Моше бен Яаков из Киева
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Моше бен Яаков бз Киева (Моше Киевский II, Моше hа-Голе; 1449, Шедува, Литва, – 1520?, Кафа, ныне Феодосия), ученый-талмудист, комментатор Библии, автор пиютов и каббалист.
Содержание |
В Киеве
После путешествия в Стамбул, где он сблизился как с евреями-раббанитами, так и с караимами, Моше бен Яаков поселился в Киеве, где написал антикараимский полемический трактат.
Во время нападения крымских татар на Киев (1482) дети Моше бен Яакова были угнаны в плен, и он выкупил их на деньги, собранные в еврейских общинах.
Между 1482 г. и 1495 г. Моше бен Яаков составил грамматику иврита «Сефер hа-дикдук» («Книга грамматики») и написал трактат о еврейском календаре «Иесод hа-иббур» («Основа високосного года»).
В странствиях после изгнания
В 1495 г. литовские и украинские евреи подверглись изгнанию. В годы скитаний Моше бен Яаков написал посвященный каббале трактат «Шушан содот» («Лилия тайн») и каббалистические сочинения «Оцар hа-Шем» («Сокровищница Господня») и «Шаарей цедек» («Врата справедливости»).
В Крыму
В 1506 г., во время пребывания в Лиде, Моше бен Яаков был захвачен в плен напавшими на город татарами и угнан в Крым. Был выкуплен местной еврейской общиной Солхата, поселился в Кафе, где, получив пост раввина, стал во главе общины.
Моше бен Яаков сыграл важную культурно-религиозную роль в жизни крымского еврейства. Составленный им молитвенник, известный под названием «Минхаг Кафа» («Кафская литургия»), был принят всеми еврейскими общинами Крыма.
Источники и ссылки
- КЕЭ, том 5, кол. 497
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МОШЕ БЕН ЯАКОВ ИЗ КИЕВА в ЭЕЭ