Евреи индейского происхождения

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 2.05.2013

В различных районах Южной Америки жили группы лиц смешанного еврейско-индейского происхождения. В конце XX века они вернулись к иудаизму и почти все перебрались в Израиль.

Содержание

Происхождение евреев в перуанской сельве

В 1880 г. в район Амазонки начался приток сефардских евреев из Северной Африки.[1] В 1909 г. они основали общину «Сосьедад де бенефисьенсия исраэлита» в главном городе района, Икитосе. Большинство занималось торговлей.

Вследствие неблагоприятных экономических условий многие из них переселились в Лиму. Некоторые их марокканских евреев оказались в мелких деревнях. Оставшиеся в Икитосе вступали в смешанные браки с индеанками, но продолжали называть себя «ихос де эбреос» (`сыновья евреев`). Они утратили связь с еврейством и перешли в католицизм. Начиная с 1950-х гг., в этой группе отмечается пробуждение интереса к еврейству.

Возвращение в иудаизм

В 1990-х годах движение "Масорти" установило связь с потомками евреев в Икитосе. Некоторые из них прошли консервативный гиюр и переселились в Израиль. В 2001 году 250 человек в Икитосе прошли консервативный гиюр. В 2013 году они обратились в Сохнут за помощью в переезде в Израиль.

В 1980-е годы в одну из деревень попала еврейская семья по фамилии Адери. Поняв по фамилиям местных жителей, чьи они потомки, г-н Адери объяснил это соседям. Они начали разбираться со своей родословной, собирать сведения об иудаизме и соблюдать еврейские обычаи. Были установлены связи с еврейской общиной Перу. Возникла идея переезда в Израиль.

Реформистский раввин Бронштейн провёл реформистский гиюр первых членов этой группы. В 2004 году в деревню приехал совет из трех раввинов-реформистов из Чили, Аргентины и Нью-Йорка, который занялся вопросом гиюра.

В 2005 году все прошедшие гиюр евреи из этой деревни прибыли в Израиль и поселились в Рамле.

Евреи в бразильской сельве

В бразильской части Амазонии также проживают потомки марокканских евреев, с которыми установила контакты организация «Шавей Исраэль». Эта группа в меньшей степени подверглась ассимиляции. Три года назад для них даже был выпущен специальный молитвенник, составленный по сефардскому нусаху.

Геры из предгорий Анд

В городе Кахамарка на севере Перу во времена инквизиции скрывались марраны. Некоторые из них женились на индеанках, так что их потомки восприняли культуру местного индейского населения и католицизм. Но, скорее всего, какие-то следы иудаизма продолжали тайно сохраняться

В начале 1950-х годов два брата - индейцы из Кахамарки увлеклись иудаизмом. Один из них, Сегундо Вильнуэва, получил ТАНАХ от своего отца.

Они прошли гиюр и привлекли к иудаизму других людей из своего окружения. Образовалась религиозная община "Бней Моше". В 1967 году она насчитывала уже двести человек. Община переселилась в город Трухильо на Амазонке и выросла до 500 человек. В 1969 году сефардский раввин Авраам Бен-Хамо из Лимы установил контакт с ними и помог освоить ортодоксальный иудаизм.

Община разделилась. Часть уехала кто куда, часть вернулась в Кахимарку, а часть - в маленькую деревню около Кахимарки. В конце 1980-х годов они, с помощью раввина Авихайля и Шавей Исраэль, установили связь с Главным раввинатом Израиля, прошли гиюр и переселились в Израиль.[2]

Перуанские евреи в Израиле

Перуанские евреи живут в Рамле, а также в поселениях Самарии (Ариэль, Кфар-Тапуах, Элон Море).[3][4]

Легенды, поддерживаемые жёлтой прессой

Пропавшие колена в книге Менаше бен Исраэля

Еврейский путешественник XVII века Аhарон Леви (Антонио де Монтесинос) утверждал, что встретил (около 1640 года) на территории нынешнего Эквадора индейцев, соблюдавших еврейские обычаи и называвших себя потомками колен Реувена и Леви.

Он рассказал об этом Менаше бен Исраэлю, и тот включил рассказ об индейцах Анд - потомках десяти пропавших колен в свою книгу. Представляется маловероятным, что он сам видел этих индейцев во время своего пребывания в Южной Америке: он был в Пернамбуко, в тысячах километров от Эквадора.

С тех пор этот рассказ ходит из источника в источник. Проверить его не представляется возможным. Независимые данные на эту тему неизвестны.

Камень лос Лунас

В середине XIX века в Нью-Мексико был найден камень, на котором были вырезаны Десять заповедей, записанные древнееврейским (финикийским) письмом. Эта находка породила течение в американской исторической науке по изучению артефакта.

В 1933 году была сделана датировка камня с использованием новых научных методов, которая дала результат - первые века нашей эры. То есть привязала текст к самаритянам.[5]

Большая часть современных учёных не склонна принимать всерьёз "камень лос Лунас". Молчаливо предполагается, что это подделка XIX века. В любом случае, других следов пребывания евреев или самаритян в северной Мексике античных времён не обнаружено.

См. также

Источники

Примечания

  1. The Jews of the Amazon
  2. The Inca Jews
  3. Личные наблюдения Л.Гроервейдла
  4. Дом Иуды
  5. urning Right at the Burning Bush, Reflections on a National Treasure from Ancient America By Roger L. Williamson B.A; M. Div.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация