Крупник, Игорь Ильич
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
27.07.2012 | |
Внешнее изображение (транслируется с www.anthropology.si.edu) | |
---|---|
Игорь Крупник в своём кабинете в Смитсонианском музее |
Игорь Ильич Крупник | |
Род деятельности: |
Антрополог, бывший участник еврейского национального движения в СССР |
---|---|
Дата рождения: |
1951 год |
Место рождения: |
Ростов-на-Дону, Россия |
Гражданство: | |
Сайт: |
И́горь Ильи́ч Кру́пник (р. 1951, Ростов-на-Дону) - современный антрополог, этнолог, этноисторик, специалист по народам крайнего Севера и еврейский общественный деятель.
В 1970-х - 1980-х годах был активистом еврейского национального движения в СССР.
Содержание |
Биография
Сын писателя И. Н. Крупника. Родился в 1951 г. в Ростове-на-Дону.
Окончил географический факультет МГУ по специальности "Экология и физическая геграфия" в 1973 году.
Профессиональная деятельность
С 1976 года - сотрудник Института этнографии Академии наук СССР. Проводил полевые этнографические исследования народов Сибири, Арктики, Закавказья, Дальнего Востока.
В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию по антропологии в Институте этнографии Академии наук СССР по теме «Факторы устойчивости и развития традиционного хозяйства народов Севера: К методике изучения этноэкологических систем». Был учёным секретарём комиссии этнографии Московского филиала Всесоюзного географического общества. В конце 1970-х — начале 1980-х годов изучал древние поселения эскимосов.
В 1990 году защитил докторскую диссертацию по биологии в Институте проблем экологии им. Северцева в Москве по теме «Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии: (реконструкция, анализ, историческая динамика)».
С 1991 года - ведущий антрополог Центра арктических исследований Смитсоновского института (Вашингтон), преподает в американских университетах. Куратор Центра изучения Арктики в Смитсонианском институте. Член редколлегий научных журналов, организатор научных конференций по проблемам изучения коренного населения Арктики. Автор многих научных работ по этой тематике.
Одновременно — ведущий научный сотрудник Центра традиционной культуры природопользования Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Института Наследия).
Участие в еврейском национальном движении в СССР
Во времена советского государственного антисемитизма наряду с Михаилом Членовым, Наталией Юхнёвой и некоторыми другими советскими учёными-этнографами стал одним из наиболее активных сторонников возрождения советской иудаики и фактическим еврейским общественным деятелем. [1]
Участвовал в организации в 1981 году Еврейской историко-этнографической комиссии (ЕИЭК) в Москве под эгидой журнала "Советиш Геймланд" (совместно с Михаилом Членовым). После запрета властями комиссия продолжила работу в рамках неофициальных еврейских структур. В 1981—1987 годах был учёным секретарём ЕИЭК.
Наталия Юхнёва вспоминала о встрече с Игорем Крупником в 1984 году:
...В Москве я встретилась с Игорем Ильичом Крупником. В нашем институте он занимался этнографией народов Севера. Кроме того, возглавлял этнографическую комиссию в московском филиале Географического общества, организовал там интересные циклы докладов, среди них были и доклады по иудаике: Географическое общество давало для этого известные возможности, в нём сохранялся более или менее свободный дух и стиль. Игорь сидел за машинкой в пустой комнате своего отдела и печатал статью о лахлухах (курдистанских евреях), написанную им совместно с М. Куповецким, который был тогда аспирантом нашего института. Я попросила посмотреть.
— Вам интересно? <...> Смотрите, — говорил Игорь, — тут что ни фраза, то слово евреи. Вот редактор-то испугается!
Статья появилась на страницах журнала «Советская этнография» только через четыре года — во втором номере за 1988 г.[1]
Крупник опубликовал серию статей об истории этнографического изучения российских евреев и о еврейских музейных и архивных фондах.
Он идентифицировал еврейские коллекции Государственного музея этнографии народов СССР как часть считавшегося утраченным собрания этнографической экспедиции С. Ан-ского.
Как ученый секретарь ЕИЭК (1981–87) и Комиссии этнографии Московского филиала Географического общества СССР содействовал публикации статей по истории, этнографии, культуре российского еврейства.
Был организатором и председателем первой за многие десятилетия международной еврейской конференции в Москве «Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога» (1989).
Научная деятельность
Специалист по малым народам, в первую очередь северным.
Предложил выделять в истории оленеводства три стадии:
- мобильных охотников-рыболовов с транспортным вспомогательным оленеводством;
- кочевых охотников с крупностадным транспортным оленеводством;
- высокоспециализированных кочевников-оленеводов.[2]
Один из проектов Игоря Крупника в Центре арктических исследований, «Сику» (по-эскимосски лёд), относится к этнолингвистике и связан с разными названиями состояний льда в эскимосско-алеутских языках, которых в разных диалектах набралось больше ста.[3]
Деятельность Игоря Крупника в Институте этнографии АН СССР в советское время выходила за рамки научной — в общественную и, дальше, в диссидентскую. Искандер Измайлов так писал об этой стороне жизни Крупника:
Самым настоящим диссидентом был Игорь Крупник, в конце концов уехавший из страны, но в те годы он будировал общественность различными мероприятиями, прямо не запрещёнными, но подпадавшими под негласный запрет. Так, он в Московском филиале Всесоюзного географического общества (при АН СССР) организовал несколько семинаров, в т. ч. и по крымчакам и крымским татарам, куда пригласил и Д. Исхакова, сделавшего выступление на этом семинаре о татарах казанских.[4]
Библиография
Публикации Игоря Крупника
Монографии
- Арутюнов С. А., Крупник И. И., Членов М. А. Китовая аллея. Древности островов пролива Сенявина. — М., 1982.
- Крупник И. И. Основные направления этноэкологии американской Арктики. Экология американских индейцев и эскимосов. Проблемы индеанистики. — 1988.
- Крупник И. И. Арктическая этноэкология: Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии / Отв. ред С. А. Арутюнов. — М.: Наука, 1989. — 270 с.
Статьи
- Крупник И. И. Проблемы этнографического изучения евреев в СССР // Советиш геймланд. — 1982. — № 8.
- Крупник И. И., Куповецкий М. С. Лахлухи — курдистанские евреи в Закавказье // Советская этнография. — 1988. — № 2.
- Крупник И. И. Гренландцы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — С. 142.
- Крупник Игорь, Михайлова Елена. Пейзажи, лица и истории: эскимосские фотографии Александра Форштейна (1927–1929 гг.) // Антропологический форум. — 2006. — № 4. — C. 188—219.
Об Игоре Крупнике
- Крупник Игорь Ильич // Российская еврейская энциклопедия / Гл. ред. Г. Г. Бранновер. — Т. 2. — М.: Эпос, 1995. — С. 98.
- Огрызко В. В. Крупник Игорь Ильич // Огрызко В. В. Североведы России: Материалы к биографическому словарю / Послесл. Александра Трапезникова. — М.: Литературная Россия, 2007. — С. 225—226.
Источники
- Статья "КРУПНИК Игорь Ильич" из Российской еврейской энциклопедии
- Статья "Крупник, Игорь Ильич" из Википедии
- Smithsonian Institution. Department of Anthropology Staff
- University of the Arctic
- Жизнь в движении
- Игорь Крупник на сайте Института Наследия
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Юхнёва Наталия. Минувшее проходит предо мной // Нева. — 2006. — № 4.
- ↑ Огрызко В. В. Крупник Игорь Ильич // Огрызко В. В. Североведы России: Материалы к биографическому словарю / Послесл. Александра Трапезникова. — М.: Литературная Россия, 2007. — С. 225—226.
- ↑ Родионова Наталья. «Ещё можно что-то записать» // Region 87.
- ↑ Измайлов Искандер. Юбилейные заметки о Д. М. Исхакове // Открытая Уфа. — 2012. — 18 января.