Аугсбург (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
А́угсбург - город в Германии.
Содержание |
Евреи в Аугсбурге в средние века
Начальный период
Первое упоминание о евреях в городе Аугсбурге относится к 1212 году. Именно под этим годом в аугсбургских хрониках упомянут еврей Йозеф.[1] Историки считают, что в 1230—1235 годах в Аугсбурге уже существовала небольшая, численностью в несколько десятков семей, еврейская община. Еврейское кладбище упомянуто под 1231 годом. Уже под 1240- м годом в документах упомянуты несколько зданий, находящихся в собственности общины. Под 1259 годом упоминается здание управления еврейской общиной; «еврейский дом» («юденхаус»), один из шести домов, принадлежавших к церковному капитулу - заложен в том же году и назван так епископом Гартманом.[2] Далее - синагога и кладбище (1276), микве и «танцевальный дом» для проведения свадеб (1290).[3] Также в 1290 году евреи попросили у городского совета разрешение на строительство своей бани, мотивируя это прошение религиозными соображениями. Спустя некоторое время в Аугсбурге в комплекс зданий еврейской общины уже входили не только синагога, управление и баня, но и своя пекарня, и дом для занятий. Городские документы пестрели просьбами евреев зарегистрировать за общиной тот или иной дом.[4]
Интересна средневековая печать аугсбургской общины с изображением двуглавого орла, окруженного надписью частью по-латыни, частью по-еврейски и увенчанного конической шапкой (Litteraturblatt des Orients, 1842, col. 73)[5]
Политический и экономический статус евреев Аугсбурга определялся муниципальной хартией (1276), принятой позже и некоторыми другими городами Южной Германии и Швейцарии. Евреи Аугсбурга считались императорскими «каммеркнехтами» - Kammerknechten (буквально «слуги казны»), хотя на юрисдикцию над общиной претендовали также епископ города и муниципалитет. Согласно хартии, община пользовалась широкой автономией, включая даже право вынесения еврейским судом смертных приговоров. Тяжбы с христианами рассматривались смешанным еврейско-христианским судом.[6]
Когда Гартман назначил своим наместником (Vogt) короля Конрада, в договоре было, между прочим, сказано, что ничего из взысканного или полученного епископом или его поверенными с христиан или евреев, в стенах города или вне его, ни в каком случае не может быть потребовано обратно. По просьбе граждан Конрад освободил в 1266 г. туземных евреев, своих «королевских крепостных», от всех повинностей до ближайшего дня св. Георгия (23 апреля) на следующие пять лет; евреи уплатили ему за это тридцать фунтов аугсбургских пфеннигов и обязались в течение остальных четырех лет ежегодно в день св. Георгия вносить ему по 10 таких же фунтов.
Когда в Аугсбурге селились чужие евреи, по два христианина и еврея устанавливали, сколько вновь прибывшие должны платить королю, причем последний заранее отказывался в этом случае от всяких возражений. Если один член этой коллегии выбывал, оставшиеся избирали ему заместителя. Дабы евреи, как жившие в Αугсбурге, так и те, которые могли поселиться там в течение пяти лет, фактически пользовались покровительством короля, защита их интересов была передана королевскому наместнику, бюргермейстеру, старшинам и всей общине; было приказано охранять евреев от всяких насилий, от врагов и обидчиков. В 1276 г. епископ Гартман дал евреям по просьбе граждан Αугсбурга грамоту, освобождавшую евреев от повинностей до ближайшего дня св. Мартина (11 ноября) и на весь следующий год при условии, чтобы евреи в день св. Георгия уплачивали 10 фунтов аугсбургских пфеннигов. Епископ поставил евреев до названного срока также под защиту своего наместника, бюргермейстера, ратманов и городских властей в целом.
В 1276 г. община владела синагогой и кладбищем. Главным занятием евреев Аугсбурга была ссуда денег; им, с некоторыми ограничениями, была разрешена также торговля скотом (2) мясом и вином. В 1316 г. аугсбургские евреи занимали, должно быть, очень видное положение, так как город Мюнхен отдал им на откуп на шесть лет все свои доходы. Тринадцать лет спустя евреи (т. е. их доходы) были отданы императором в залог графам Эттинген, a последними переуступлены семье Гогенек. Будучи должен крупные суммы евреям, город для ликвидации этих долгов установил в 1341 году обязательные займы y граждан. Долги епископа евреям были частью уничтожены Карлом IV.[7]
Постепенно, за счёт активного участия в торговле и ростовщических операциях, благосостояние верхушки еврейской общины стало расти. Это было связано с существовавшим в cредние века церковным запретом для христиан заниматься финансовыми операциями. Но рост зажиточности части еврейской общины вызывал резко отрицательную реакцию у наиболее агрессивно настроенных горожан. Не в последнюю очередь это было связано с желанием влиятельных должников избавиться от необходимости отдавать долги.
Эпидемия чумы и первое изгнание евреев из Аугсбурга
В 1348—1349 годах в Европе разразилась страшная эпидемия чумы, уничтожившая в итоге от четверти до трети населения во многих странах. Масштабы эпидемии были тесно связаны со скученностью и теснотой в средневековых городах и пренебрежением правилами гигиены. Между тем, религиозные предписания евреев диктовали им постоянное соблюдение гигиенических правил — в результате этого потери от чумы среди еврейского населения были относительно невелики.[8] Обычный при массовых бедствиях психоз на этот раз нашёл свою цель в еврейских общинах. Их относительная неуязвимость в условиях повальной эпидемии и сама по себе вызывала подозрение в том, что здесь не обошлось без колдовства. А традиционная неприязнь к чужакам толкала к выводам, что, помимо колдовства, евреи занимаются и порчей, насылая чуму на христиан и отравляя источники. Евреи были убиты или изгнаны из городов Германии во многих местах в то время, в том числе и в Аугсбурге. Император простил гражданам это преступление.[9]
Между изгнаниями
В 1349 г. император разрешил епископу снова допустить евреев в город a в 1355 г. возложил на городской совет обязанность защищать их и право облагать их податью. Хотя в хрониках под 1355 годом снова отмечены в Аугсбурге 18 еврейских семей, ненависть и подозрительность со стороны других горожан делали их пребывание в городе очень опасным.
Евреи были обложены очень высоким налогом, их дома поджигались, а имущество подвергалось разграблению.Чтобы овладеть евреями полностью, городской совет приобрел их в 1364 г. в собственность от вышеупомянутой семьи Гогенек. В 1373 г. император потребовал от аугсбургских евреев 10.000 гульденов; городской совет тщетно старался избавить их от этой дани. В 1384 г. евреи должны были уплатить совету 22.000 гульденов, a в 1385 г. король Венцель объявил недействительными все долги евреям. В 1390 г. город получил от короля Венцеля привилегию на право владеть евреями в течение 12 лет; доходы с них делились между королем и городом. Евреи были изъяты из ведения королевского придворного суда.Король Сигизмунд (1429) заложил их графу Паппенгейму, которому они обязаны были уплачивать ежегодно 200 гульденов. Совет выкупил это право y Паппенгейма в 1439 году.
В 1434 году городской совет Аугсбурга обязал всех евреев носить на своей одежде жёлтый отличительный знак - круг - символ чужеродства.[10] В 1438 году городской совет принял решение изгнать всех евреев из Аугсбурга. В 1439 - 1440 г.г. последние 300 евреев были изгнаны из города. При этом император получил от горожан 900 флоринов за утрату своих каммеркнехтов (см. выше).[11]) Жилища евреев были конфискованы, синагога и другие общественные здания превратились в дома для горожан, а надгробные камни на еврейском кладбище — в стройматериал.
Евреям, однако, разрешалось бывать в городе по делам в рабочие дни, а также искать в нем убежище в случае войны.[12] В 1456 г. Фридрих III потребовал, чтобы город передал ему «все свои привилегии»; впрочем, он удовольствовался 13.000 гульденов. Город же удержал за собой право допускать и изгонять евреев. С этого времени евреям вновь запрещено было жить в Аугсбурге.
