Днепропетровск (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 12:47, 27 апреля 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Участник: Karkaix

Содержание

Краткие сведения о Днепропетровске

Днепропетро́вск — город в Украине.

Екатеринослав. Хоральная синагога «Золотая роза». С открытки начала 20 в.

История еврейской общины

Город Днепропетровск являлся и является важнейшим центром развития еврейской жизни в Украине.

С 18 до начала 20 в.

  • Начало истории местной еврейской общины восходит к 1776 году — моменту основания города.
  • 1791 указ императрицы Екатериной II «О предоставлении евреям гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области». После его издания евреи получили возможность переселяться в Екатеринослав.
  • В 1800 г. была построена синагога. По Положению о евреях 1804 г. город был включен в черту оседлости.
  • В 1805 г. еврейская община насчитывала 376, а в 1847 г. — 1,699 человек. Появление евреев способствовало ускоренному культурному и промышленному развитию города.
  • В 1846–55 гг. в Екатеринославской губернии и в окрестностях города было основано несколько еврейских земледельческих колоний (см. Земледелие); некоторые из них просуществовали до нацистской оккупации во время Второй мировой войны.
  • В 30-х годах XIX века по инициативе купца Гирша Луцкого был построен первый в городе кирпичный дом.
  • В 1832 году евреем Заславским на Литейной улице был построен чугунолитейный завод.
  • В 1833-м открылась суконная фабрика Неймана.
  • В 1843 году купцом Абрамом Иосифовичем Луцким было построено каменное здание театра, ставший главным центром культурной жизни.
  • К середине 19 в. рост города и промышленности вызвал приток евреев из других местностей. Еврейское население составило 15% от общего числа жителей. Это потребовало строительство большой синагоги. В 50 годах XIX века была построена Хоральная синагога, отличавшаяся оригинальной архитектурой и получившая впоследствии название «Золотая Роза».
  • В 1864 г. в Екатеринославе функционировали казенное еврейское училище первого разряда, талмуд-тора, 15 хедеров, пять синагог и молитвенных домов.
  • В городе проживали также караимы (по переписи 1897 г. — 359 человек). В 1879 г. была открыта караимская мужская школа (23 ученика).
  • В 1883 г. (20–21 июля) в Екатеринославе произошел еврейский погром, подавленный воинскими частями.
  • В 1884 г. в Екатеринославе был создан кружок Ховевей Цион под руководством М. Майданского (1825–1910). В конце 19 в. Екатеринослав становится важным сионистским центром, где в 1891–1906 гг. развернулась деятельность М. Усышкина и Шмарьяху Левина (с 1898 г. по 1904 г. — казенный раввин города).
  • В 1880–90-х гг. происходил стремительный рост численности еврейского населения Екатеринослава. В 1897 г. оно насчитывало 41,240 человек (36,3% общего населения) и состояло из богатых купцов, мелких торговцев, ремесленников, промышленных и портовых рабочих. Еврейская община, будучи одной из наиболее организованных в России, содержала целую сеть образовательных (включая иешиву) и благотворительных учреждений. В этот период еврейским промышленникам принадлежало около четверти предприятий Екатеринославской губернии.
  • В 1890 г. в Екатеринославе функционировал еврейский театр.
  • В начале XX века
    • евреем Спектором был построен кинотеатр (один из лучших в то время в Российской империи).
    • Памятник А. С. Пушкину, до настоящего времени украшающий город, создан скульптором Ильей Гинцбургом.
    • евреи участвовали в работе Городской думы,
    • главным раввином города был избран Леви Ицхок Шнеерсон,
    • открылся Екатеринославский еврейский политехнический институт…
  • В 1905 г. (вечером 20 июля) в Екатеринославе вспыхнул погром, прекращенный еврейской самообороной (один человек погиб). В октябре 1905 г. в Екатеринославе вновь произошли погромы, во время которых погибло 67 человек и 100 человек было ранено. Местная группа еврейской самообороны оказала сопротивление погромщикам и сделала многое для защиты общины.
  • В 1911 г. был основан Еврейский горный институт, устав и программу которого утвердило Министерство народного просвещения.
  • В 1912 г. группа молодых интеллигентов организовала в Екатеринославе театральный кружок с постановкой пьес на иврите.
  • В 1913 г. в Екатеринославе функционировали 38 синагог и еврейских молитвенных домов, караимская кенасса, казенное училище, три талмуд-торы, еврейская женская гимназия Иоффе, десятки хедеров, караимское училище, еврейская больница с несколькими отделениями.
  • Во время Первой мировой и гражданской войн в Екатеринославе нашли убежище тысячи евреев. Во время Первой мировой войны в Екатеринослав эвакуировалось минское ремесленное училище, были открыты вечерние курсы для мужчин и для женщин (на средства Еврейского комитета помощи жертвам войны и Общества для распространения просвещения между евреями), частное еврейское среднее училище П. Когана, женская профессиональная школа.
  • В 1917 г. был открыт частный Политехнический институт (Еврейский политехникум) с электромеханическим, инженерным и экономическим факультетами, преобразованный в 1917 г. в Еврейский научный институт.
  • Активность еврейской жизни была пресечена революцией, бедствиями Гражданской войны и политикой советской власти.

1917 - 1940 г.

  • Евреи Екатеринослава сильно пострадали от произвола различных сменяющихся властей в городе во время гражданской войны 1917–22 гг. Так, в мае 1919 г. в предместье Екатеринослава бандами атамана Н. Григорьева был устроен погром, во время которого погибло свыше 150 евреев.
  • В 1920 г. еврейское население города составляло 73 тысяч человек, однако в последующие годы многие беженцы возвратились на прежние места жительства.
  • В 1920-х гг. в Днепропетровске действовали различные сионистские организации, в основном в подпольных условиях. В феврале 1924 г. были осуществлены массовые аресты сионистов.
  • В 1920-х гг. – первой половине 1930-х гг. функционировали еврейские школы, еврейский машино­строительный техникум.
  • В 1930 г. был создан Еврейский колхозный театр под руководством И. Радомысского, получивший в 1936 г. статус областного еврейского драматического театра (художественный руководитель М. Каганов).
  • К концу 1920-х гг. еврейская общинная жизнь прерывается. В конце 1920-х гг. – начале 1930-х гг. в Днепропетровске функционировала полулегальная иешива хасидов Хабада. В 1929 г. была закрыта Хоральная синагога. Ко второй половине 1930-х гг. были ликвидированы все еврейские учебные заведения.
  • главный раввин города Леви Ицхок Шнеерсон был обвинен в создании «антисоветского еврейского клерикального подполья» и сослан в Казахстан.
  • В 1926 г. еврейское население Днепропетровска составляло 62 043 человека (26,7% от всего населения), в 1939 г. — 85 529 человек.

Во время Второй Мировой войны

  • 25 августа 1941 г. германская армия оккупировала Днепропетровск. Большинство еврейского населения успело эвакуироваться. Оставшиеся евреи были заключены в гетто.
  • 2 октября 1941 г. немецкий комендант Днепропетровска издал приказ: «В целях наказания приказываю следующее: еврейское население Днепропетровска облагается штрафом в размере трех миллионов марок».
  • После грабежа еврейского населения последовали массовые расстрелы. Так, согласно отчету Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов и их пособников, в Днепропетровске 13 октября 1941 г. было уничтожено 10–12 тысяч евреев в овраге в районе Транспортного института. Нацисты «с целью сокрытия следов преступлений... наполнив овраг трупами, засыпав сверху землей, на том же месте произвели посадку деревьев». В конце декабря 1941 г. – начале января 1942 г. были расстреляны все оставшиеся в гетто евреи Днепропетровска — около пяти тысяч человек.
  • Евреи Днепропетровска участвовали в подпольной борьбе против оккупан­тов. Так, активным членом городского подполья был Б. Сондак (1921–1942).

После войны

  • После окончания войны у еврейской общины города осталась только одна действующая синагога. Антирелигиозная политика советских властей так повлияла на самосознание евреев, что в 1980-х годах в синагогу приходили лишь считанные пожилые люди.
  • По переписи 1959 г. в Днепропетровске проживали 53,400 евреев, в 1970 г. — 50,422 (5.8% от всего населения) и 57 караимов, в 1979 г. — 45,622. В 1989 г. в Днепропетровске жили 37,869 евреев. К 1970 г. в городе оставалась одна синагога: в дни религиозных праздников синагога и прилегающая к ней улица заполнялась евреями.
  • В 1970-х гг. – середине 1980-х гг. многие евреи Днепропетровска начали репатриироваться в Израиль.
  • К концу 1980-х гг. – началу 2000-х гг. большинство евреев Днепропетровска уехали в Израиль, США и другие страны мира. Согласно всеукраинской переписи населения 2001 г., в Днепропетровской области (в том числе и в Днепропетровске) проживало 13,700 евреев (0,4% от всего населения).

Конец XX — XXI в.

  • С конца 1980-х гг. в Днепропетровске началось развитие еврейской общинной жизни.
  • С 1990 г. раввином Днепропетровска является Ш.Каминецкий, представитель хасидов Хабада. Президентом еврейской общины Днепропетровска является А. Фридкис.
  • С начала 1990-х гг. в Днепропетровске стала складываться система еврейского образования. С 1991 г. действует иешива «Нахлас Леви» (глава иешивы Е. Барам). В городе функционируют еврейская средняя школа «Ор Авнер Л.-И. Шнеерсон», настоящее время одна из крупнейших в Европе (директор Г. Скороход), женский педагогический колледж «Бет Хана» (директор Тамара Ольшанитская), иешива «Леви Ицхак», детский сад «Илана».
  • В 1997 г. еврейской общине возвращено здание Хоральной синагоги. В 2000-м году открылась реконструированная Хоральная синагога «Золотая роза».
  • В Днепропетровске действует еврейский пресс-центр «Алеф» (возглавляет О. Ростовцев), издаются две еврейские газеты: «Геула» (редактор М. Каршенбаум), «Шабат шалом» (редактор М. Каршенбаум).
  • На местном телевидении регулярно выходит еврейская программа «В наше время».
  • Действует представительство Еврейского агентства, благотворительный центр «Хесед Менахем» при финансовой поддержке Джойнта; работает небольшой музей Холокоста (см. Катастрофа).
  • Выступают еврейские музыкальные коллективы — хор «Фиделе», хор «Ор Симха».
  • Международные связи общины, в частности с еврейской общиной Бостона, позволили установить самое современное медицинское оборудование, открыть гинекологическую клинику, детскую поликлинику, проводить вакцинацию детей и новорожденных, проводить реабилитацию детей со специальными потребностями (ДЦП, аутизм), осуществлять протезирование при переломах шейки бедра.
  • 2002 год — построен и открыт «Бейт-Барух» (Дом для пожилых людей).
  • 2003 год — реализуется строительство проекта и открытие уникального детского образовательного центр «Бейт Циндлихт». Главный инициатор — В. М. Пинчук)
  • 2004 год - создан парк для еврейских детей и возведена детская игровая площадка (при активном участии У. Лейбера). Реализовано строительство научно-исследовательского центра и музея Холокоста (главный реализатор проекта И. В. Коломойский). Инициируется (М. Корфом) и поддерживается строительство региональной миквы. Производится регулярная выдача продуктовых наборов для 5 тысяч пенсионеров и инвалидов, оказывается существенная помощь ветеранам второй мировой войны.
  • В настоящее время строится семибашенное здание общинного центра Менора, который должен стать самым большим в СНГ.

Еврейская община в настоящее время

Структура

  • Президент — Геннадий Борисович Боголюбов.
  • Духовный лидер — главный раввин Шмуэль Каминецкий.
  • В 1998 году был создан Попечительский совет общины, осуществляющий стратегическое руководство общиной. В Попечительский совет входят влиятельные предприниматели, объединившие усилия для обеспечения стабильной работы общины.

Синагоги

Хоральная синагога «Золотая роза» и мемориальный музей Холокоста

До Октябрьской революции в городе действовало 44 синагоги и молельных дома, образованных по цеховому признаку: синагоги шорников, портных, водовозов.

На территории нынешней центральной синагоги «Золотая Роза» когда-то существовали четыре профессиональные синагоги.

Одна из них деревянная, построенная в 1800 году, сгорела.

На этом месте воздвигли большую каменную Хоральную синагогу.

В 1920-х годах по требованию Евсекции в здании синагоги был расположен Еврейский рабочий клуб, позднее — Дом культуры швейной фабрики имени Володарского.

После 1991 независимая Украина приняла закон о возвращении культовых учреждений.

Из четырех сохранившихся в Днепропетровске зданий синагог еврейская религиозная община получила в свое распоряжение три:

  • «малой» синагоги на Коцюбинского
  • синагоги на улице Миронова
  • Хоральной синагоги «Золотая Роза»

Хоральная синагога заслуживает особого упоминания. Она является предметом особой гордости евреев Днепропетровска. Автор проекта реконструкции этой синагоги Александр Дольник. На международном архитектурном фестивале «Зодчество-2001» в Москве эта работа получила Золотой диплом.

В Екатеринославе жила семья седьмого Любавичского Ребе, а сам р.Менахем-Мендель Шнеерсон провел в этом городе молодые годы.

Еврейская пресса

  • «Шабат Шалом» — одна из первых еврейских газет Украины. Начала выходить в апреле 1991 года. Газета распространяется бесплатно. Её читают в России, Израиле, США, Германии.
  • «Шалом, Хаверим» — учредитель: Днепропетровская областная еврейская община.
  • «Вестник Сохнута» — газета.
  • «Геула» — еженедельник, выпускается с ноября 1994 года; предназначен каждому еврею: как тем, кто уже пришел к иудаизму, так и тем, кто только начал приобщаться к еврейской традиции — взрослым и детям, подросткам, мужчинам и женщинам.

Известные члены днепропетровской еврейской общины

Ссылки

Сноски


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДНЕПРОПЕТРОВСК в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация