Кениг, Лия

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Кениг, Лия (Kenig, Lea; родилась в 1933 г., Лодзь, Польша), израильская актриса.

Содержание

Биографические сведения

Отец Кениг, Иосеф Штейн (1900–42), был актером «Вилнер трупе» (см. Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в независимой Польше), принадлежал к известному актерскому семейству; мать, выдающаяся актриса театра на идиш Дина Кениг (1907–64; Театр. История еврейского театра. Еврейский театр в Румынии), играла в Польше, Румынии, Советском Союзе.

Вторая мировая война застала Кениг в Румынии, где ее мать была на гастролях, и в Польшу семья больше не вернулась.

В 1940 г. Кениг пошла в русскую школу в Черновицах, затем жила в Кишиневе, в эвакуации в Сибири, затем в Самарканде.

В 1945 г. Кениг переехала в Бухарест.

В 1950 г. она познакомилась с поэтом, актером, режиссером Ц. Штолпером (1924–98), за которого вышла замуж.

В 1951 г. начала учиться в театральной студии при Бухарестском еврейском государственном театре.

Начало творческого пути

В 1952 г. дебютировала в пьесе К. Симонова «Чужая тень». Сыграла Анну Франк в одноименной пьесе. Кениг играла роль Катерины в «Грозе» А. Островского, Хаси в «Сиротке Хасе» Я. Гордина, Хавы в «Тевье-молочнике» по Шалом Алейхему, Туанетты в «Мнимом больном» Ж. Б. Мольера, выступала в музыкальных спектаклях на румынском языке и идиш.

Многогранность творчества

В 1961 г. Кениг переехала в Израиль. После пятимесячного курса иврита Кениг встретилась с Ш. Финкелем, который был руководителем театра «Хабима». Он принял Кениг в театр и поручил ей роль Эвы в пьесе Б. Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1962), а затем роль Хавы в пьесе А. Мегеда «Брешит» («С самого начала»). Успех был необычайным.

В 1963 г. Кениг выступила в роли Стеллы в пьесе П. Устинова «Конец пробега». В 1963–65 гг. Кениг играла в пьесах на идиш, которые писал, переводил с английского и ставил Ц. Штолпер.

Кениг продолжала играть на идиш в Израиле и за рубежом: после Шестидневной войны она отправилась на гастроли в Аргентину и другие страны Южной Америки, в США и Канаду.

Критики писали, что Кениг — признанная королева театра на идиш. Кениг и Штолпера приглашали со спектаклями на идиш в Австралию, Мексику, Бельгию, Германию, на фестиваль в Манчестер. Композиция Ц. Штолпера «Фун алтн штетл биз ди найе хейм» («От старинного местечка — до новой родины»), в которой выступала Кениг, пользовалась неизменным успехом в Израиле и за его пределами. Кениг играла в спектакле «А пор фун Гот» («Божественная пара»), который рассказывал о любви и взаимопонимании в супружеской жизни.

В 1992 г. Кениг выступила на иврите в моноспектакле «Кохавим лело шамаим» («Звезды без неба») по произведениям Шалом Алейхема, И. Л. Переца, И. Мангера и др.

Кениг сыграла много десятков ролей мирового и еврейского классического репертуара, пьесы современных израильских и зарубежных авторов, оригинально трактуя образы своих героинь. Таковы ее Мамаша Кураж в пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (1975), Гертруда в «Гамлете» (1983) У. Шекспира, Раневская (1988) в «Вишневом саде» А. Чехова, Старуха (1970) в «Стульях» Э. Ионеско, Цирл в «Сипур пашут» («Простая история», 1979) Ш. И. Агнона, Филумена (1981) в «Филумене Мартурано» Э. Де Филиппо, Левива в «Млехет hа-хаим» («Искусство жизни», 1987) Х. Левина.

Кениг сыграла несколько удачных ролей в пьесах американских еврейских драматургов Н. Саймона и В. Аллена.

Героини Кениг — женщины властные, сильные; она умеет сочетать комизм с драматической силой.

Кениг играет и второстепенные роли. Так, в «Миреле Эфрос» (1987) Я. Гордина Кениг попеременно играет и заглавную, и эпизодическую роли. В «Закате» И. Бабеля (1986, постановка Ю. Любимова) Кениг также сыграла небольшую роль, но публика ее заметила.

В 1990 г. во время гастролей «Хабимы» в Москве Кениг имела большой успех. На встречах с еврейской и российской общественностью Москвы Кениг читала по-русски русскую классическую поэзию. Особое место в творчестве Кениг занимают пьесы Х. Миттельпункта. Спектакль «Монолог» (1999) Кениг посвятила памяти Ц. Штолпера. В 2000 г. Кениг сыграла старую оперную певицу в пьесе Р. Харвуда «Квартет».

Признание

Кениг удостоена многих званий и наград: несколько раз ей присуждали звание лучшей актрисы года, в 1987 г. она стала лауреатом Государственной премии Израиля, в 1999 г. — Израильского союза актеров.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КЕНИГ Лия в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация