Бешенковическое гетто

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 10:08, 16 июня 2011; Avner (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Vadim Akopyan
Дата создания: 16.06.2011
Часть серии статей о

Категории:

холокост · нацизм · геноцид

Вторая мировая война

Портал:Холокост Проект:Холокост

п·о·р

Бешенко́вичское гетто — (лето 1941 — февраль 1943) — еврейское гетто, место принудительного переселения евреев города Бешенковичи и близлежащих населённых пунктов в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Белоруссии войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны.

В течение лета 1941 и до февраля 1942 года все евреи, не успевшие бежать из города и скрыться, были уничтожены — как местные евреи, так и их дети и внуки из других городов, приехавшие к родственникам на летний отдых.

После окончания войны еврейская общинная жизнь в Бешенковичах не была восстановлена.

Содержание

Создание гетто

Фашисты вошли в Бешенковичи в 4 июля 1941 года и сразу установили особый порядок для евреев. Евреям было приказано прибить на свои дома и нашить спереди и сзади на одежду желтые шестиконечные звезды, и им запрещалось свободно передвигаться: выходить из домов в ночное время и выходить за пределы городской черты. Под угрозой расстрела евреям запрещалось выезжать в другие населенные пункты. Даже просто ходить стало опасно — первым убитым в Бешенковическом гетто стал еврей по фамилии Дубров, который возвращался домой с продуктами, обмененными на вещи, и был застрелен немцем на улице[1]. Жителям поселка было приказано не общаться с евреями[2]. Немцы грабили и громили еврейские дома, насиловали еврейских девушек на глазах у их родных[1].

Осенью 1941 года, примерно в ноябре, евреи были согнаны в гетто. В домах заставили жить по 5-6 семей. В основном эти дома находились по Лепельскому большаку (ныне улица Свободы), по улицам Лепельской и Чашникской[3] — и эта часть улиц была огорожена. Домов в гетто было более десяти. В поселке Стрелка это был один дом, стоявший на берегу Двины, и до войны принадлежавший Юдовину Шае.

Жили евреи гетто за счет того, что пытались обменивали свои вещи на продукты питания. Тяжелее всего было детям, старикам и больным, и особенно трудно стало с наступлением холодов[2].

Случаи побега из гетто были практически исключены. Бежать было некуда, а местных жителей жестоко наказывали за помощь евреям.

По воспоминаниям свидетелей: «Каждый день евреев собирали в парке, и немцы отбирали людей для работы. Немец, снаряжавший на работу, надевал на палку горлышко от бутылки и этой палкой бил по головам и спинам. И немцы, и полицаи свирепствовали одинаково, людей расстреливали просто так, для развлечения»[3][4].

Уничтожение гетто

Перед самым уничтожением контроль над евреями со стороны нацистов был специально ослаблен, и у многих появилась надежда, что их не тронут. Но это был обман — 11 февраля 1942 года комендант объявил, что состоится уничтожение евреев и приказал собрать подводы. За день до этого пленным (30 человек) было приказано выкопать яму[2][5].

Был солнечный и очень морозный день. Всех евреев выгнали на улицу и колонной в более чем 800 человек погнали по улице Свободы через Двину на расстрел. Охрана была небольшой (примерно 16 человек). В убегавших стреляли, и на обочинах лежали окровавленные тела, стоял страшный крик[5][4].

Перед первым расстрелом приговоренных раздели до нижнего белья. Перед евреями выступил Ризькин — начальник дорожного управления. Он сказал, что евреи должны смириться со смертью, потому что «это кара за предательство Христа». Кричащих людей повели через замерзшую Двину на расстрел в поселок Стрелка[5].

В яму ложились по 10 человек. Немцы стреляли, затем наступала очередь новых жертв. В яму падали живые и мертвые, их плохо засыпали, и земля «ходила ходуном» несколько дней. Место расстрела охранялось немцами около недели, и местные жители не могли к ней подойти[2][5].

Затем в этом же месте было ещё несколько расстрелов тех евреев, которые ещё остались. Немцы временно оставили в живых шорников, портных и других нужных им специалистов. Также немцы расклеивали объявления, что оставшиеся в живых евреи могут вернуться, их не тронут, и они будут помогать мастерам. Но это был предлог для новых арестов и расстрелов.

Согласно материалам Витебской областной комиссии содействия Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков:

«Расстреляно и замучено гражданского населения… по городу Бешенковичи… еврейского населения 2 900 человек. …Расстрел гражданского населения производился на берегу реки Западная Двина, а трупы выбрасывались в Западную Двину. Расстреливали из автоматов простыми и разрывными пулями, многие жертвы закапывались живыми, особенно дети и старики»

Акт от 4 апреля 1945 года по Бешенковичскому району (Проверено 15 июня 2011)

.

Узники гетто

По воспоминаниям свидетелей, сохранились отдельные фамилии и имена убитых евреев[2][5]: Аксельрод Давид, Берлин (с семьёй из 8 человек); Брегер Михаил (с 5 детьми, матерью и отцом); Гиркин Мендель (с семьёй); Гомбрайх Соня Лазаревна; Гутман Лейба и Соня (брат и сестра); Дерновский Григорий Михайлович; Дубровин Исаак; Земцер (семья); Копины (семья); Левины (семья); Лейтман: Хьена, Муся, Эли, Рива, Хаим (1925), Песя, Сара, Хаим (1937), Исаак и Рива (брат и сестра), Лихтерман: Хаим, Хая-Этя, Лейб; Мейерсон Нина; Миценгендлер (жена Люба, сын Борис, дочь Инна, мать Лиза); Пар Рива; Раввина Ида, Двойра, Рахель, Шейна, Геня; Фрадкины: Шимон, Сара, Фрада, Мина-Рейза, Лазар, Люба, Рахиль, Боря; Хайкина Вихна, Дора, Циля, Люба; Шуньман Григорий; Щедринская Роза; Этингоф (семья); Юдовины: Рафаил-Давид и его жена Рива-Бася и тёща, которую он вез на саночках на расстрел, потому что сама она идти не могла, Исаак (с семьёй), Нойма, Шлем (с женой), Пэлька (с женой), Шая (с женой), Шолам (с женой), Хава, Песя; Якин Мендель, Каля и Калман (фамилия не сохранилась, с тремя детьми);

Случаи спасения евреев

Отдельные жители Бешенковичей, несмотря на угрозу смерти, спасали односельчан-евреев[2]. Перегуда Николай Илларионович и его жена Анна были удостоены почетного звания «Праведник народов мира» от израильского мемориального института «Яд ва-Шем» «в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную еврейскому народу в годы Второй мировой войны» (решение № 751)[6][7].

Память

После войны евреи начали сбор средств на установку памятника убитым. Деньги присылали дети и родственники погибших из разных городов Советского Союза. В 1954 году памятник был поставлен. И памятник, и ограда были привезены из Ленинграда. Памятник находится на правом берегу Западной Двины, недалеко от Бешенковичей, с надписью на русском языке и идише: «Здесь похоронено 1 068 местных жителей, погибших от рук гитлеровцев 11.02.1942 г.»[8][9].

Источники

Литература

  • Р. А. Черноглазова, Х. Хеер. Трагедия евреев Белоруссии в 1941— 1944 гг.: сборник материалов и документов Мн.: издательство Э. С. Гальперин, 1997, ISBN 985627902X
  • Г. Р. Винница. Холокост на оккупированной территории Восточной Беларуси в 1941—1945 годах. — Мн., 2011, ISBN 978-985-6950-96-7
  • А. Шульман. На качелях времени (легенды и были Бешенковичей), Мн.: «Медисонт», 2009, ISBN 978-985-6887-58-4
  • Е. М. Юдовин. На волнах моей памяти. Воспоминания, Хайфа: JKDesign, 2010

Примечания

  1. 1,0 1,1 Я. Рухман. Два года я был девочкой (Проверено 15 июня 2011)
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Без срока давности (Проверено 15 июня 2011)
  3. 3,0 3,1 М. Миценгендлер. «По дороге к парому» (Проверено 15 июня 2011)
  4. 4,0 4,1 Е. Гольбрайх. «В дверях стоял сын» (Проверено 15 июня 2011)
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Воспоминания свидетелей (Проверено 15 июня 2011)
  6. Газета «Народнае слова» «Чужого горя не бывает», февраль 1998 года
  7. Некогда думать, надо спасать (Проверено 15 июня 2011)
  8. Бешенковичи — статья из РЕЭ
  9. Холокост в Бешенковичах (Проверено 15 июня 2011)


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация