Халеб (Сирия) - еврейская община
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Халеб ( в еврейских источниках — אֲרַם צוֹבָא, Арам-Цова, по названию одного из арамейских /см. Арамеи/ государств 10 в. до н. э.) - город в Сирии.
Содержание |
Возникновение общины
Халеб был основан не позднее 20 в. до н. э. и является таким образом одним из древнейших городов Ближнего Востока.
Согласно легенде, приводимой, в частности, Птахией из Регенсбурга, Авраам пас близ Халеба свои стада, раздавая молоко (на иврите — халав) беднякам; эта легенда — этимологический миф, объясняющий название города.
Как сообщает Библия (II Сам. 8:3; ср. Пс. 60:2), в начале 10 в. до н. э. Давид разгромил «Хададэзера, сына Рехова, царя Цовы», после чего «стали арамейцы у Давида рабами, приносящими дань».
Не позднее 1 в. до н. э. в Халебе возникла еврейская община; в 9 в. н. э. здесь была построена большая синагога в форме римской базилики (на одной из ее стен сохранилась надпись, датированная 834 г.).
X в.
В 921 г. в Халебе побывал Саадия Гаон; по его словам, город был в то время одним из центров еврейского законоучения.
XI в.
В 11 в. халебское еврейство делилось на несколько групп (выходцев из Вавилонии, Эрец-Исраэль и других стран), однако здесь существовала и должность рош кехиллот (`глава общин`), который представлял перед властями всех евреев города вне зависимости от их происхождения; в конце 11 в. эту должность занимал законоучитель рабби Барух бен Ицхак (в Каирской генизе сохранились его респонсы и составленный им комментарий к Талмуду).
XII в.
Халеб неоднократно посещали руководители иешив, действовавших в Эрец-Исраэль; по крайней мере до 2-й половины 12 в. халебские евреи поддерживали контакты с багдадской иешивой (см. Ирак; Багдад). В конце 12 в. главой бет-дина Халеба был рабби Захария бен Барах’эль, ученик багдадского гаона рабби Шмуэля бен Али hа-Леви (умер в 1194 г.). Халебские законоучители переписывались с Маймонидом.
По сообщению Биньямина из Туделы, лично побывавшего в Халебе, в 1160–1170-х гг. в городе проживало около пяти тысяч евреев (возможно, в это число включены только главы семейств).
Конец XII - XIII вв.
В конце 12 в. – середине 13 в., когда Халеб был столицей независимого государства и крупным центром ремесла и торговли, еврейская община города процветала; как утверждает Иехуда Алхаризи, посетивший Халеб в 1217 г., в то время некоторые халебские евреи занимали официальные должности.
Среди жертв резни, учиненной в 1260 г. захватившими город монголами, было много евреев, однако значительной части общины удалось спастись, укрывшись в главной синагоге, которую завоеватели не стали разрушать.
В том же году Халеб перешел под контроль мамлюков и вновь вступил в полосу политической стабильности и экономического подъема.
В конце 13 в. среди халебских евреев было много зажиточных купцов и ремесленников, государственных чиновников, ученых; община содержала несколько учебных заведений.
XIV - XV вв.
В 1-й половине 14 в. мамлюкские правители издали ряд указов, направленных против немусульман, в частности, запретили евреям и христианам занимать официальные должности; в 1327 г. главная синагога Халеба, построенная в 9 в. (см. выше) была с согласия султана превращена в мечеть (остается таковой по сей день).
В то же время экономическое положение евреев Халеба оставалось сравнительно прочным; оно пошатнулось лишь в конце 14 в., когда община была обложена высокими налогами.
В 1400 г. захватившие Халеб войска Тимура (Тамерлана) уничтожили большую часть его жителей; много евреев погибло или было уведено в рабство. Община, по всей видимости, прекратила свое существование и была восстановлена лишь несколько десятков лет спустя: только во 2-й половине 15 в. в документальных источниках вновь появляются упоминания о еврейских купцах из Халеба, торгующих с Индией, а также о живущих в этом городе законоучителях. Даже в конце 15 в. в Халебе насчитывалось не более нескольких сотен еврейских семей.
XVI в.
В начале 16 в. в Халебе стали селиться сефарды, изгнанные из Испании и Португалии (среди них были и известные раввины); численность еврейского населения города значительно возросла.
Вновь прибывшие образовали отдельную общину, однако пользовались теми же синагогами и микве, что и арабоязычные уроженцы Сирии (мустараби).
Позднее все халебские евреи признали сефардских раввинов своими духовными руководителями; тем не менее сефардская литургия здесь не привилась, и в городе сохранился особый молитвенный ритуал, известный как носах Арам-Цова.
После того, как в 1516 г. Халеб оказался под властью Османской империи (см. Турция), положение евреев вновь улучшилось.
Их главным занятием стала коммерция; используя выгодное географическое положение города, через который проходил один из самых оживленных в мире торговых путей, жившие здесь еврейские купцы развернули активные операции во всех частях Османской империи, европейских государствах и странах Востока, особенно в Персии (см. Иран) и Индии.
Их деловые поездки способствовали установлению и поддержанию контактов между халебскими евреями и их единоверцами в Стамбуле, Салониках и других местах; раввины Халеба, среди которых выделялись представители семейства Ланьядо — Шмуэль бен Авраhам (умер в 1605 г.), его сын Авраhам и внук Шломо бен Авраhам (умер после 1714 г.) — переписывались с законоучителями Эрец-Исраэль.
Сильное влияние на духовную жизнь евреев Халеба оказали каббалисты (см. Каббала) Цфата.
В середине 1660-х гг. значительная часть халебского еврейства поддержала Саббатая Цви; посетив Халеб после отступничества лжемессии, Натан из Газы обнаружил, что в этом городе по-прежнему немало убежденных саббатианцев.
В средние века евреи Халеба славились как любители инструментальной музыки и пения; халебские раввины (Моше Ланьядо, Рафаэль Антеби, Мордехай Леватон, Яаков и Мордехай Аббади) сочиняли гимны и песнопения.
В городе сложился особый стиль литургической музыки, основанный на ладо-мелодической модели макама (см. Музыка. Зарождение и развитие синагогальной музыки. Хаззанут).
Вторая половина XVII - первая половина XVIII века
Во второй половине 17 в. – первой половине 18 в. в Халебе образовалась большая колония еврейских негоциантов из Франции и Италии (на Ближнем Востоке их, как и всех выходцев из Западной и Центральной Европы, называли «ифрандж» или «фирандж», то есть «франки»); не являясь подданными Османской империи и находясь под покровительством консулов своих стран, они отказывались соблюдать чуждые им такканот местной общины, подчиняться ее руководству и платить внутриобщинные налоги (хотя и жертвовали немалые суммы на благотворительные нужды).
Попытки халебских раввинов, в частности, Шломо бен Шмуэля Ланьядо (умер в 1793 г.) заставить «франков» выполнять те же обязанности, что и другие евреи Халеба, вызвали ряд конфликтов (в одном случае дело дошло до того, что выходцы из Европы стали демонстративно бойкотировать синагогальные богослужения), но не дали положительных результатов. К концу 18 в. почти все «франки» покинули Халебен
Вторая половина XVIII – XIX век
Во 2-й половине 18 в. – начале 19 в., с изменением характера международной торговли на Ближнем Востоке, Халеб утратил роль коммерческого центра, и еврейская община города стала приходить в упадок; многие евреи переселились в Дамаск, а во 2-й половине 19 в. — в прибрежные города Ливана (прежде всего в Бейрут), Северную и Южную Америку.
Началась алия в Эрец-Исраэль: уже в 1880 г. в Иерусалиме возникла община выходцев из Халеба.
В 1875 г. армяне Халеба возвели на евреев кровавый навет, однако мальчик, якобы умерщвленный в ритуальных целях, вскоре был найден в одной из окрестных деревень живым и невредимым.
В 1865 г. Авраhам Сассон и его сыновья основали в Халебе еврейскую типографию (см. Книгопечатание); эта и другие типографии, действовавшие в Халебе в конце 19 в. – начале 20 в., выпустили в свет около 70 наименований книг: труды местных законоучителей, молитвенники, текст которых соответствует носах Арам-Цова, и публикации средневековых манускриптов.
В 1869 г. Альянс открыл в городе еврейскую школу для мальчиков, в 1889 г. — для девочек.
Важную роль в духовной и общественной жизни евреев Халеба в 18–19 вв. играли раввины из семейства Харари — Ицхак бен Моше (умер в 1810 г.), Моше бен Ицхак (умер в 1816 г.) и Ниссим бен Иешаяху (умер в 1830 г.).
XX в.
К началу 1920-х гг. в Халебе проживало около шести тысяч евреев, в 1947 г., по некоторым данным, — около десяти тысяч.
В декабре 1947 г., вскоре после принятия Организацией Объединенных Наций резолюции о разделе Палестины (см. Планы раздела Палестины), в Халебе произошел крупный погром; все синагоги города были сожжены, хранившаяся в одной из них древнейшая рукопись Библии на иврите «Кетер Арам-Цова» («Венец Арам-Цовы»; известна также как Алеппский кодекс) была спасена из огня и позднее доставлена в Иерусалим, где была вручена президенту Государства Израиль И. Бен-Цви.
В настоящее время она хранится в Институте исследования еврейских общин на Ближнем Востоке имени И. Бен-Цви.
Несколько тысяч евреев покинули Халеб; многие из них, нелегально перейдя границу с Турцией или Ливаном, направлялись в Эрец-Исраэль, в страны Западной Европы или Америки (крупная община выходцев из Халеба возникла в это время в США).
Эмиграция халебских евреев продолжалась и в последующие годы: к 1968 г. численность еврейского населения города сократилась до одной тысячи человек. Почти все они занимались ремеслом и мелкой торговлей; каждая третья семья не могла прокормить себя и нуждалась в благотворительной помощи (она поступала от международных еврейских организаций и общин сирийских евреев в США и других странах).
В 1950 г. власти закрыли школы Альянса, и в Халебе осталось лишь одно еврейское учебное заведение — талмуд-тора.
После казни израильского разведчика Э. Кохена (1965) и поражения Сирии в Шестидневной войне еврейские кварталы Халеба вновь подверглись нападениям; мусульмане, захватившие в этих кварталах здания, владельцы которых бежали из страны, терроризировали евреев, избивали, а в некоторых случаях и убивали их.
В 1992–95 гг., после того, как сирийское правительство разрешило евреям эмигрировать в любую страну (кроме Израиля), почти все еврейские семьи, остававшиеся к тому времени в Халебе, покинули город и переселились в США (некоторые из них затем репатриировались в Израиль).
Халебские евреи, живущие ныне в Израиле, по-прежнему придерживаются носах Арам-Цова.