В 1540 г. городской совет постановил, что евреи могут оставаться в Аугсбурге не дольше одних суток, причем они были обязаны уплачивать чиновнику, сопровождавшему их во время пребывания в городе, шесть грошей (Sechser). В 1601 году последовало запрещение занимать деньги y евреев. В период Тридцатилетней войны незначительное число евреев поселилось в городе. Время от времени y них вымогали деньги под угрозой изгнания.[13]
В 1627 г. было открыто еврейское кладбище в районе Кригсхабер. Впоследствии оно стало местом захоронения известных религиозных деятелей, раввинов, финансистов, банкиров, ученых.[14]
В 1649 г. евреев снова удалили из города, a в 1680 г. старые эдикты об изгнании были возобновлены и усилены. Во время войны за испанское наследство евреи рискнули вернуться в небольшом числе, и в 1704 г. здесь было уже 62 семьи. В 1718 году евреям было вновь воспрещено даже временное пребывание в Аугсбурге. С 1741 по 1745 гг. евреи опять пользовались правом селиться здесь ввиду войны за австрийское наследство. В 1742 г. их насчитывалось 32 семьи, но в 1745 г. они были в очередной раз изгнаны. В 1751 г. городской совет заключил с евреями окрестных сел договор: за ежегодную дань в 1100 гульденов им был предоставлен свободный доступ в город для торговых дел. В следующие за тем годы совет старался ограничить еврейские предприятия.
Вплоть до рубежа XVIII и XIX веков евреев не пускали на постоянное место жительства в Аугсбург. В 1791 г. были изданы эдикты для защиты евреев от насилий и грабежа. Во время французского нашествия (1796) здесь уже имелось еврейское поселение.[15])
Религиозная жизнь общины
Раввин аугсбургской общины описывается в хрониках как «Judenmeister» («Главный еврей») или «Judenbischof» («Еврейский епископ»). В его обязанности входило следить за соблюдением членами общины не только религиозных, но и светских предписаний, под которыми можно понимать и указания совета общины, и указания Аугсбурского городского совета. В средневековой Европе это было очень похоже на власть католических епископов на подвластных им землях, поэтому раввина и называли тогда «еврейским епископом».
В 1412–1438 гг. общину Аугсбурга возглавлял один из самых выдающихся раввинов Германии, знаток Талмуда Яаков бен Иехуда Вайль (умер до 1456 г.),[16], [17]). Именно он в 1433 году вёл в Базеле переговоры с императором Сигизмундом о величине уплачиваемого евреями коронационного налога.
Также из раввинов Aугсбурга особенно известны: почтенный Сениор, 81-летний старец, убитый в 1348 г. за своими книгами; Илия из Аугсбурга, написавший комментарии к «Сефер мицвот гадоль (Семаг)» Моисея бен-Якова де Куси[18] (рукопись в Ватиканской библиотеке).[19])
До изгнания в Аугсбурге процветала еврейская ученость.[20] В городской иешиве существовал особый метод пилпула, так называемый хиллук (буквальный перевод с арамейского - «разделение»).[21]
В 1530 г. Иосеф бен Гершон из Росхейма на диспуте разоблачил клевету в адрес евреев отступника Антония Маргариты и добился его изгнания из Аугсбурга. В том же году Иосеф бен Гершон созвал в городе делегатов еврейских общин Германии на совещание по регулированию их финансовых операций.
Печатание еврейских книг в Аугсбурге началось в начале XVI в. В 1514 и 1520 гг. христиане издали здесь две грамматики иврита.[22] Печатанием исключительно еврейских книг занимался странствующий типограф Хаим Шварц, издавший в 1533 г. комментарии РаШИ к Пятикнижию и к Мегиллот. 19 января 1534 г. была закончена печатанием Пасхальная hагада. В том же году в Аугсбурге был издан письмовник анонимного автора «Игрот Шелахим», пользовавшийся большой популярностью в XVII в. До 1536 г. здесь последовательно были напечатаны молитвенники: «Тфила», «Махзор» и «Слихот» — все по ашкеназскому ритуалу. Вместе с своим сыном Исааком и зятем Иосифом бен Яковом Шварц издал в 1540 году «Арбаа Турим» Якова бен Ашера и «Abkath Rochel», сочинение, приписанное некоему р. Макиру. Затем в Аугсбурге были напечатаны Книга Царей (1543) и Книга Самуила (1544), обе еврейско-немецкими стихами. В 1544 г. Паулус Эмилиус (Эмилий), впоследствии профессор в Ингольштадте, издал в Аугсбурге Пятикнижие на еврейско-немецком языке (позже названном «идиш»). Семья Шахор из Праги и Люблина также издала в Аугсбурге ряд книг. Все эти произведения были были изданы очень изящно и могут быть причислены к наиболее редким образцам типографского искусства.[23], [24]
Восстановление еврейской общины в XIX веке
Следующая глава истории евреев в Аугсбурге началась вследствие обшей перекройки европейской карты в ходе наполеоновских войн,[25] на закате существования Аугсбурга как свободного имперского города. Еврейская община возродилась в Аугсбурге в 1803 г., когда здесь поселилось несколько банкиров-евреев. Это объясняется не столько филосемитизмом Наполеона,[26] сколько необходимостью получения займов от еврейских банкиров для широко развернувшегося строительства.
В 1806 году Аугсбург потерял свою независимость и вошёл в состав Баварского королевства. С этого года появление в городе еврейского населения уже не зависело от воли городских советников. Все налагавшиеся на евреев ограничения были отменены, (хотя официально это было утверждено лишь в 1861 г.).[27] После того, как Бавария вошла в состав Германской империи, положение иудеев стало ещё более благоприятным, так как к ним благоволили прусские протестанты Гогенцоллерны.[28]
Для дальнейшего развития городу нужен был постоянный приток денег, который обеспечили еврейские банкиры. Здесь прежде всего надо назвать имена аугсбургского банкира Селигмана Арнольда и его брата Симона, жившего в Мюнхене. Они были соучредителями Баварского ипотечного и учётного банка, чьи кредиты и ссуды под учётные векселя стали финансовой основой для развития рынка недвижимости в Аугсбурге. С самого начала XIX века численность еврейского населения Аугсбурга увеличивалась (в 1801 г. — 56 человек, в 1900 г. — 1156).[30] Это были люди самых разных профессий: ремесленники, торговцы, врачи, адвокаты. Также и промышленная революция в городе осуществлялась в том числе и еврейскими руками: еврейские предприниматели и рабочие трудились на металлургических, металлообрабатывающих и химических предприятиях.В течение более чем ста лет никто не мешал развиваться еврейской общине города, и она стала одной из самых крупных, зажиточных и просвещенных в мире.[31]
Новая община существует с 1861 года. Всего евреев в 1900 г. - 1171. По переписи 1 декабря 1905 г. — 1101 (1,2%). Подати еврейской общины достигли в 1900 г. суммы в 33735 марок, a бюджет 109828 марок; плательщиков податей было в том же году 322 — на 70 больше, чем по данным переписи 1905 г.(см. Zeitschrift für Démographie und Statistik d. Juden, 1906, стр. 154; 1907, стр. 22).[32] То есть, хотя к началу XX века еврейское население составляло всего около одного процента жителей Аугсбурга (дальнейший рост - до 1200 человек), но, судя по вкладу в бюджет, существовала значительная прослойка обеспеченных, зажиточных людей. Еврейские банкиры полностью или частично владели примерно 20 банками в Аугсбурге. Доля еврейского капитала в системе оптовой и розничной торговли была существенной, и многие евреи были, в свою очередь, трудоустроены в фирмах своих единоверцев. Кроме того, многие евреи трудились в текстильной и химической промышленности, развитой в то время в Аугсбурге. Среди евреев было немало известных и уважаемых в городе врачей, адвокатов, художников и музыкантов.
Аугсбургская синагога
Рост численности еврейской общины вызвал и объективную потребность в синагоге. Она появилась в 1858 году в Зимнем переулке (Wintergasse), а уже в 1863 году была расширена. Но, так как еврейское население продолжало расти, к началу XX века и это здание стало слишком маленьким. В 1911 году уже был составлен архитектурный план строительства на Halderstrasse целого комплекса, состоящего из синагоги и соседних зданий. Строительство началось в 1913 (10)- 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны и было закончено, несмотря на события войны, в 1917-м. Тогда это была крупнейшая синагога Европы. [33]
Времена нацизма
Грозовые тучи над еврейским населением Аугсбурга начали сгущаться ещё до прихода Гитлера к власти. Осквернения еврейского кладбища нацистами на Хаунштеттерштрассе неоднократно случались в 1924—1930 годах. Однако тогда это были только экстремистские выходки, не имеющие отношения к государственной политике и расследовавшиеся полицией.
Всё изменилось в 1933 году, когда Гитлер пришёл к власти. В этом же году, в пятидесяти километрах от Аугсбурга, начал функционировать Дахау, первый крупный немецкий концлагерь.[34] Среди неугодных режиму туда попадали и евреи, особенно после принятия Нюрнбергских расовых законов. Напряжение нарастало, пока не наступила «Хрустальная ночь» 10 ноября 1938 года. В эту ночь нацисты подожгли аугсбургскую синагогу. Пожар был вскоре потушен, так как синагога прилегает вплотную к соседним зданиям и пламя могло распространиться на всю улицу. Но атмосфера разорения и запустения с тех пор стала реальностью для городской еврейской общины. Из 1030 евреев, живших в Аугсбурге, около половины сумели уехать из Германии. Оставшиеся были собраны в одно здание и 3 апреля[35] 1942 году депортированы в концлагеря где, большей частью, погибли. Кладбище в Кригсхабере было разорено.[36]
Многие из послевоенных поколений Германии до сих пор уверены в том, что Гитлер не преследовал евреев Аугсбурга, и что именно поэтому союзники не бомбили город. Бомбили массово из-за стратегического значения города, а евреи к тому времени уже были изгнаны либо уничтожены. Среди разрушенных бомбами зданий оказалась и синагога. [37]
Еврейская община в Аугсбурге после Второй мировой войны
Вскоре после освобождения города от нацистов первым послевоенным бургомистром Аугсбурга стал назначенный американскими оккупационными властями еврей Людвиг Дрейфус. Возможно, на тот момент - единственный еврей в Аугсбурге.[38] В последующие месяцы в Аугсбург вернулись только 25 человек, а в целом в Швабию — около 300 человек. Также после войны здесь располагался еврейский лагерь для перемещенных лиц.[39] Так или иначе, еврейская община стала возвращаться к жизни. В 1946 году была основана новая община Аугсбурга-Швабии. Синагога была восстановлена[40] - в 1963 году там уже молились. Вскоре был основан и музей при синагоге, собравший, в результате пожертвований частных лиц и государственных музеев Баварии, значительную коллекцию предметов иудейского культа и бытовой культуры иудаизма.[41]
Людвиг Дрейфус - бургомистр Аугсбурга
Людвиг Дрейфус (Ludwig Dreifuß) (1883—1960) был первым послевоенным бургомистром города с 1945 по 1946 год. Уроженец Мюнхена, Дрейфус с 1911 года практиковал в Аугсбурге как адвокат. В двадцатых годах прошлого века Дрейфус примкнул к социал-демократам. В 1933, 1934 и 1938 годах, при нацистах, Дрейфуса арестовывали, и в итоге ему было запрещено заниматься адвокатской практикой. Для арестов и запрета были сразу две причины: политические убеждения Людвига Дрейфуса и его еврейское происхождение. В 1938 году Дрейфусу удалось отправить в США своего сына, но сам Дрейфус уехать не смог. В феврале 1945 года союзники освободили Дрейфуса в числе прочих узников концлагеря Терезиенштадтa. 1 сентября 1945 года американская администрация назначила Людвига Дрейфуса обер-бургомистром Аугсбурга. В 1946 году, перестав занимать эту должность, Дрейфус, тем не менее, сохранил своё место в администрации города: он был с 1946 по 1948 год вторым бургомистром Аугсбурга, представляя в администрации социал-демократов. В 1952 году Дрейфус получил баварский орден « За заслуги перед Отечеством». Именем Дрейфуса названа одна из улиц в Аугсбурге «Oberbürgermeister-Dreifuß-Straße».
Обновление еврейской общины Аугсбурга
До начала массовой эмиграции из стран бывшего Советского Союза, численность еврейской общины в городе росла очень медленно. В 1987 году в ней состояли только 247 человек. Ситуация начала меняться в 1990 году, когда рухнул железный занавес. В Аугсбург стали приезжать евреи из СССР. Германское правительство направляло «ост-юде» именно сюда, в один из самых славных центров еврейской Германии донацистских времен.[43]
Сейчас численность еврейской общины Аугсбурга — около 1800 человек, и её основной язык — русский.[44] Руководство общины подчинено Центральному совету евреев в Германии. Как и в других русскоязычных еврейских общинах Германии, активисты и энтузиасты стараются противопоставить ассимиляции и равнодушию духовную жизнь, различные культурные и социальные программы. В 2005 году была создана газета «Вестник». В Баварии и за ее пределами выступают аугсбургские коллективы: театр «Лезедрама», ансамбль народной еврейской песни на идиш «Штеттеле». В молодежном центре занимаются с детьми старше 12 лет и подростками.
Для старых и больных в 2006 году был открыт Центр помощи пенсионерам и инвалидам. Его сотрудники работают за символическую плату и не считают затраченное время. Они помогают своим подопечным как переводчики в медицинских учреждениях, сопровождают инвалидов в синагогу на религиозные праздники.
С 2008 года начато восстановление кладбища в Кригсхабере, разоренного нацистами и запущенного со времен войны. В его расчистке помогали добровольцы как из еврейской общины, так и из католической, в том числе жители близлежащих улиц. Еврейское историческое общество воссоздает план захоронений. Помогают потомки похороненных, идет поиск в архивах и семейных документах. Многие могилы найдены.[45]
Синагога и община
В 2006 году были начаты реконструкция и капитальный ремонт синагоги Аугсбурга. Отремонтированы полы и крыша, все комнаты и коридоры, система видеонаблюдения, охранная сигнализация. Установлена пожарная сигнализация. Отреставрированы памятные доски(8), зал и огромный балкон для женщин над залом. Сохранен изначальный стиль внутреннего оформления зала и синагоги в целом. Например, в отделке фонтана во дворике видны не только еврейские мотивы.[46]
В настоящее время в общине есть раввин. Кроме будничных, субботних, праздничных молитв он постоянно проводит в синагоге уроки Торы по недельным главам и различным темам.[47])
С синагогой связаны и другие общинные мероприятия и структуры. Например, работает культурно-образовательный центр «Вундеркинд» [48] для детей до 12 лет. Там, в дополнение к обычной школе, развивают их способности к общеобразовательным дисциплинам, музыке, танцам, рисованию, иностранным языкам. С детьми и их родителями работают квалифицированные преподаватели по современным методикам.[49] Одно из приоритетных направлений центра - воскресная школа при еврейской религиозной общине Швабии-Аугсбурга. Эта школа способствует интеграции детей в общину. Её посещают также ученики других национальностей и конфессий, знакомясь с богатой историей еврейского народа, учась толерантности, духовно и культурно обогащаясь.[50]
Источники
1. (нем.) Книга «Das Jüdische Kulturmuseum Augsburg»
Примечания
- ↑ Проза.ру, История одной общины
- ↑ Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
- ↑ Аугсбург.Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
- ↑ Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
- ↑ Аугсбург.Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
- ↑ Проза.ру, История одной общины
- ↑ Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
- ↑ Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
- ↑ Аугсбург.Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Аугсбург.Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
- ↑ Еврейская Газета, 10 (74), Дорогу осилит идущий
- ↑ Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
- ↑ Аугсбург.Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
- ↑ [ http://jewage.org/wiki/ru/Profile:Moisej,Ben-Yakov,De,Kusim.,Ga-Darshansemag_(_)]
- ↑ Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
- ↑ Аугсбург.Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
- ↑ Аугсбург.Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
- ↑ Аугсбург.Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
- ↑ Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
- ↑ Электронная Еврейская Энциклопедия, Аугсбург
- ↑ Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
- ↑ Эмигрантские записки - Синагоги на старых открытках. Часть четвертая.
- ↑ Электронная Еврейская Энциклопедия, Аугсбург
- ↑ Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
- ↑ Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
- ↑ Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
- ↑ Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
- ↑ Электронная Еврейская Энциклопедия, Аугсбург
- ↑ Еврейская Газета, 10 (74), Дорогу осилит идущий
- ↑ Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
- ↑ Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
- ↑ Электронная Еврейская Энциклопедия, Аугсбург
- ↑ Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
- ↑ Проза.ру, История одной общины
- ↑ - Проза.ру, История одной общины
- ↑ Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
- ↑ - Проза.ру, История одной общины
- ↑ Еврейская Газета, 10 (74), Дорогу осилит идущий
- ↑ Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
- ↑ Еврейская Газета, 10 (74), Дорогу осилит идущий
- ↑ Сайт Культурно-образовательного центра «Вундеркинд»
- ↑ Еврейская Газета, 10 (74), Дорогу осилит идущий
- ↑ Сайт Культурно-образовательного центра «Вундеркинд»
Ссылки
Аугсбург на Викискладе? |
1. (нем.) Официальный сайт Аугсбурга
2. JeWage
3. Еврейская Электронная Энциклопедия, Аугсбург
4. Официальный сайт, Сочинский национальный парк, Бавария, Аугсбург: евреи в вольном городе
5. Проза.ру, История одной общины
6. Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Аугсбург
7. Аугсбург.Электронная еврейская энциклопедия
8. Еврейская Газета, 10 (74), Дорогу осилит идущий
9. Эмигрантские записки - Синагоги на старых открытках. Часть четвертая