Двинск (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 10:24, 18 апреля 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Да́угавпилс,(латыш. Daugavpils, латг. Daugpiļs, лит. Daugpilis, нем. Dünaburg, польск. Dyneburg, Dźwińsk, Dźwinów, белор. Даўгаўпілс, Дзвінск На тарашкевице (варианте белорусской орфографии, основывающейся на правилах белорусского языка до Реформы белорусского правописания 1933 года) название города пишется Дзьвінск, идиш דענענבורג (Дененбург)) — город в Латвии, второй по величине и значению после столицы Риги, районный центр в Латвийской Республике, расположен на реке Даугава (Западная Двина).


В еврейской истории город известен как Двинск.



Файл:Dvinsk 1912.jpg
С. М. Прокудин-Горский. Двинск. 1912

Содержание

История

  • В источниках впервые упоминается в 1275 году.
  • До 1558 в составе Ливонии,
  • С 1558 в составе Речи Посполитой
  • Присоединен к России в результате первого раздела Польши в 1772 г.
  • С 1920 г. по 1940 г. — в составе независимой Латвии,
  • в 1940–1991 гг. — в составе СССР.
  • С 1582 г. Магдебургское право.

Еврейская история города

Евреи жили в Двинске со второй половины XVIII в. Тогда же была образована община.

В Российской империи Двинск входил в черту оседлости.

До Второй мировой войны был населен преимущественно евреями.

Евреи составляли значительный процент населения города.

  • 1772 г. - в Двинске проживали 136 евреев (31,3% от всего населения)
  • 1787 г. — 783 еврея
  • 1815 г. — 1559 евреев (57%)

Евреи были представлены в органах городского самоуправления. Так, в 1800 г. одним из двух бургомистров Двинска был Ш. Мовшович, в 1826 г. — Н. Кобленц, в 1836 г. — М. Малкиель.

В 1812 г. евреям было запрещено строить какие-либо здания внутри крепости. В 1830 г. евреи основали кожевенный и пивоваренный заводы, производство извести.

В 1847 г. в Двинске жили 2918 евреев.


Город начал развиваться с 1860-х гг. вследствие роста торговли зерном, льном и лесом, и в особенности после того, как Двинск стал железнодорожным узлом.

Двинск стал также одним из центров еврейской традиционной учености, в городе возникло несколько иешив.

Около 1886 г. общину митнагдим возглавил рав Меир Симха а-Коэн (1887–1926).

Во главе хасидов с 1889 г. стоял Гаон из Рогачева, рав Йосеф Розен.


К началу XX в. евреи играли доминирующую роль в торговой и промышленной жизни Двинска, а также составляли большинство рабочих на спичечной, дубильной и трех пуговичных фабриках города (главным образом женщины).

По переписи 1897 г. в Двинске проживало 32 400 евреев (46% от всего населения). В городе функционировали различные еврейские учебные заведения: ремесленная школа для мальчиков, открытая в 1887 г. (в 1910 г. — 103 ученика), женская профессиональная школа, открытая в 1902 г. (в 1910 г. — 208 учениц), три бесплатных еврейских училища для бедных, образцовый хедер.


В 1897 г. в Двинске было 4862 еврейских ремесленника, 1760 еврейских наемных рабочих и 909 подмастерьев; много евреев было занято на строительстве и в железнодорожных мастерских. Большой процент еврейского населения жил в условиях нищеты.

По данным Еврейского колонизационного общества, в 1910 г. таковых насчитывалось 1996 семей (30,9% еврейского населения).

В начале XX в. в Двинске проживало 46% евреев.

Даугавпилс стал одним из центров еврейского рабочего движения, в котором ведущую роль играли партии Бунд и Поалей Цион. В 1903 г. еврейские рабочие Даугавпилса организовали самооборону, успешно действовавшую во время погромов.

Во время Первой мировой войны Двинску был причинен сильный ущерб, и большинство жителей покинуло город.

В 1921 г. в Даугавпилсе было 11 838 евреев (40% всего населения), в 1935 г. — 11 106 евреев (25%).

В 1920–30-х гг. в Даугавпилсе значительно окрепло сионистское движение, в особенности партия Цеирей Цион.


В начале 1930-х гг. в городе было шесть еврейских школ, из них в пяти преподавание велось на иврите или на идиш; их посещало свыше двух тысяч еврейских детей.

Существовали также

  • еврейская городская средняя школа с преподаванием на иврите,
  • профессиональная школа ОРТ и
  • местная еврейская спортивная организация.

Общинные учреждения включали

  • больницу,
  • аптеку,
  • дом престарелых,
  • сиротский дом,
  • библиотеку и
  • три народных банка.

Накануне Второй мировой войны в Даугавпилсе насчитывалось 13 тысяч евреев.

Вторая мировая война

В конце 1940 г. – начале 1941 г. многие евреи Даугавпилса — представители буржуазии, активисты различных еврейских политических партий — были высланы в отдаленные регионы Советского Союза во время массовых ссылок части населения Латвии, к которому советские власти относились как к потенциальному врагу.

26 июня 1941 г. Даугавпилс был оккупирован германской армией. Очень незначительная часть еврейского населения успела эвакуироваться.

Вскоре после оккупации началось уничтожение еврейского населения, в котором активную роль играли латышские полицейские формирования, состоящие из местных националистов.


В середине июля евреи Даугавпилса были заключены в гетто, в которое были согнаны евреи из ряда близлежащих деревень и местечек. По распоряжению немецких властей был создан юденрат.

В августе – ноябре 1941 г. подразделения эйнзацгруппен «А» совместно с латышскими частями осуществляли массовые акции по уничтожению еврейского населения. Так, во время последней акции 9 ноября 1941 г. были расстреляны 1134 еврея.

Уничтожение сопровождалось грабежом принадлежавшего евреям имущества. Так, в январе 1942 г. эйнзацгруппен «А» были отправлены в Берлин вещи, конфискованные у евреев Даугавпилса, среди которых находилось более 60 кг золота в различной форме, 155 кг золотых обручальных колец, 65 кг золотых серег и т. д.

после 9 ноября 1941 г. в Даугавпилсе оставалось 950 евреев, о которых было сказано в документах СС (см. СС и СД), что они «представляют собой квалифицированную рабочую силу, незаменимую для поддержки хозяйства, особенно военного хозяйства».

В мае 1942 г. последние обитатели гетто Даугавпилса были расстреляны.




Часть уцелевших евреев вернулась в Даугавпилс после освобождения города в июле 1944 г.

Послевоенное время

В 1970 г. в Даугавпилсе проживало около двух тысяч евреев.

Культурная и образовательная деятельность

В 1974 г. была открыта синагога.

В конце 1960-х гг. была организована и функционировала еврейская любительская театральная труппа.

В те же годы среди евреев Даугавпилса действовала группа активистов алии.

После 1970 г. многие евреи Даугавпилса репатриировались в Израиль.

В конце 1980-х гг. происходило восстановление еврейской жизни в Даугавпилсе. В декабре 1988 г. было открыто отделение Латвийского общества еврейской культуры (председатель А. Фишиль). В начале 1990-х гг. начали функционировать воскресная школа, спортивное общество «Маккаби», литературное общество «Круглый стол». В 1992 г. на базе отделения Латвийского общества еврейской культуры создана еврейская община (председатель Софья Меирова, родилась в 1949 г.).


В 1970–80-х гг. и особенно с конца 1980-х гг. происходил массовый выезд евреев Латвии в Израиль, США, Германию и другие страны.

Известные жители-евреи

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация