д. Драгунским представлял советское еврейство в Париже на церемонии открытия мемориала памяти неизвестного еврея — жертвы Катастрофы (сын Шлифера от второго брака Моше, советский офицер, погиб на фронте).
Издательская деятельность
По инициативе и под редакцией Шлифера в Москве в 1956 г. были изданы для членов общины еврейский религиозный календарь на 5717 г. (1956/57) и сиддур (первое за 30 лет еврейское религиозное издание в Советском Союзе). «Сиддур hа-шалом» («Молитвенник мира», тираж три тысячи экземпляров) вместо обычного «Сиддур hа-шалем» («Полный молитвенник») был воспроизведен с дореволюционного сиддура способом фотокопирования, однако в нем были опущены ссылки на войны и победы народа Израиля, например, в хануккальной бенедикции, и была добавлена молитва за благоденствие советского правительства.
В 1957 г. Шлифер создал при Московской хоральной синагоге единственную легальную в Советском Союзе йешиву «Кол Яаков», где преподавали раввины Йехуда Лейб Левин и Шимон Требник. В йешиве обучалась небольшая группа (в основном грузинских евреев), выпущенных через несколько лет с дипломами шохетов.
Ссылки
- ↑ предыдущий раввин Ш. И. Л. Медалье был расстрелян в апреле 1938 г.
- ↑ газета «Известия», 29 ноября 1956 г.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья «Шлифер Шломо» в ЭЕЭ