Библейская археология
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
Библейская археология (от греч. Ἀρχαιος, λογος — древний, наука) — раздел библеистики, изучающая по древним памятниками историческую среду, где возникла Библия и происходили события священной истории.
Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла библейских книг, поскольку реконструируют исторический фон их написания.
Содержание |
История
Старая библейская археология
Старая библейская археология сложилась до того, как были найдены основные памятники Древнего Востока и античности, проливающие свет на библейскую историю. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Священного Писания и греко-римских авторов, связанные с бытом, общественным строем, календарем, обычаями и культом времен Ветхого и Нового Завета.
Собирание таких знаний давало возможность читателю Библии свободнее ориентироваться в «библейском мире». Важность такого понимания реалий была отмечена ещё Антиохийской школой экзегезы, которая получала библейские сведения не только из Библии, но и со знакомства с восточными обычаями. Святитель Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живые исторические обстоятельства, в которых происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская археология.
К трудам старой библейской археологии принадлежат работы К.Ф. Кейли, С. Мунка, Г. Тристрама, И. Троицкого.
Новая библейская археология
Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периода и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность Египта, Двуречья, Ханаана, Хеттского царства. К тому времени из внебиблейских текстов были известны лишь Талмуд, Таргумы, труда Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные античными авторами и отцами церкви. Находки в Египте начались вскоре после похода Наполеона I. Молодой французский филолог Ж. Ф. Шампольон (1790-1832) сумел прочитать египетские иероглифы. Так было положено начало научной египтологии. За этим последовала серия открытий, которая продолжается и поныне.
Первые успешные шаги в расшифровке древнеперсидской клинописи сделал немецкий учитель словесности Г. Ф. Гротефенд (1775-1853), а в 1835 английський филолог-любитель Г. К. Роулинсон (1810-1895) сумел прочитать надпись персидского царя Дария.[1] В 1840-1850-х годах французские и английские археологи раскопали низкие холмы Двуречья, под которыми були открыты древнеассирийские города Ниневия и Калах (работы П. Е. Ботте, Лейарда и Кольдевея).
В начале XX века были проведены раскопки руин столицы Царства хеттов (упоминаются в Библии). Их письменность удалось расшифровать чешскому учёному Б. Грозному (1879-1952). Немалое значение для библейской археологии имело открытие и прочтение ханаанских памятников, в том числе текстов города Угарита . Расшифровка их была сделана Г. Бауэром, С. Х. Гордоном, Ш. Ж. Виролло, К. Ф. А. Шеффером и професором Иерусалимской библейской школы Дормом. Все эти и другие открытия расширили рамки библейской археологии и заставили по-новому оценить взаимодействие ТАНАХа с культурой Древнего Востока. С этого времени библейская археология основное внимание уделяет именно изучению памятников, которые прямо или косвенно касаются Библии.
Огромное значение в библейской археологии получил новый метод датировки. За его разработку У.Ф. Либби получил Нобелевскую премию (1960). Этот метод, названный радиоуглеродным, используется при датировке предметов органического происходжения. Высокочувствительные современные приборы могут с достаточной точностью установить возраст исследуемого дерева, папіруса, льна и т. д. В те ж годы Д. К. Кеннеди открыл метод термолюминесценции, что позволяет датировать древние керамические изделия.
Разделы библейской археологии
Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и израильскую.
Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Священного Писания. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других.
Библейская археология Израиля ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа.
Общая ветхозаветная
В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в XIX и XX веках.
В 1920-х годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье. По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о Потопе. Вулли также открыл много других памятников древнего Шумера.
В XIX веке была открыта библиотека в Ниневии, где нашли поэмы о Гильгамеше (с описанием Потопа, во многом совпадающего с рассказом в Книге Бытие) и о происхождении мира «Энума Элиш». Последняя показывает, насколько своеобразным было библейское учение, несмотря на определенные элементы литературного сходства с вавилонским литературным памятником.
В 1901—1902 французская археологическая экспедиция нашла в Сузах чёрный столб базальта, на котором клинописью были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи (1—ая половина XVIII века до н. э.). Законы, в частности, содержат правовые нормы, объясняющих некоторые подробности повествования Книги Бытия о патриархах, и имеют параллели с законами книг Исход и Второзаконие. Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в Пятикнижии.
Раскопки 1930-х годов в месопотамском городе Мари (XVIII век до н. э.) виявили тексты с упоминанием племён, идентичных именам предков Израиля (Нахор, Терах, Серуг, Завулон, Гад, Дан, Леви, Ишмаэль, Асир). Такие же параллели выявлены и в текстах города Эблы (Сирия), открытого в 1970-х годах.
В конце 1930-х годов американская экспедиция в Северную Месопотамию нашла документы города Нузи. Они содержат законы, которые поясняют, почему, например, бездетный Авраам должен был отдать своё наследство Элиэзеру (Быт. 15:2-3), описывают операции по продаже первородства (Быт. 25:30-34), поясняют, почему Рахель забрала с собой терафим (домашних богов) Лавана (Быт. 31:19) - согласно текстам Нузы, кто владеет терафим, тот имеет право на наследство. Примечательно, что эти обычаи исчезли после XV века до н. э., то есть повествование Книги Бытия отображает очень древнюю, ещё домоисееву эпоху истории.
Изучение хеттских законов пояснило, почему Авраам не хотел купить у хеттов всю землю около пещеры Махпела, а только пещеру. Купив землю, он становился данником хеттов.
Данные о гиксосах, аморейских племенах, которые покорили около 1700 г. до н.э. Египет, объясняют, как мог неегиптянин Йосеф стать правителем Египта при фараоне.
Установлено, что фараон Рамзес II (XIII век до н. э.) перенёс свою столицу в Дельту и, возродив разрушенный город, назвав его своим именем. В Библии сказано, что израильтяне строили для египетского царя город Раамсес (Исход 1:11).
В 1887 г. была найдена покинутая столица фараона-реформатора Эхнатона (XIV век до н. э.) Ахетатон(ныне - Эль Амарна). Среди документов её архива выявлены донесения ханаанских вассалов царя (в частности, правителя Иерусалима). Они жалуются, что страна разрушена бандами хабиру. В наше время большинство учених усматривает в них полукочевую разноплемённую «вольницю», которая подорвала власть фараонов в Ханаане[2]. Движение хабиру подготовил почву для проникновения израильтян в Ханаан.
В 1896 году англичанин Флиндерс Питри нашёл в Фивах (Египет) победную надпись (стеластеллу) сына Рамсеса II Мернептаха (конец XIII века до н. э.). В ней среди городов и народов Ханаана впервые упомянут Израиль, но не как местность, а як племя. Одни историки полагают, что речь идет о периоде Йеhошуа бен Нуна, а другие связывают стелу с событиями Книги Исхода.
Надпись фараона Шешонка I (библ. Сусаким) дополняет рассказ 3 Цар 14:25-28 о захвате египетским войском Иерусалима (X век до н. э.).
Ещё в середине XIX века были найдены ассирийские памятники, связанные с библейской историей: анналы Салманасара III о битве при Каркаре (854/853 до н.э.), в которой принял участие царь Ахав, о подчинении Ассирией самарийского царя Иегу (Иуя), причём на обелиске Салманасара изображен сам Иегу, стоящий на коленях перед ассирийским царем.
В документах Саргона II и Салманасара докладывается о падении Самарии, а в анналах Синаххериба - об осаде Иеусалима во времена царя Хизкияhу и пророка Исайи. К этой же эпохе относится приграничный камень с портретом вавилонского царя Мардук-апла-иддина, против союза с которым предостерегал пророк Исайа.
В 1956 была опубликована Нововавилонская летопись, где освещены события времён Навуходоносора и говорится про взятие им Иерусалима в 597 до н.э. (Вавилонское пленение).
В конце XIX века на острове Элефантина (Египет) был найден папирус с документами еврейского гарнизона, который находился на службе у египетского царя (V век до н.э.). Эти документы на арамейском языке дают характеристику духовного и социального состояния диаспори раннего периода. В частности, там есть первое небиблейское описание праздника Песах.
Серия находок (в т.ч. памятников искусства, монет и статуй) дополняет рассказ про эллинистический период истории ТАНАХа (Антиох IV и его наследники).
Общая новозаветная
На протяжении последних ста лет найдены многочисленные рукописи Нового Завета и апокрифов.
Проведены раскопки в городах, которые посещал Апостол Павел. В частности, в Эфесе найдены изображения Артемиды, театр, куда собралась толпа во время заговора (Деяния 19:23), и место коринфской синагоги, где он проповедовал.
В 1905 г. в городе Дельфы найдена надпись императора Клавдия - его послания к дельфийцам. В нём упомянут Люций Юний Галлион и сказано, что он был проконсулом Ахайи. Дата проконсульства установлена при сверке с другими текстами. Она падает на 51-52 гг. Эта дата - ключевая для хронологии жития апостола Павла.
Под алтарём базилики св. Петра в Риме найдено старое захоронение императорской эпохи и остатки древней гробницы апостола. В её стене - обломок колонны. Его считают частью памятника, сооруженного над местом захоронения апостола во II веке (этим временем датируются монеты в гробнице и надписи с упоминанием ап. Петра). В стене также был замурован сосуд с останками старого человека. По мнению исследователей, это могли быть мощи св. Петра, спрятанные в годы гонений.
Палестинская
Первые попытки отыскать древние памятники Святой земли начались еще во времена крестоносцев. Но начало научной библейской археологии в Стране Израиля бвло положено лишь в XIX веке (работы Э. Робинсона и др.). Основателем современной палестинской библейской археологии считается Питри Флиндерс. Он первый разработал методику датировки археологических пластов по типу керамики. До последнего времениу ведущими специалистами в палестинской археологии были Олбрайт, Де Во, Венсан.
Палестинская старозаветная
Розкопки древнеханаанських городов (Асор, Хеврон, Девір тощо) показали, що наприкінці 13 століття до Р.Х. вони були зруйновані і спалені, що узгоджується з даними Книги Ісуса Навина. У той же час Гаваон виявився процвітаючим в ту епоху торговим містом, що також відповідає розповіді Біблії. Складніше з Єрихоном. Це найдавніше у світі місто, засноване за 9 тисяч років до Р.Х., руйнувалося не раз. Експедиція К. Кеньона встановила, що шар 13 століття до Р.Х. (доба Ісуса Навина) не містить майже ніяких пам'ятнок. З цього був зроблений висновок, що після його руйнування Ісусом Навином він довго залишався в руїнах і тому піддався ерозії.
Розкопками датської експедиції 1926-1929 було встановлено, що Сілом піддався розоренню в епоху Іллі. Археологами знайдені численні предмети филистимського побуту, що носять на собі печатку егейської культури.
До епохи Соломона відноситься сільськогосподарський календар з Гезера (Газера), написаний за допомогою фінікійського алфавіту (10 століття до Р.Х.).
В Угаріті (Рас-Шамра) К. Шеффером знайдені не тільки релігійні тексти ханаанеян, але й зображення божеств. Виявлені сліди чоловічих жертвоприношень, котрі практикувалися хананеями.
На початку 20 століття виявлені стайні Соломона в Мегіддо (Мегіддон), про якиі згадує Біблія, а пізніше - його рудники біля затоки Ейлат (знахідка 1937).
У Самарії, столиці Північного царства, знайдені остракони (черепки з написами) і численні мистецькі вироби зі слонової кістки (серед них портрет сирійського царя Бен-Гадада, херувимів, тварин, квітів). У Мегіддо знайдена печатка царедворця Єровоама II (8 століття до Р.Х.), сучасника пророка Амоса.
У 1868 в Зайорданні Ф. А. Клейном виявлена стела моавського царя Меші 9 століття до Р.Х. Поряд з календарем з Гезер це найдавніший єврейський напис.
У 1880 знайдено так званий Сілоамский напис із Сілоамского тунелю біля Єрусалима. Це був напис робочих царя Єзекії, котрі проривали підземний канал для водопостачання на випадок облоги (епоха пророка Ісаї).
У 1930-х роках англійський археолог Дж. Старкі проводив розкопки Лахіша (Лахісу). Була виявлена братська могила ассирійських солдатів часів Сінаххеріба і листування іудейських воєначальників, котре висвітлює становище країни у час навали Навуходоносора. Один лист містить закиди на адресу якогось пророка. Від його імені залишилися лише останні букви, що дозволяють припустити, що мова йде про пророка Єремію. Від цього ж періоду уціліла печатка Годолії, правителя Єрусалиму, призначеного Навуходоносором.
У 1962 знайдено самаритянський папірус 4 століття до Р.Х. Він стосується історії Палестини у період, коли іранське панування змінилося грецьким. У них згадується Санаваллат нащадок Санваллата, сучасника Неємії.
Серія знахідок кумранських текстів почалася з 1947. Крім ессейських документів, у селищах біля берегів Мертвого моря знайдені рукописи Біблії та апокрифів, а також листи, пов'язані з повстанням Бар-Кохби (130).
См. также
Примечания
Источники и ссылки
- Статья "Біблійна археологія" в украинском раздел Википедии
- Археология библейская // Библиологический словарь
Литература
Библейская археология на Викискладе? |
- Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, "Евразия" 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)
Старая библейская археология
- Кейль К. Ф., Руководство к библ. А., пер. с нем., ч. 1—2, К., 1871—1874.
- Мунк С., Еврейские древности, пер. с франц., Пермь, 1879.
- Тристрам Г., Вост. обычаи в библ. странах, пер. с англ., СПб., 1900.
- Троицкий И. Г., Библ. А., СПб., 1913.
Новая библейская археология
- Вулли Л., Ур халдеев, пер. с англ., М., 1961;
- Бузескул В. П., Открытия XIX и начала XX вв. в области истории древнего мира, ч. 1—2, Пб., 1923—24;
- Добльхофер Э., Знаки и чудеса: Рассказы о том, как были дешифрованы забытые письмена и языки, пер. с нем., М., 1963;
- Дойель Л., Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980;
- Керам К. В., Узкое ущелье и Черная гора, пер. с нем., М., 1962;
- Керам К. В., Боги, гробницы, ученые, пер. с нем., М., 1963;
- Косидовский З., Когда солнце было богом, пер. с польск., М., 1968;
- Липин Л. А., Белов А. М., Глиняные книги, Л., 19562;
- Ллойд С., Археология Месопотамии, пер. с англ., М., 1984;
- Мильчик М. И., Борейко Б. М., Город крылатых быков, М., 1967;
- Рубинштейн Р. И., Разгаданные письмена, Л., 1960;
- Рубинштейн Р. И., Новейшие археологич. открытия в Египте, М., 1962;
- Чабб М., Город в песках, пер. с англ., М., 1965.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.