Озик, Синтия
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Озик, Синтия (Ozick, Cynthia; родилась в 1928 г., Нью-Йорк), американская писательница.
Биографические сведения
Родилась в семье аптекаря в нью-йоркском районе Бронкс. Училась в Нью-Йоркском университете; получила ученую степень магистра (специализировалась по литературе) в Университете штата Огайо (1949–50). Еще в юности, увлекшись прозой Г. Джеймса и английской литературой, начала писать рассказы (позднее рассказала об этом в эссе «Уроки Мастера»). Еврейство Озик ощущала интегральной частью своей личности.
Творчество
Осенью 1961 г. один из ее первых рассказов «Бабочка и светофор» появился в журнале «Литерари ревью».
Озик выпустила книгу рассказов «Взлет: пять выдуманных историй» (1981–82), сборник эссе «Искусство и страсть» (Н.-Й., 1983) и роман «Каннибальская галактика» (Н.-Й., 1983), тяготеющий более, чем ее прежние произведения, к реалистической манере.
Озик — автор эссе в стиле нового журнализма «Литература и сексуальная политика: протест», опубликованного в феминистском журнале «Мисс», в котором она подвергает критике понятие «женская писательница» и выступает за приоритет творческого воображения над политикой.
В изысканном по форме романе «Доверие» (Н.-Й., 1966) Озик пыталась отобразить многообразие и сумятицу американской жизни, коснуться различных тем, волновавших писателей послевоенной Америки, в частности, последствий Катастрофы европейского еврейства.
Еврейская тематика
В 1970 г. Озик, постоянно проявлявшая интерес к проблемам иудаизма, к еврейской традиции и обычаям, посетила Израиль и выступила на писательской конференции.
В серии эссе, опубликованных в еврейской прессе, она писала о трудностях, с которыми сталкивается писатель, стремящийся сочетать верность еврейскому «чувству истории» с участием в жизни современной Америки (например, «Святость и ее неудобства», 1972).
В сборнике «Рабби-язычник и другие рассказы» (1971) Озик исследует еврейский мир и еврейскую психику.
В ее творчестве еврейский мир — это не традиционное еврейское гетто: она создает полуфантастические сюжеты и типы (молодой раввин стал из-за любви к дриаде язычником; адвокат попадает в непонятный ему мир нью-йоркских хасидов /«Кровопролитие»/; старый поэт-идишист безуспешно ищет себе переводчика /«Зависть, или идиш в Америке»/).
Часть рассказов вошла также в сборник «Кровопролитие и три новеллы» (Н.-Й., 1976). В новелле «Путермессер и Ксантиппа» — фантастической истории муниципального чиновника, изобретшего нового голема, действие разворачивается на фоне критически изображенного современного Нью-Йорка.
Роман рассказывает о драматической судьбе американского еврея, директора одной из школ на Среднем Западе, астронома и философа, мечтающего о новом типе образования, в котором соединились бы еврейские и общие дисциплины. Ее проза отличается отточенностью стиля и остротой мысли.
Роман Озик «Мессия в Стокгольме» (1987) отражает глубокий и основанный на серьезных познаниях интерес писательницы к еврейским проблемам, отличающий ее от большинства других американских писателей-евреев.
Озик относится к немногочисленным литераторам США, которые считают себя сугубо еврейскими писателями.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ОЗИК Синтия в ЭЕЭ