Манчестер (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Манчестер - город в Великобритании.
Содержание |
Основание общины
Еврейская община Манчестера была основана в 1780-е гг. преимущественно переселенцами из Ливерпуля.
Вскоре была открыта синагога, в 1794 г. приобретен участок под кладбище, в 1804 г. создано общество по оказанию помощи нуждающимся членам общины.
В 1797–1803 гг. в Манчестере жил экспортер хлопчатобумажных тканей Н. М. Ротшильд (1777–1836).
XIX в.
Во второй половине 19 в. в городе поселились состоятельные купцы-евреи из Центральной Европы, эмигранты, покинувшие континент после поражения революционных восстаний 1848 г., а также евреи, бежавшие в 1869 г. от погромов в Румынии.
В 1842 г. была основана первая еврейская школа, в 1856 г. открыта реформистская (см. Реформизм в иудаизме) синагога, а в 1858 г. — традиционная Большая синагога.
В 1871 г. в Манчестер прибыли небольшие группы евреев из Северной Африки и стран Ближнего Востока, в основном мастера хлопчатобумажного производства, создавшие ядро процветающей сефардской общины Манчестера. Численность евреев значительно увеличилась в результате притока эмигрантов из России и Польши в 1881–1914 гг. Многие занялись портняжным и шапочным делом, торговали ювелирными изделиями, были лоточниками и уличными торговцами.
С конца 19 в. значительное число евреев Манчестера переселилось в соседний город Салфорд и в предместья Престуич и Уайтфилд.
Двадцатый век
К началу 20 в. община Манчестера, насчитывавшая около 25 тысяч человек, имела собственный бет-дин и больницу; 2300 учащихся посещали еврейские школы.
Под влиянием Х. Вейцмана, жившего в Манчестере в 1904–16 гг., здесь начали свою деятельность видные сионистские деятели, сыгравшие важную роль в общественной жизни Англии: Х. Сакер (1881–1971), сэр Л. Саймон (1881–1965), И. и Ревекка Зиф, лорд С. Маркс (1888–1964), Н. Ласки (1863–1941) и его жена Сара (1869–1946) и другие. Некоторые евреи, члены лейбористской партии (Х. Дж. Ласки; Н. Х. Левер, 1914–95; Л. Левер, 1905–77; Ф. Аллаун, 1913–2002), представляли Манчестер в парламенте.
В 1970-х гг. еврейская община Большого Манчестера насчитывала свыше 31 тыс. человек и была второй по величине после лондонской.
В ведении Еврейского совета, объединявшего еврейские организации Манчестера и Салфорда, находилось 68 синагог и 9 дневных школ. Жизнь евреев Манчестера описал во многих произведениях Л. Голдинг (1895–1958).
Конец 1900-х – начало 2000-х гг.
В начале 2000-х гг. еврейская община Манчестера насчитывала около 30 тысяч человек и была второй после Лондона по численности (11всего еврейского населения Великобритании).
Несмотря на бурные ассимиляционные процессы в Великобритании, приведшие к росту числа смешанных браков, снижению показателей рождаемости у еврейских женщин, еврейская община Манчестера отличается высоким уровнем религиозности.
Большинство религиозных евреев Манчестера входят в одну из крупнейших еврейских организаций Великобритании — Объединенную синагогу, в которой состоят сторонники умеренно ортодоксальных взглядов; ультраортодоксальные общины Манчестера входят в Федерацию синагог.
Сторонники консервативного иудаизма образовали в Манчестере еврейскую общину, которая входит в Ассамблею традиционных синагог. В Манчестере действует община представителей реформизма в иудаизме.
В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Манчестере развивалась система еврейских школ — как религиозных различных направлений, так и светских.
Главной причиной, по которой родители все охотнее посылают детей в еврейские школы — рост антисемитизма в стране вообще, а в Манчестере в особенности (см. ниже), а также желание избежать воздействия на детей ассимиляционных процессов.
Если в среднем в Великобритании 67 еврейских детей учатся в начальных еврейских школах, то в Манчестере этот показатель составляет 80 Помимо разветвленной системы учебных заведений, включающей детские сады, начальные и средние школы, в Манчестере функционирует небольшая иешива.
В Манчестерском университете существует отделение иудаики. В городе действует Еврейский музей.
В Манчестере выходит газета «Джуиш телеграф»; есть отделения различных международных еврейских молодежных и спортивных движений: Бней-Акива, «Маккаби», Ихуд hа-боним, Федерация сионистской молодежи.
Рост антисемитизма
В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Манчестере в большей степени, чем в целом по стране, возросло число проявлений антисемитизма.
Ответственность за них несли, с одной стороны, профашистские группировки, к которым примыкают молодежные банды скинхедов и группы фанатичных футбольных болельщиков (одному из них суд запретил в течение трех лет посещать футбольные матчи за то, что в декабре 2000 г. во время игры он пел расистские песни и отпускал антисемитские замечания по адресу команды соперника), с другой — представители многочисленной мусульманской общины города и леворадикальная молодежь, которая активно участвовала в антиеврейских демонстрациях.
В северной части города проживает значительная часть евреев города, придерживающихся умеренно ортодоксального или ультраортодоксального направления, в тех же кварталах — много верующих мусульман.
Отношения между двумя группами населения крайне напряженные. В Манчестере действуют крупные мусульманские партии и движения, некоторые из них — экстремистского толка: Партия исламского освобождения, Эмигранты, Компания в защиту лишенных прав жителей Палестины.
Нападения на евреев, в том числе с применением насилия, участились после начала «интифады ал-Акса» (см. Палестинская автономия) в октябре 2000 г. и после терактов в США 11 сентября 2001 г.
Так, в 2000 г. 30% всех нападений на евреев, совершенных в Великобритании, произошли в Манчестере.
В октябре 2000 г. в Манчестере прошли мощные демонстрации мусульман, участники которых несли плакаты с лозунгами «Увидишь еврейского оккупанта — убей!», «Смерть израильтянам!» В декабре 2002 г. и январе 2003 г. в Лондоне и Манчестере были арестованы мусульманские террористы, планировавшие осуществить серию терактов против еврейских объектов.
Манчестерский институт науки и технологии играл ведущую роль в кампании ряда британских высших учебных заведений по бойкоту израильских университетов из-за политики израильского правительства на контролируемых территориях.