Лукач, Дьердь

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 12:44, 28 марта 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Дьёрдь Лукач
Файл:Lukács György.jpg
Дьёрдь Лукач
Дата рождения:

13 апреля 1885(18850413)

Место рождения:

Будапешт, Венгрия

Дата смерти:

4 июня 1971

Место смерти:

Париж, Франция

Школа/традиция:

Марксизм

Период:

Философия XX века

Направление:

Западные философы

Значительные идеи:

реификация, классовое сознание

Оказавшие влияние:

Гегель, Маркс, Энгельс, Ленин

Последователи:

Франкфуртская школа, Школа Праксис, Люсьен Гольдман, Боливар Эчеверриа

Дьёрдь Лукач (наст. имя и фам. Дьёрдь Бернат Лёвингер; венг. Lukács György; 13 апреля 1885, Будапешт — 4 июня 1971, Париж) — венгерский философ-марксист, литературный критик, член Венгерской Академии наук.

Содержание

Биография

Полное венгерское имя Лукача звучит как Дьёрдь Бернат Лукач Сегедский (венг. Szegedi Lukács György Bernát), однако во многих источниках, особенно на Западе, оно передаётся в немецкой форме Георг Бернхард Лукач фон Сегедин (нем. Georg Bernhard Lukács von Szegedin).

Родился в Будапеште в состоятельной еврейской семье. Его отец, банкир Йожеф Лёвингер[4] (József Löwinger, с 1891 года — Szegedi Lukács József, с 1901 года (получил потомственное дворянство) — József von Lukács, 1855—1928), был родом из Сегеда; мать, Адель Вертхаймер (Wertheimer Adél, 1860—1917), была уроженкой Вены. Разговорным языком в семье был немецкий, так как мать Лукача так никогда и не освоила венгерский[5][6]. В 1907 году семья приняла лютеранство.[7] После окончания протестантской гимназии изучал философию в университетах Будапешта, Берлина и Гейдельберга. Докторскую степень получил в 1906 году.

Домарксистский период

Во время учёбы в Будапеште сблизился с социалистическими кругами, в частности с анархо-синдикалистом Эрвин Сабо, познакомившего Лукача с творчеством Жоржа Сореля, бывшего в начале века идейным вдохновителем многих левацких и правых движений. С 1904 по 1908 принимал участие в работе театрального кружка, усилиями которого ставились пьесы величайших венгерских и зарубежных драматургов (в их числе были произведения Генрика Ибсена, Юхана Августа Стриндберга, Герхарта Гауптмана), направленные на привлечение в театр рабочих. Занимаясь в кружке, Лукач проявил себя как переводчик, режиссёр и собственно драматург.

Был близок с Георгом Зиммелем, Максом Вебером, Эрнстом Блохом. При этом мировоззрение Лукача складывалось под влиянием кантианства. Основными его трудами этого периода стали «Душа и формы» (1910), «История развития современной драмы» (1912), «Теория романа» (1920).

Уже тогда он казался современником значительной величиной — считается, что Томас Манн взял его в качестве прототипа для образа католического реакционера еврейского происхождения Нафты в «Волшебной горе»[1].

Коммунистический лидер

После 1-й мировой войны Лукач вышел из кружка Вебера и занял интернационалистическую позицию. Большое влияние оказала на него Октябрьская революция в России. В 1918 Лукач вступил в Коммунистическую партию Венгрии. В 1919 году занял пост народного комиссара по культурным делам Венгерской советской республики. После падения республики эмигрировал в Вену, затем в Берлин, участвовал в подпольной деятельности Коммунистической партии в Венгрии. В эти годы им были написаны книги «История и классовое сознание» (1923 год) и «Ленин: очерк взаимосвязи его идей» (1924 год).

Жизнь в СССР

В 1930—45 Лукач работал в Москве. Здесь он занимался исследованиями в области марксистской эстетики и социологии. Сотрудничал с Коммунистической академией и журналом «Литературный критик».

Большое влияние на него в те годы оказал Михаил Лифшиц:

Можно сказать, что я испортил Лукача, но что его отказ от идей «Истории и классового сознания» etc. был связан с нашим знакомством, что в 30-х годах возник другой Лукач, этого отрицать невозможно.

В эти годы Лукачем были написаны работы, собранные в сборнике «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937), а также «К истории реализма» (1939), «Исторический роман», «Гёте и его эпоха», «Молодой Гегель» и другие.

Возвращение в Венгрию

В 1945 Лукач вернулся в Венгрию. Был членом Всемирного Совета Мира.

Во время Венгерского восстания 1956 года стал министром образования в правительстве И.Надя, но после этого никаким официальным репрессиям не подвергался.

В 50-х годах Лукач продолжает работу в области марксистской эстетики, систематическое изложение которой приводит в книге «Специфика эстетического» (1963) В двух первых томах этой работы содержится анализ принципов реализма в искусстве с позиции теории отражения. Эти взгляды Лукача вызвали критику со стороны Франкфуртской школы, Роже Гароди и других.

Последние работы Лукача посвящены социальной онтологии.

Будапештская школа

Хотя в конце жизни у Лукача было много учеников, которых иногда объединяют под общим термином «Будапештская школа» (Агнеш Хеллер, Дьёрдь Маркуш, Ференц Фехер, Михай Варга), и они продолжали философские поиски учителя в русле неортодоксального марксизма, но после смерти Лукача все ключевые представители Будапештской школы отреклись не только от него, но и вообще от марксистских идей. Большинство из них, лишённые возможности преподавать в Венгрии, эмигрировали в Австрию, где окончательно встали на позиции социал-либерализма. Агнеш Хеллер, дольше других сохранявшая преданность левой идее, за последнее десятилетие перешла к неолиберализму и неоконсерватизму.

Премии и награды

  • Премия имени Кошута (1948, 1955).
  • Юбилейная медаль СССР в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина

Основные работы

  • Душа и формы (1910)
  • История развития современной драмы (1912)
  • Теория романа (1920)
  • История и классовое сознание (1923)
  • Ленин: очерк взаимосвязи его идей (1924)
  • Литературные теории XIX века и марксизм (1937)
  • К истории реализма (1939)
  • Исторический роман
  • Гёте и его эпоха
  • Молодой Гегель
  • Специфика эстетического (1963)
  • Разрушение разума (1954)

Книги на русском

О Лукаче

  • Ойзерман Т. И. Дьердь Лукач как исследователь философии Гегеля // Вопросы философии. № 11. 1985.
  • Жижек С. Г. Лукач — философ ленинизма // История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003. (сокр. вариант)
  • Дмитриев А. Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920—1930-е гг.). — СПб.; М.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; Летний сад, 2004. — 528 c. — (Труды факультета политических наук и социологии; Вып. 10.) отрывки
  • Земляной, С. Духовные искания молодого Лукача (PDF) // Логос. — 2006. — № 1. — С. 109—115.
  • Поцелуев С. П. «История и классовое сознание» Д. Лукача: теория «овеществления» и романтический антикапитализм. // Вопросы философии.1993 № 4.
  • Ишицука Ш. Понятие природы у Лукача и Гуссерля. Перевод В. В. Бибихина. // Философия и человек. М., 1993. Ч. II. С.224-227.

Примечания

Ссылки

ca:György Lukács cs:György Lukács da:Georg Lukacseo:György Lukácset:György Lukács fa:گئورگ لوکاچ fi:Georg Lukácshr:György Lukács hu:Lukács György io:Georg Lukácsja:ルカーチ・ジェルジ ko:게오르크 루카치 la:Georgius Lukacs lt:György Lukács mk:Ѓерѓ Лукач nl:Georg Lukács no:Georg Lukács oc:Georg Lukács pl:György Lukács pt:Georg Lukács sh:György Lukács sk:György Lukács sr:Ђерђ Лукач sv:Georg Lukács tr:Georg Lukács

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках