Иерусалим

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 13:50, 10 марта 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Дата создания: 13/11/2010


Город
Иерусалим
ивр. ירושלים
Файл:Jerusalem infobox image.JPG
Флаг Герб
Файл:Flag of Jerusalem.svg Файл:Jerusalem emblem.svg
Страна Израиль
Округ Иерусалимский
Координаты Координаты: 31°47′00″ с. ш. 35°14′00″ в. д. / 31.783333° с. ш. 35.233333° в. д. (G) (O) (Я)31°47′00″ с. ш. 35°14′00″ в. д. / 31.783333° с. ш. 35.233333° в. д. (G) (O) (Я)
Мэр Нир Баракат
Основан 4 тысячелетие до н. э.
Первое упоминание XIX-XX в. до н. э.
Прежние названия Шалем,
Иевус,
Сион (Цион),
Ир Давид (Град Давида)
Элия Капитолина
Аль-Кудс
Площадь 123 км²
Население 769 400 человек (2009)
Национальный состав евреи (474,435),
арабы,
другие
Конфессиональный состав иудеи (65%),
мусульмане (32%),
христиане (2%),
другие (1%)
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Телефонный код +972 2
Официальный сайт http://www.jerusalem.muni.il
(иврит) (англ.) (ар.)



Иерусали́м (ивр. ירושליםЙерушала́(й)им, араб. القدس‎‎ аль-К̣удс[1]) — древний ближневосточный город, лежащий на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м. Один из древнейших городов мира — его возраст более 3500 лет[2]. Иерусалим является священным городом иудаизма, играет важную роль в христианстве и исламе. Иерусалим являет собой смешение памятников истории, культур и народов с огромным количеством достопримечательностей.

Содержание

Статус Иерусалима и общие сведения

Иерусалим, в прошлом столица древнего Иудейского царства, сегодня является столицей Государства Израиль, в нём находятся все правительственные учреждения. Тем не менее, израильский суверенитет над восточной частью города не признан значительной частью международного сообщества.

Палестинская автономия претендует на то, чтобы превратить Иерусалим в свою столицу, не признавая такого права за другой стороной, несмотря на то, что органы власти Палестинской автономии никогда в Иерусалиме не находились. Израиль официально отвергает эти претензии, хотя известно, что в ходе секретных переговоров по поводу окончательного мирного урегулирования израильские лидеры неоднократно предлагали палестинцам передать отдельные части города (Эхуд Барак, Эхуд Ольмерт). Тем не менее, подобные идеи встречают отторжение в израильском обществе.

Статус Иерусалима — предмет горячих дискуссий. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 года, известная под названием «Резолюция о разделе Палестины», предполагала, что международное сообщество возьмёт под свой контроль будущее Иерусалима после окончания британского мандата (15 мая 1948 года).

В результате Арабо-израильской войны (1947—1949) Иерусалим был разделен между Израилем (западная часть города) и Трансиорданией (восточная его часть). 13 декабря 1948 года парламент Трансиордании принял закон об аннексии оккупированной ею территории Палестины, включающей в том числе и восточный Иерусалим.

Трансиордания (название, означавшее территорию восточного берега реки Иордан) в апреле 1950 года объявила Иерусалим своей второй столицей[3], а после его аннексии в составе западного берега Иордана провозгласила себя Иорданией, подчеркнув этим её контроль над обоими берегами реки.

Несмотря на условия, оговоренные в Соглашении о перемирии между Израилем и Трансиорданией, обеспечивающие доступ евреям к их священным местам, до 58 синагог в древнем Еврейском квартале Старого города «были осквернены и уничтожены. Некоторые из них иорданцы использовали в качестве конюшен и курятников […], древнейшее (2,500 лет) еврейское кладбище на Масличной Горе было осквернено. Через кладбище была проложена дорога от (новой) гостиницы «Интерконтиненталь» к шоссе. Иорданский Арабский Легион использовал надгробные камни с могил священных раввинов для строительства мостовых и уборных […] фактически иорданцы запретили евреям посещать Стену Плача в Старом Городе и древнее еврейское кладбище на Оливковой горе. Путь к Еврейскому Университету на горе Скопус и госпиталю Хадасса был практически отрезан». Каких-либо резолюций по таким действиям Иордании вплоть до 1967 года ООН принято не было.[4][5][6][7]

5 декабря 1949 года Израиль объявил Иерусалим своей столицей. Решение об этом было принято в канут обсуждения в ООН статуса Иерусалима. В телеграмме, направленной 4 декабря 1949 года министру иностранных дел М. Шарету перед экстренным заседание правительства, Д. Бен-Гурион писал, что «Государство Израиль ни при каких условиях не может согласиться на иностранный патронат Иерусалима»[8].

В Иерусалиме находятся Кнессет (израильский парламент) и все государственные и правительственные учреждения Израиля. В 1948—1967 годах, когда Восточный Иерусалим был оккупирован Иорданией, этот статус распространялся только на западную часть города.

В 1951 году «Согласительная комиссия ООН предприняла свою последнюю энергичную попытку выступить посредником между сторонами конфликта и представила ряд конкретных предложений, касающихся беженцев, компенсации, пересмотра территориальных вопросов и соглашений о перемирии, в целях обеспечения свободы доступа к Святым Местам в районе Иерусалима. Однако Комиссия вновь пришла к выводу о том, что отсутствие готовности сторон осуществлять соответствующие резолюции и учитывать перемены, произошедшие на местах, не позволяют приступить к урегулированию палестинского вопроса». В 1959 году Ассамблея ООН отменила решение о выделении ассигнований на установление постоянного международного режима в Иерусалиме.[5]

В результате победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всей территорией города, законодательно отделил Восточный Иерусалим от Иудеи и Самарии и объявил свой суверенитет над объединённым Иерусалимом.

22 июля 1980 г. шестая Конференция руководителей неприсоединившихся стран приняло решение, заявив, в частности, что «Город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет»[9].

30 июля 1980 г. Закон об Иерусалиме, поданный Геулой Коэн, был поддержан премьер-министром Менахемом Бегином и был принят в этот же день подавляющим большинством Кнессета. Согласно принятому основному Закону, Иерусалим был объявлен «единой и неделимой столицей Израиля»[10].

ООН не признает аннексии Восточного Иерусалима. После того, как 15 августа 2006 года правительство Коста-Рики объявило о переводе своего посольства из Иерусалима в Тель-Авив, а 25 августа того же года правительство Сальвадора последовало его примеру, в Иерусалиме не осталось дипломатических миссий иностранных государств. Почти все страны размещают свои посольства в районе Большого Тель-Авива, за исключением Боливии и Парагвая, чьи посольства располагаются в пригороде Иерусалима Мевасерет-Цион. Конгресс США ещё в 1995 году принял закон о переносе посольства в Иерусалим, однако правительство США постоянно откладывало выполнение решения[11]. В настоящее время посольство США находится в Тель-Авиве, а в Иерусалиме находится Генеральное Консульство США.

В Восточном Иерусалиме располагаются консульства США и некоторых других стран, осуществляющих контакты с Палестинской автономией.

Топография

Иерусалим расположен на нешироком плоскогорье (12–15 км по оси запад — восток) в седловине Иудейских гор (так называемые Иерусалимские горы; ср. высота 800 м над уровнем моря), протянувшейся между горными узлами Бет-Эль на севере (вершина 1016 м) и Хеврон на юге (вершина 1027 м). Через территорию Иерусалима (по оси север — юг) проходит водораздел Иудейских гор, граничащих на востоке с Иудейской пустыней, которая круто спускается к Иорданской долине и Мертвому морю (около 400 м ниже уровня моря). На западе горы обрываются в сторону прибрежной равнины, простирающейся приблизительно на 35 км до Средиземного моря. Особую живописность придает ландшафту Иерусалима частое чередование возвышенностей (гора Герцль, 834 м; гора Скопус, 829 м; Ромема, 830 м; Масличная гора, 807 м; пригородные высоты Ора, 848 м; Шмуэль ха-Нави, 885 м; Гило, 923 м) и долин с отметками до 600 м над уровнем моря (Кидрон, Эйн-Керем и др.). 

Климат

Сухой и жаркий летом (средняя температура +24°C), дождливый и относительно холодный зимой (средняя температура +9°), горно-субтропический климат Иерусалима отмечен резкими контрастами. Значительны различия между дневной и ночной температурами, между нагревом почвы на солнце и в тени. Среднее годовое количество осадков (большей частью ноябрь – середина апреля) около 560 мм (измерения с 1840). Почти каждую зиму бывают снегопады, но снег редко лежит более суток. Абсолютный минимум зимних температур -5°. Преимущественно весной и осенью устанавливается на несколько дней зной, приносимый ветром из Аравийской пустыни (шарав; арабское хамсин). Максимальная температура (+41,8°) зарегистрирована 22.06.1942. Среднегодовая влажность воздуха 62%.

Территория города

На начало 2003 г. муниципальные границы Иерусалима охватывают территорию в 108 кв. км (почти вдвое больше, чем в 1947 г.). Максимальная протяженность по оси север-юг (Атарот—Гило) около 20 км, по оси запад-восток (Хадасса—Талпиот-Мизрах) около 11 км. С 1967 г. в черту Иерусалима (по сравнению с 1948 г., см. ниже) входят: на севере — промышленная зона и аэропорт Атарот, арабские пригороды Ша‘фат и Бет-Ханина, по соседству с которыми осуществлена застройка жилых районов Рамот Аллон (с 1971 г.), Неве-Я‘аков (с 1972 г.), Писгат-Зеев-цафон, Рамат-Моше (Рехес Шуафат) и промышленной зоны Хар-ха-Хоцвим; на юге — арабские деревни Цур-Бахер, Умм-Туба, соседствующие с новыми районами Гило (с 1971 г.), Хар-Хома (с 2000 г.) и Талпиот-Мизрах (с 1972 г.); на северо-востоке выросли районы Ма‘алот-Дафна, Рамот-Эшкол (с 1969 г.), Гив‘ат-ха-Мивтар и Гив‘ат-Шапира (Гив‘а Царфатит; с 1971 г.), на востоке — арабские поселки Рас-эль-Амуд, Араб-ас-Сухара, Джабел-Мукаббер и еврейский район Писгат-Зеев. Из муниципальных границ исключена арабская деревня Абу-Дис (на востоке). Строится новый еврейский жилой район на западных склонах Масличной горы, планируется застройка в районе Гив‘ат-ха-Матос, в рамках старой городской черты выросли новые районы Рамат-Бет-ха-Керем, Манахат (Малха), Хар-Ноф. Некоторые арабские поселки, бывшие некогда за городской чертой 1967 г., разрослись и частично оказались внутри муниципальных границ (преимущественно на севере города, в районе Атарот — Кафр-Аккаб, Бир-Набалла, Ар-Рам). Интенсивное строительство жилых и общественных зданий во всех частях Иерусалима способствует превращению обособленных кварталов в целостный город.


Структура города

Вплоть до середины 19 в. границами Иерусалима являлись стены Старого города (длина стен около 4 км, площадь 0.85 кв. км), основная планировка которого восходит к 30-м гг. 2 в. н. э. Вне пределов этих стен остались древнейшее ядро Иерусалима — город Давида — и значительные участки территории, которые в разное время составляли части города эпох Объединенного и Иудейского царств Хасмонеев и Ирода I. Со времен Соломона Старый город включает в себя Храмовую гору, верхняя площадь которой была окончательно спланирована в царствование Ирода I. В средние века сложилось деление Старого города на четыре квартала: еврейский, мусульманский, христианский и армянский, каждый со своими культовыми центрами и сооружениями. Развитие современного Иерусалима началось в 1855–60 гг. со строительства еврейских кварталов вне стен Старого города (главным образом вдоль дорог, идущих от его ворот). Эти кварталы были обособлены один от другого и ограждены внешними стенами плотно смыкавшихся преимущественно одноэтажных домов. Разрывы между кварталами постепенно застраивались новыми, а также отдельными группами жилых и общественных зданий, но даже в начале 20 в. Иерусалим представлял собой скорее совокупность отдельных кварталов, чем единый город. Лишь в период британского мандата, а особенно после образования Государства Израиль западный и северный районы Иерусалима в результате их интенсивной застройки приобрели характер современного города. Возникновение после Шестидневной войны новых жилых массивов на севере, юге и востоке, планировочное решение и архитектура которых отвечают новейшим требованиям, а также строительство высотных и малоэтажных, но новых по стилю зданий в старых районах разнообразит облик города, превращая его в уникальный урбанистический комплекс, сочетающий архитектуру различных эпох. В градостроительное развитие Иерусалима заметный вклад внесли мэры города: в 1948–50 гг. — Д. Остер (1893–1962), в 1955–59 гг. — Г. Агрон (1894–1959), в 1959–65 гг. — М. Иш-Шалом (1901–91), 1965–93 гг. — Т. Коллек, 1993–2003 гг. — Э. Ольмерт, 2003–2008 — У. Луполянски (родился в 1951 г.). С 1968 г. функционирует международный Комитет Иерусалима, в который входят градостроители, архитекторы, художники, историки, социологи, религиозные деятели 15 стран (1982), собирающийся в Иерусалиме раз в два-три года.

Пути сообщения

Шоссейные дороги, обслуживаемые регулярными автобусными рейсами, связывают Иерусалим со всеми значительными городами и поселениями в Израиле и на контролируемых территориях. Два шоссе, в том числе открытая в 1978 г. автострада (длина 61 км), ведут из Иерусалима в Тель-Авив. Шоссе, проходящее через мост Алленби на реке Иордан, обеспечивает прямое сообщение между Иерусалимом и Амманом. Железнодорожное сообщение из Иерусалима в Тель-Авив, Хайфу, Беер-Шеву, Димону в настоящее время не функционирует (идет реконструкция трассы, существующей с 1898 г.). Из аэропорта Атарот до осени 2000 г. совершались регулярные авиарейсы в Лод, Хайфу, Эйлат и другие пункты; в связи с обострением арабо-израильского конфликта и близостью к арабским поселениям аэропорт не функционирует. План превращения Атарот в международный аэропорт, связывающий Иерусалим с рядом городов Европы, пока не реализован


Водоснабжение

Снабжение водой Иерусалима, расположенного в горах, всегда было сложной проблемой. В древности для сбора зимних вод устраивались большие открытые и подземные бассейны, частично используемые и поныне, а также оштукатуренные водоемы почти у каждого дома. Первый в Эрец-Исраэль туннель-водовод (длина 533 м) был прорублен в скалах от родника Гихон к бассейну Шиллоах в городе в 10 в. до н. э. Видимо, в последней четверти 1 в. до н. э. был проложен к Иерусалиму самотечный (частью подземный) водовод (длина 85 км) от родника Эйн-‘Арув (20 км к югу–юго-западу от города) с тремя открытыми резервуарами (так называемые бассейны Соломона; около 4 км к юго-западу от Бет-Лехема), от которых римляне (возможно, в начале 2 в. н. э.) провели акведук (длина 11,5 км). Эта система и построенный в 1923 г. водопровод из Эйн-Фара (8 км к северо-востоку от Иерусалима) снабжали город водой вплоть до 1936 г., когда их сменил водопровод от истоков реки Яркон (около 60 км к северо-западу от Иерусалима). При повреждении этого водопровода арабами во время войны в 1948 г. Иерусалим вновь пользовался целый год старыми системами водоснабжения. В 1949 г. был введен в действие новый водопровод из районов города Реховот и киббуца На‘ан, а в начале 60-х гг. Иерусалим стал обслуживаться всеизраильским водопроводом. Годовое потребление воды примерно 24 млн. кубических м (1976). Около 45% этого количества обеспечивают водопровод из Эйн-Фара и 27 колодцев в окрестностях Иерусалима, вырытые за последние десятилетия в местах, где обнаружены подземные воды.

Население

Основную часть населения Иерусалима составляют евреи и арабы (большей частью мусульмане, около 10% — христиане различных течений). Кроме них в Иерусалиме проживают численно менее значительные общины армян, греков, эфиопов, коптов, а также несколько тысяч христианских духовных лиц других национальностей. За годы существования Государства Израиль население Иерусалима увеличилось более чем вдвое. Около 60% еврейского населения — уроженцы Иерусалима.

Рост населения Иерусалима с середины 19 в. Год Общее население Евреи Мусульмане Христиане % евреев

1844	15 510	7120	5000	3390	45,9
1876	25 030	12 000	7560	5470	47,9
1896	45 420	28 112	8560	8748	61,9
1905	60 000	40 000	7000	13 000	66,6
1913	75 200	48 400	10 050	16 750	64,3
1922¹	62 578	33 971	13 413	14 699	54,3
1931¹	90 503	51 222	19 894	19 335	56,6
1948	165 000	100 000	40 000	25 000	60,6
1967²	267 800	196 500	58 300	13 000	73,4
1971	301 300	22 2200	68 000	11 000	73.7
1980	407 190	29 2300	103 890	11 000	71,8
2003	670 000	47 0000	190 000	10 000	70,2

¹ - перепись ² - частичная перепись

В конце 19 в. отмечался рост населения Иерусалима, причем увеличивались как еврейская община города (в основном религиозные евреи старого ишува переселялись в Иерусалим из других городов Эрец-Исраэль), так и мусульманская (иммиграция арабов из Северной Африки) и христианская (религиозные миссии христиан Запада) общины. В период британского мандата город интенсивно заселялся светскими евреями — репатриантами третьей–пятой волн алии, а также арабами-мусульманами из района горы Хеврон, частично вытеснявшими арабов-христиан в северные пригороды (Бет-Ханина) и район Рамаллаха (Эль-Бира). После Шестидневной войны наметилась, а в 1980–90-е годы усилилась тенденция уменьшения доли еврейского светского и христианского населения в общем составе населения. Это явление связано как с высоким естественным приростом у религиозных евреев и арабов-мусульман, так и с другими процессами: миграция светского еврейского населения в центр страны, более промышленно развитый; репатриация в Иерусалим религиозных евреев; инфильтрация арабов — жителей контролируемых территорий (преимущественно мусульман).


Экономическая жизнь

Определяется наличием в городе правительственных и общественных национальных учреждений и организаций (в том числе Кнесет, министерства, Еврейское агентство и др.); предприятий электронной, полиграфической, легкой и пищевой промышленности; обширной сети научных, учебных и просветительных заведений: центров еврейской, христианской и мусульманской религий и связанных с ними многочисленных исторических памятников и мемориалов, что в значит, мере стимулирует развитие службы туризма, рост сети гостиниц и т. д. (в 1979–80 гг. Иерусалим посетило свыше одного миллиона туристов). В 1980 г. самодеятельного население Иерусалима (121,4 тыс. человек) распределялось (в %) по следующим отраслям занятости: государственная и общественная служба (в том числе научная, преподавательская, религиозная и т. п. деятельность) — 44,6; промышленность — 12,2; торговля, гостиничное и ресторанное дело — 13,1; финансы и коммерция (банки, внешняя торговля и пр.) — 8,6; строительство и общественные работы — 7.4; частное обслуживание и пр. — 7,3; транспорт, связь, складское дело — 5,7; электро- и водоснабжение — 0,9; сельскохозяйственные работы — 0,2.


Духовная и культурная жизнь

Положение Иерусалима как столицы государства, неоднородность национального состава его жителей, принадлежность их к разным вероисповеданиям, общественным течениям и группам, различия по мировоззрению, политическим и идейным взглядам, определяют многогранность духовной и культурной жизни города. Широкий диапазон ее форм и проявлений отражает интересы и устремления всех жителей Иерусалима — от ультрарелигиозных с крайне замкнутым бытовым укладом до поборников подчеркнуто светского образа жизни. В Иерусалиме осуществляются важные научные исследования как в области различных аспектов иудаизма, христианства, ислама, так и во многих областях светских наук. Здесь сосредоточены Израильская академия наук, Академия языка иврит, многочисленные научные институты и научно-исследовательские центры Еврейского университета, в т. ч. Институт прикладных наук (с 1966 г.), Институт физики имени И. Раккаха (с 1969 г.), Институт международных проблем имени Г. Трумэна (с 1966 г.), Институт международных отношений (с 1972 г.), Институт экономики, социологии и политики имени Л. Эшкола (с 1971 г.), Институт по изучению наследия сефардов и восточных евреев (с 1972 г.), Центр по исследованию Советского Союза и стран Восточной Европы (с 1969 г.), Центр по исследованию и документации восточноевропейского еврейства (с 1972 г.), Центр по исследованию славянских языков и литературы (с 1976 г.), Центр философских исследований имени Ш. Х. Бергмана (с 1976 г.). С университетом связана деятельность Института имени И. Бен-Цви по изучению еврейских общин Ближнего Востока (основан в 1948 г.). При университете в 1964 г. создана Компания по внедрению результатов научных исследований. Яд ва-Шем (мемориал и институт памяти жертв нацизма и героев Сопротивления; основан 1953 г.) собирает и исследует материалы о Катастрофе европейского еврейства. Наряду с университетским Институтом археологии (основан в 1936 г.) материалы раскопок исследуют иностранные научные центры: Французская археологическая школа Святой земли (основана в 1892 г.), Немецкий евангелический институт по исследованию древностей Святой земли (основан в 1898 г.), Институт археологических исследований имени У. Ф. Олбрайта (основан в 1900 г.), Археологическая школа имени Н. Глюка при Хибру юнион колледже (основана в 1963 г.). Среди еврейских религиозных научно-исследовательских центров наиболее значительны Институт исследования Талмуда имени Х. Фишела (основан в 1933 г.). Мосад ха-рав Кук (основан в 1936 г.), Яд ха-рав Херцог (основан в 1951 г.), Научно-технологический институт по проблемам Галахи (основан в 1963 г.); среди христианских научно-исследовательских центров — Папский библейский институт (основан в 1927 г.) и Экуменический институт высших теологических исследований (основан в 1972 г.). Крупнейшие издательства Иерусалима «Магнес Пресс» (Еврейский университет; основано в 1929 г.), «Мосад Бялик» (основано в 1935 г.), «Кетер» (основано в 1959 г.) и другие наряду с изданием художественной и научной литературы готовят и издают универсальные и отраслевые энциклопедии. В Иерусалиме воспитываются кадры значительной части израильских ученых, преподавателей, деятелей искусств. Крупными высшими учебными заведениями являются Еврейский университет (открыт в 1925 г.), Бецалель (Академия художеств; основана в 1906 г.), Академия музыки и танца имени С. Рубина (основана в 1947 г.), Учительская семинария имени Д. Елина (основана в 1914 г.), Женский (педагогический) колледж (основан в 1964 г.). Среди множества религиозных учебных заведений Иерусалима наиболее известны иешивы «Эц-Хаим», «Слободка-Хеврон», «Мерказ ха-рав» и христианская Армянская духовная семинария (основана в 1850 г.). В больших и малых концертных залах («Биньяней ха-умма», «Театрон Иерушалаим», ИМКА, аудитория Израильского национального музея и др.) систематически выступают израильские и иностранные оркестры, ансамбли и солисты. Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения (основан в 1936 г.) и Израильский филармонический оркестр постоянно проводят циклы концертов. В театре «Хан» (открыт в конце 1960-х гг.) идут спектакли местной (с 1973 г.) и приезжих драматических трупп, играющих также на сцене Иерусалимского театра («Театрон Иерушалаим»), не имеющего стационарной труппы. Миниатюрный театр «Паргод» («Ширма») предоставляет сцену для экспериментальных постановок. В первом вне стен Старого города еврейском квартале Мишкенот-Шаананим в 1973 г. устроен Музыкальный центр с жилыми помещениями и студиями для иностранных музыкантов и музыковедов, с классами, где проводят показательные занятия с музыкально одаренной израильской молодежью в порядке обмена опытом с местными педагогами. Поселки художников образовались в кварталах Иемин-Моше и Эйн-Керем. Помимо ряда отраслевых музеев, Археологического музея имени Рокфеллера (открыт в 1938 г.), Израильского национального музея (открыт в 1965 г.), который периодически устраивает персональные и групповые выставки современных художников, Музея искусства ислама (открыт в 1974 г.), в Иерусалиме имеется сеть художественных галерей, где экспонируются живопись, скульптура, графика и произведения прикладного искусства израильских и иностранных художников. Популярностью пользуется Библейский зоопарк (основан в 1941 г., переведен на новое место в 1990 г.), где представлены упоминаемые в Библии представители фауны. В Иерусалиме открыто множество клубов, рассчитанных на различные возрастные группы населения (в том числе особые клубы репатриантов), действуют спортивные залы и плавательные бассейны. В Иерусалиме проводятся международные научные конференции и семинары, всемирные еврейские конгрессы и совещания, в том числе Всемирный конгресс по иудаистике (с 1947 г.). Ежегодно организуется весенний театрально-концертный фестиваль, в котором участвуют коллективы и солисты многих стран мира. Раз в два года проходит международная книжная ярмарка с участием многих крупнейших издательств мира. Одним из торжественных актов ярмарки является вручение Премии Иерусалима иностранному писателю за выдающийся вклад в утверждение свободы личности. Среди лауреатов этой премии Б. Рассел (1963), М. Фриш (1965), А. Шварц-Барт (1967), Э. Ионеско (1973), И. Берлин (1979), Г. Грин (1981).


Иерусалим — святыня трёх религий

Файл:Flag of UNESCO.svg Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 148
рус.англ.фр.

Иерусалим имеет совершенно особый статус как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Святынями для евреев является Храмовая гора, западная стена Иерусалимского храма — Стена плача («Ко́тель»), кладбище на Масличной горе и множество других памятных и исторических мест; для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Гроба Господня и множество церквей.

Иерусалим в иудаизме

Основная статья: Иерусалим в иудаизме
Файл:EPSN0080.jpg
Стена плача

В ТаНаХе слово «Иерусалим» упоминается более 336 раз[4].

В 960 году до н. э. царь Соломон воздвиг на горе Мориа Первый Храм, который был разрушен в 586 г. до н. э. царём Вавилона Навуходоносором. Вернувшись из вавилонского плена, иудеи построили Второй Храм, просуществовавший свыше 500 лет[12] и полностью перестроенный царём Иродом (34—7 гг. до н. э.). Иерусалимский храм, который был одним из самых великолепных сооружений своего времени, стал символом Иерусалима, олицетворением его мощи и величия. Величайшая еврейская святыня была полностью разрушена в 70 году римским императором Титом.

В 1534 году в Иерусалиме родился Аризаль (рабби Ицхак Лурия Ашкенази), создатель лурианской Каббалы.

Иерусалим в христианстве и исламе

История Иерусалима

Археологические исследования Иерусалима начались в 1864 году и продолжаются до настоящего времени. История Иерусалима начинается в протогородском периоде, к которому относятся несколько погребений.

  • 5 тысячелетие до н. э.—4 тысячелетие до н. э. Первые археологические свидетельства поселения на восточном склоне Храмовой горы.

Первым поселением в позднем бронзовом веке стал город евусеев, одного из ханаанских народов. Он находился на горе Офел (на юго-восточной окраине современного Иерусалима).

  • 2300 год до н. э. Возможное упоминание названия Шалем в документах Эблы (Сирия), однако оно ставится рядом исследователей под сомнение[13].
  • XIX век до н. э.-XX век до н. э. Упоминание названия Шалем в проскрипциях XII египетской династии.
  • XIX век до н. э. Упоминание о Мелхиседеке, царе Шалема и жреце Бога Эльона (Всевышнего).
  • XVI век до н. э. В раскопках, проведенных францисканцами около "Доминус Флевит" (капелла «Плач Господень») были обнаружены изделия из керамики и фаянса, относящиеся к XVI веку до н. э., а также украшения в виде жука-скарабея из Египта Тель-Амарнского периода.

В разное время Иерусалимом владели Иудейское царство, Вавилонская империя, Персидская империя Александра Македонского, Сирия Селевкидов, Египет Птолемеев, государство Хасмонеев, Древний Рим, Византия, Арабский халифа], крестоносцы, государство Айюбидов, монголо-татары, государство мамлюков, Османская империя, Британская империя, Иордания, Израиль.

Библейский период

В Пятикнижии Иерусалим упоминается под названием Шалем[14] или Йевус, как место жительства иевусеев. Однако до прихода евреев царями Иерусалима были амореи (Иисуса Навина 10:5). Под названием Сион (Цион), значение которого неизвестно (возможно, цитадель или укреплённый холм), в Библии[15] первоначально подразумевалась крепость иевуситского города.

« Когда он (Авраам) возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
»


« Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира
(Евр.7:1-2)
»


« Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме и по сей день
»


Период Первого Храма (950—586 до н. э.)

Файл:City of David.jpg
Реконструкция Града Давида. I век н. э.

Предположительно в 1000 год до н. э. город перешел под контроль евреев под предводительством царя Давида. Давид построил здесь свой город, который получил название Ир Давид («Град Давида») и торжественно перенёс туда величайшую еврейскую святыню — Ковчег Завета (2Цар.6. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (Иехуды) (к которому принадлежал Давид) и колена Вениамина (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля Саул). Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид тем самым превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

  • 1000 год до н. э.—586 год до н. э. гг. до н. э. Иерусалим — столица Иудейского царства.

В Иерусалиме, Давид купил у иевусита Аравны[16] гору Мориа, где воздвиг на месте гумна жертвенник Богу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию[17]. Согласно Библии, это и есть гора в стране Мориа, где происходило жертвоприношение Исаака (2Пар.3:1). Давид намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Нафана (Натана)[18], оставил эту миссию своему сыну Соломону.

Основная статья: Храмовая гора

Царь Соломон (970—930 гг. до н. э.) приступил к строительству Иерусалимского храма на четвёртый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта[19]. Строительство Храма длилось 7 лет: с 957 года до н. э. по 950 год до н. э. (по другим данным, с 1014 года до н. э. по 1007 год до н. э.).

Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец располагался рядом с Храмом и сообщался с ним посредством отдельного входа. Недалеко от Храма Соломон также построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жёны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет.

Со временем, гора Мориа, на которой стоял Храм, стала считаться Божией горой, а Храм — жилищем Господним. Уже древнейшие пророки[20] провозглашают, что Сион (частью которого является гора Мориа) является исключительным местопребыванием Господа на земле (как некогда гора Синай).

Западный хребет за долиной Тиропеон вошёл в черту города во времена царя Езекии (Хизкияу) в VIII веке до н. э. (727 год до н. э.—698 год до н. э.).

Чудесное избавление Иерусалима и вместе с ним всей Иудеи от нашествия Санхерива в 701 году до н. э. ещё больше окружило Иерусалимский храм ореолом Божественной святости и чудодейственной силы.

Падение Северного царства и разрушение ассирийцами израильских храмов в Дане и в Бейт-Эле в 732 году до н. э. и 721 году до н. э. укрепило положение Иерусалимского храма в качестве центрального святилища всех израильских колен. В результате, паломники из бывшего Израильского царства прибывали на Песах в Иерусалим[21]. С восшествием же на престол благочестивого царя Иосия (Иошияу) в 662 году до н. э. были ликвидированы все языческие культы, разрушены алтари в культовых центрах северных колен, и Иерусалимский храм был окончательно превращён в национально-религиозный центр[22]. С тех пор в Иудее было одно единственное Святилище, куда паломничали даже самаритяне, что можно заключить из того, что после разрушения Иерусалима и основания политического центра в Мицпе самаритяне из Шхема, Шило и Самарии направлялись в религиозных процессиях в «Дом Божий», в Мицпе.

В 598 году до н. э., при царе Иехонии Навуходоносор захватил Иерусалим и «вывез все сокровища дома Господня… и изломал… все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем»  (4Цар.24:13). Множество знатных жителей вместе с иудейским царём Иехонией были уведены в плен в Вавилонию.

После того, как Седекия (Цедкияу) объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне под предводительством Навузардана в 586 году до н. э. (в 423 году до н. э., согласно традиционной еврейской хронологии) захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили Храм Соломона до самого основания[23]. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при этом утерян.

Период Второго Храма (516 до н. э. — 70 год н. э.)

В 538 году до н. э. после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный вавилонским царём Навуходоносором. Киром, вероятно, руководило при этом политическое соображение, что на границе Египта стоит иметь расположенный к персам народ.

Файл:Cyrus II le Grand et les Hébreux.jpg
Царь Кореш дает евреям разрешение восстановить Храм

Вскоре, однако, возникли распри между иудеями и самаритянами, которым не было позволено принять участие в строительстве, и они стали всячески препятствовать восстановлению Иерусалимского храма. В результате, строительство Храма было прервано на 15 лет. Только во втором году царствования Дария I Гистаспа (520 г. до н. э.), под влиянием речей пророков Аггея (Хаггая) и Захарии, строительство Храма возобновилось[24]. Дарий лично подтвердил декрет Кира и санкционировал продолжение работ; как и раньше, расходы на строительство, как и на регулярные жертвоприношения за благополучие царя и его близких, должны были покрываться из царской казны, а препятствующие восстановлению Храма должны были караться смертью.

Работы были завершены в третий день месяца адар, на шестой год правления Дария, что соответствует 516 году до н. э.[25], через 70 лет после разрушения Первого Храма.

Файл:Reconstruction model of Ancient Jerusalem in Museum of David Castle.jpg
Вход на Храмовую гору, реконструкция

Около 333 г. до н. э. Иерусалим и вся Иудея без сопротивления покоряются Александру Македонскому, который подтверждает привилегии, данные городу персидскими правителями. Вскоре, во время войн диадохов после смерти Александра Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, установившим контроль над Иудеей.

Антиох IV Эпифан (175 год до н.э.—163 год до н.э.) в 169 году до н. э. на обратном пути из Египта вторгся в Иерусалиме на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды.[26] Два года спустя (167 год до н.э.) он осквернил его, поставив на Жертвенник всесожжения небольшой алтарь Зевса Олимпийского[27]. Храмовая служба была прервана на три года и возобновлена после захвата Иерусалима Иудой (Иеhудой) Маккавеем (164 г. до н. э.) во время восстания Хасмонеев (167 г. до н. э.—163 г. до н. э.). Греческие завоеватели были изгнаны из страны. Воцарение династии Хасмонеев.

Иуда Маккавей укрепил гору Сион, окружив Храмовую гору стенами и башнями[28]. Укрепления эти, уничтоженные Антиохом V Евпатором[29], были потом восстановлены Маккавеем Ионатаном[30], и ещё увеличены Маккавеем Симоном[31]. Симон также снёс господствовавшую над Храмом крепость Акру, так что Храм стал самым высоким местом в Иерусалиме[32].

В 63 году до н. э. римские войска под предводительством Помпея после трёхмесячной осады взяли штурмом Иерусалим и укреплённый Храм. Город становится административным центром римского протектората Иудея.

При завоевании Иерусалима Иродом, несколько колонн Храма были сожжены и дворы Храма залиты кровью защищавших его. Тем не менее, дальнейшее осквернение Храма было Иродом остановлено[33].

Подземный водовод эпохи Второго храма в Иерусалиме (фото с сайта Управления древностей Израиля) Канал построен в первых годах нашей эры. После взятия Иерусалима евреи пытались спрятаться в нём от римлян.

Обветшавший Иерусалимский храм не гармонировал с новыми великолепными зданиям, которыми Ирод украсил свою столицу. Примерно в середине своего царствования (19 год до н.э.) Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Кроме этого он руководствовался желанием исправить те повреждения, которые он сам причинил на святом месте при завоевании города.

Объём работ был колоссальным, и они продолжались в течение 9,5 лет. Работы по перестройке самого корпуса Храма продолжались 1,5 года, после чего он был освящён. В течение ещё 8 лет Ирод с большим энтузиазмом занимался переделкой дворов, возведением галерей и устройством внешней территории[34]. Работа по отделке и доработке отдельных частей здания Храма и строительство в системе дворов на Храмовой горе продолжалось ещё долгое время после Ирода. Строительство было окончательно завершено лишь при Агриппе II, в период правления наместника Альбина (62-64 гг. н. э.). То есть, всего за 6 лет до разрушения Храма римлянами в 70 году[35].

Храмовая гора и Храм не только были настоящим сердцем Иерусалима эпохи Второго Храма, но и служили духовным центром всей еврейской нации.

Файл:Francesco Hayez 017.jpg
Картина Франческо Хайеса «Разрушение Иерусалимского Храма»

Великое иудейское восстание против римлян, вошедшее в историю как Первая Иудейская война, (66-73 гг.) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма. В 70 году Иоханан Гисхальский укрепился в Храме и в ходе сопернической борьбы с Симоном (Шимоном) Бар-Гиорой соорудил на углах храмового здания башни.

Осада и бои за город длились пять месяцев. Согласно описанию событий у Иосифа Флавия[36], первым шагом римлян к захвату Храмовой горы было разрушение части стены крепости Антония, расположенной напротив Храма (в третий день месяца таммуз). На развалинах крепости римляне построили насыпь, которая достигала стены храмового двора. 17 таммуза прекратилось принесение жертвы тамид, — возможно, потому, что не было священников для проведения ритуала. Между 22 и 28 таммуза сгорели храмовые колоннады. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока 9-го Ава (9 августа) Тит не приказал поджечь храмовые ворота. На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно свидетельству Флавия, Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты. В то же время, другой источник[37] сообщает, что Тит требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал. Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца, и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Храмовая гора была распахана. Римлянами были пленены почти 100 000 жителей. Общее же количество погибших от меча, голода и пленённых за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч.

Таким образом, в середине лета 70 года Храм был сожжён и разрушен. Это произошло в тот же самый день, 9-го Ава по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона[38].

Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи (среди которых знаменитая Менора) изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.

После разрушения Храма

Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру. Город длительное время находился в руинах и запустении.

В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина[39]. Город строят по образцу римского военного лагеря: квадрат, внутри которого пересекающиеся под прямым углом улицы. На месте Храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвящённое |Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. По свидетельству греческого историка Диона Кассия (155—235 гг.) это вызвало «свирепую и затяжную войну». Вспыхнуло новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или 2-я Иудейская война, 132—136 гг.).

Восставшие евреи овладели городом и, видимо, соорудили временный Храм, где на короткое время возобновились жертвоприношения. Иерусалим оставался в руках повстанцев почти три года (132—135 гг.), пока летом 135 года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издаёт декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.

После распада Римской империи начинается Византийский период. Иерусалим постепенно приобретает христианский облик. За полвека до Юлиана Константин Великий и его мать Елена возводят Храм Гроба Господня.

В 361 году, на престол римской империи взошёл Юлиан (361-363 гг.), которого христиане называют «отступником» (Apostata), за его стремление вернуться к старой языческой «религии отцов». В декабре 361 года, воцарившись на троне в Константинополе, Юлиан начал проведение в жизнь новой имперской религиозной политики. Он объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории, в том числе, и для различных христианских сект, и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего, Юлиан обнародовал также и свой план о восстановлении еврейского Храма в Иерусалиме[40]. Однако 26-го мая 363 года работы по восстановлению Храма были прекращены из-за пожара, который возник в результате стихийного бедствия или аварии на Храмовой горе. А спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял христианский полководец Иовиан, который положил конец всем его планам.

Файл:Madaba Jerusalem Mosaic.jpg
Мадабская карта Иерусалима (VI в.)

Средние века

  • 614 г. — Захват и разграбление города персидским царём Хосровом II Парвизом, в ходе которого христианское население города было вырезано персидской армией при поддержке иудейского населения Галилеи, восставшего против императора Ираклия[41][42]. Хосрой отменяет запрет на доступ нехристиан в Иерусалим и отдаёт город в управление еврейской общине.
  • 625—628 гг. — Византийцы отвоёвывают территорию Палестины и Иерусалим у персов; евреи отказываются от поддержки Хосроя взамен на обещание об амнистии.
  • 629 г. — Опасаясь нового восстания со стороны евреев, Ираклий нарушает данное ранее обещание амнистии и устраивает в Иерусалиме массовую резню нежелающих креститься евреев. У коптских монахов до сих пор существует особый пост искупления греха нарушения Ираклием данного евреям обещания.
  • 638 г. — Патриарх Софроний I сдаёт Иерусалим новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Чуть позже в Иерусалиме провозглашен халифом Муавия I, основатель династии Омейядов.
  • 1099 г. — Участники Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского захватили Иерусалим и уничтожили все мусульманское население. Город стал столицей Иерусалимского королевства, первым королем стал Балдуин I Иерусалимский.
  • 1187 г. — После непродолжительной осады войска египетского султана Салах ад-Дина (европейцы называли его Саладином) овладевают Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения были обращены в мечети.
  • 1189—1192 гг. — Христиане организуют Третий крестовый поход под предводительством английского короля Ричарда Львиное Сердце, но взять Иерусалим им не удаётся.
  • 1229 г. — Иерусалимским королём стал Фридрих II Штауфен, ему удалось на время вернуть город христианам[43].
  • 1244 г. — Захват Иерусалима хорезмийцами (остатками туркменских войск Джелал ад-Дина Манкбурны), призванными айюбидским султаном Египта ас-Салих Айюбом.
  • 1517 г. — Армия Османской империи после победы в Сирии над мамлюками без кровопролития захватывает территорию Палестины.

Новое время

Файл:Old Jerusalem map.jpg
Карта Древнего Иерусалима и карта Иерусалима в 1900 году
  • 1917—1947 гг. Иерусалим становится административным центром английской подмандатной территории Палестина (По решению Лиги Наций Великобритания получила мандат на управление Палестиной).
  • 1947—1948 Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 181 (II) от 29 ноября 1947 года «Будущее правительство Палестины» о разделе Палестины на еврейское и арабское государства предусмотрела для Иерусалима специальный международный режим, который должен был обеспечиваться Организацией Объединенных Наций через Совет по Опеке. Однако осуществить эту резолюцию Генеральной Ассамблеи так и не удалось. Представители Еврейского агентства согласились с планом раздела, однако арабские государства и представитель Высшего арабского комитета отвергли его, заявив, что они не считают себя связанными этой резолюцией. Непреодолимые разногласия между сторонами в этом конфликте привели к тому, что после окончания британского мандата в 1948 году в Палестине была развязана полномасштабная Арабо-израильская война.
    • 15 мая 1948 года Иерусалим был атакован ударными частями трансиорданского, обученного британцами, Арабского легиона. Обстреливая город с восточных холмов, они за четыре дня проникли в Старый город и готовились атаковать северные предместья Нового города. Через несколько дней египетские войска, под прикрытием иорданской артиллерии, атаковали кибуц Рамат Рахель на южной оконечности города. Старый город, включая и еврейский квартал, был отрезан от новых районов. Отряд Хаганы защищавший еврейский квартал не мог справиться с превосходящими силами противника. Еврейский квартал пал 28 мая 1948 года. Его дома были разграблены, синагоги осквернены. Позднее в Старом городе Арабским легионом были взорваны или разрушены десятки синагог, включая крупнейшую — «Тиферет Исраэль»(англ.)русск. и синагогу «Хурва»(англ.)русск.[7]. Некоторые из двух тысяч жителей еврейского квартала, в основном старики и дети, были эвакуированы в западный сектор Иерусалима. Мужчины призывного возраста взяты в плен. «Командующий иорданской армией с удовлетворением отметил, что впервые за тысячу лет в Старом городе не осталось евреев, и они больше не вернутся сюда»[7]. Лишь проведя ряд военных операций, вооружённые силы еврейского ишува Эрец-Исраэль смогли удержать в своих руках районы в западной части города. 11 июня 1948 года было объявлено перемирие. Восточный Иерусалим был под контролем арабов. Гора Скопус осталась еврейским анклавом под контролем Израиля.
    • Новая вспышка боев произошла 7 июля 1948 года. В этом бою израильтяне отвоевали гору Сион и деревню Эйн Карем. Еще несколько месяцев артиллерия Арабского легиона продолжала обстреливать еврейский город. Было разрушено около двух тысяч домов, погибли сотни людей. Однако Западный Иерусалим ему захватить не удалось. К концу 1948 года, когда боевые действия в районе утихли, город состоял из двух частей. Западный Иерусалим находился под контролем Израиля, а Восточный, включая и Старый город, под контролем Трансиордании.
    • Перемирие с Трансиорданией было подписано 3 апреля 1949 года. Оно предусматривало создание объединенной комиссии для выработки условий возобновления работы Еврейского университета и больнице Хадасса на горе Скопус, предоставление евреям свободного доступа к святым местам в Старом городе и к большому еврейскому кладбищу на Масличной горе. Однако иорданцы не выполнили этих пунктов договора, учебная и медицинская работа на г. Скопус не была продолжена, и евреи не могли пройти сквозь баррикады и проволочные заграждения, разделявшие город.
    • В 1950 году Восточный Иерусалим в составе Западного берега реки Иордан был в одностороннем порядке аннексирован Трансиорданией[44], однако эту аннексию признали только Великобритания, Пакистан и СССР[45].
  • 1967 г. В ходе Шестидневной войны Израиль захватил западный берег реки Иордан, и восточная часть Иерусалима перешла под контроль Израиля.
  • 1980 г. Израиль принял закон, по которому Восточный Иерусалим официально аннексировался и объединенный город объявлялся столицей Израиля. Совет Безопасности ООН своей резолюцией № 478 «самым решительным образом» осудил принятие Израилем «основного закона» об Иерусалиме и отказ выполнять соответствующие резолюции Совета Безопасности и подтвердил, что принятие этого закона представляет собой нарушение международного права. Те государства, которые учредили дипломатические миссии в Иерусалиме, должны были вывести такие миссии из Священного города.
  • Статус Иерусалима на сайте ООН

Муниципалитет

Мэры Иерусалима

Основная статья: Мэры Иерусалима
Файл:KikarsafraS.jpg
Площадь Сафра, здание Городского совета Иерусалима

Городской совет был создан в 1863 году во время господства Османской империи. С 1948 по 1967 год в городе работали две мэрии: израильская на западе города и иорданская в восточной части. После объединения города в 1967 году под израильским суверенитетом в городе остался один муниципалитет, хотя в виде протеста арабы продолжили назначать номинального главу восточной части города, несмотря на то, что у него нет никаких функций и официального признания со стороны Израиля.

Городской совет состоит из 31 выборных членов, и его возглавляет мэр, чья каденция - пять лет. Глава муниципалитета имеет право назначить себе шесть заместителей. Все члены городского совета, кроме мэра и его заместителей, работают на волонтерских началах и не получают зарплату. Большинство заседаний совета проходит за закрытыми дверями, но раз в месяц проводится открытое заседание, на которое может попасть любой желающий[46]. Внутри совета традиционно сильные позиции занимают религиозные политические партии - их представляет наибольшее количество депутатов[47].

Здание иерусалимского муниципалитета находится на площади Сафра (Кикар Сфара) на улице Яффо. Муниципальный комплекс состоит из двух современных зданий и десяти отреставрированных зданий, он был открыт в 1993 году[48].

В выборах на пост мэра Иерусалима, которые состоялись в ноябре 2008 года, победил Нир Баркат. Дольше всего в качестве мэра проработал Тедди Коллек, возглавляя городской совет Иерусалима на протяжении 28 лет - в течение шести каденций.

Файл:Jerusalem Jaffo St.jpg
Улица Яффо в центре Иерусалима. Июнь 2006

Население

В последние три тысячи лет еврейское присутствие на территории Иерусалима не прерывалось. А в течение последних ста лет перед основанием Государства Израиль евреи составляли большинство населения Иерусалима:

  • Согласно данным за период Британского мандата, распределение населения Иерусалима было следующим: 60 % иудеи, 20 % — мусульмане, 20 % — христиане.
  • В 1961 году население города состояло из 72 % иудеев, 22 % мусульман и 5 % христиан.
  • На 2006 год в Иерусалиме проживают 729,900 жителей, из которых 65 % иудеи, 32 % — мусульмане, 2 % — христиане.
    • 35 % населения города — дети в возрасте до 15 лет.
    • В 2005 г. зафиксировано 18 тысяч новорожденных.
    • Рост населения составляет 1,1 % в год.
Население Иерусалима в разные периоды:
год иудеи мусульмане христиане всего источник
1471 250 семей  ?  ?  ? Salo Baron[49]
1488 76 семей  ?  ?  ? Salo Baron[49]
1489 200 семей  ?  ?  ? Avraham Yaari[50]
1525 199 семей 616 семей 119 семей  ? Salo Baron[49]
1525 1000 3700 - - ?
1538 1150 6750 - - ?
1539 1630 взрослых мужчин  ?  ?  ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)[51]
1553 1958 взрослых мужчин 11,750 358 взрослых мужчин  ? Bruce Masters[52]
1556 2350 взрослых мужчин  ?  ?  ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)[51]
1562 1200 11 450 - - ?
1563 1720 взрослых мужчин  ?  ?  ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)[51]
1568 1160 взрослых мужчин  ?  ?  ? османская перепись населения[51]
1640 4000  ?  ?  ? Roger — французский путешественник[51]
1723 2000  ?  ?  ? Johann Aegidius Van Egmont и John Heyman — христианские путешественники[51]
1838  ?  ?  ? 11 000 Энциклопедия Британника[53]
1844 7120 5000 3390 15 510 Краткая еврейская энциклопедия[54]

Manashe Harrel[55]

1850 13 800  ?  ?  ? перепись Англо-Еврейского общества
1869 3200 семей  ?  ?  ? H. J. Sneersohn, New York Times, 19 февраля 1869[56]
1872 10,600[57] 5000 5300 20 900 Энциклопедия Британника[53]
1876 12 000 7560 5470 25 030 Краткая еврейская энциклопедия[54]
Manashe Harrel[55]
1896 28 112
28 110
8560
8560
8748
8750
45 420
45 420
Краткая еврейская энциклопедия[54]
Manashe Harrel[55]
1905 40 000 7000 13 000 60 000 Краткая еврейская энциклопедия[54]
1913 48 400 10 050 16 750 75 200 Краткая еврейская энциклопедия[54]
1922 33 971 13 413 14 699 62 578 данные переписи населения[54]
Manashe Harrel[55]
1931 51 222
51 200
19 894
19 900
19 335
19 300
90 503
90 053
данные переписи населения[54]
Manashe Harrel[55]
1944 97 000 30 600 29 400 157 000 ?
1948 100 000 40 000 25 000 165 000 Краткая еврейская энциклопедия[54]
Manashe Harrel[55]
1967 196 500
195 700
58 300
54 963
13 000
12 646
267 800
263 307
данные частичной переписи населения[54]
Manashe Harrel[55]
1971 222 200 68 000 11 000 301 300 Краткая еврейская энциклопедия[54]
1980 292 300
292 300
103 890 11,000 407 190
407 100
Краткая еврейская энциклопедия[54]
данные иерусалимского муниципалитета
1985 327 700  ?  ? 457 700 данные иерусалимского муниципалитета
1987 340 000 121 000 14 000 475 000 данные иерусалимского муниципалитета
1990 378 200 131 800 14 400 524 400 данные иерусалимского муниципалитета
1995 417 100
482 000
182 700
164 300
14 100
16 300
617 000
662 600
данные иерусалимского муниципалитета
?
1996 421 200  ?  ? 602 100 данные иерусалимского муниципалитета
2000 448 800 208 700  ? 657 500 данные иерусалимского муниципалитета
2003 470 000 190 000 10 000 670 000 Краткая еврейская энциклопедия[54]
2004 464 500
458 000
 ?
225,000
 ?
15 000
693 200
706 000
данные иерусалимского муниципалитета
?
2005 469 300  ?  ? 706 400 данные иерусалимского муниципалитета
2006 474 435 233 568 14 598 729 900 ?

Восточный Иерусалим

Файл:Arabic buildings, Mount of Olives, Jerusalem.jpg
Панорама арабского района от резиденции ООН в Иерусалиме
Основная статья: Восточный Иерусалим

В соответствии с планом ООН по разделу Палестины (от 1947 года), Иерусалим должен был стать международной территорией. В 1950 году Восточный Иерусалим был аннексирован Иорданией, однако эту аннексию признали только Великобритания, Пакистан и СССР[58].

После установления контроля в ходе Шестидневной войны в 1967 году над Восточным Иерусалимом и Старым городом Израиль распространил свой суверенитет на всю территорию Иерусалима[59]. Всем жителям было предложено израильское гражданство; сначала большинство из них отказалось от этого, надеявшись на возвращение под власть Иордании, но со временем многие его приняли.

В 1980 году Израиль объединил Западный и Восточный Иерусалим в административном отношении и объявил весь город целиком столицей Израиля. Совет безопасности ООН в своей резолюции 478, однако, не признал это действие законным. Территория Восточного Иерусалима включена в Иерусалимский избирательный округ по выборам в Палестинский Законодательный Совет — парламент Палестинской автономии.

Старый город

Файл:ARI-Jerusalaim.jpg
Иерусалим, Старый город, дом-музей в здании, в котором родился Ари
Основная статья: Старый город (Иерусалим)

Под Старым городом подразумевается историческая часть Иерусалима, которая окружена крепостной стеной. Именно здесь происходили все исторические события, связанные с Иерусалимом, и здесь находятся многие исторические места города, включая святые места трёх мировых религий.

Старый город исторически поделён на еврейскую, армянскую, христианскую и мусульманскую части. В ходе начавшейся в 2000 году интифады Аль-Акса, которая проходит под мусульманскими лозунгами, арабы-христиане на Западном берегу реки Иордан подвергаются преследованиям со стороны палестинских террористических организаций, что породило их массовую эмиграцию, в том числе и из Старого города.

Храмовая гора

Основная статья: Храмовая гора

Стена плача

Основная статья: Стена плача

Транспорт

В 1892 году в Иерусалим была проведена железнодорожная линия, связавшая его с Яффой. Линия была закрыта в 1998 году, и в течение некоторого времени Иерусалим оставался без железнодорожного сообщения. 9 апреля 2005 года участок линии между Иерусалимом и Бейт-Шемешем был открыт вновь. В настоящее время Иерусалим связан прямым железнодорожным сообщением с Тель-Авивом.

Иерусалим в культуре и искусстве

Сноски и источники

  1. В арабских переводах Библии — أورشليم Ӯршалӣм (Ӯрушалӣм); официальное арабское название в Израиле — أورشليم القدس, Ӯршалӣм-аль-К̣удс
  2. Timeline for the History of Jerusalem. Jewish Virtual Library. American-Israeli Cooperative Enterprise. Проверено 16 апреля 2007.
  3. Иерусалим. Исторический обзор — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. 4,0 4,1 [1]Исторические факты об Иерусалиме.
  5. 5,0 5,1 Статус Иерусалима // ГЛАВА I. Мандат Великобритании, раздел Палестины Организацией Объединенных Наций и фактический раздел Иерусалима (1922—1966 годы)
  6. LETTER DATED 5 MARCH 1968 FROM THE PERMANENT REPRESENTATIVE OF ISRAEL TO THE UNITED NATIONS ADDRESSED TO THE SECRETARY-GENERAL // Security Council
  7. 7,0 7,1 7,2 В Иерусалиме состоится открытие знаменитой синагоги "Хурва", 10 марта 2010 г
  8. [Госархив Израиля уничтожит миллионы документов, 21.11.2011]
  9. The part of the Final Declaration of the Sixth Conference of Heads of State or Government of Non-Aligned Countries which relates to the situation in the Middle East and the question of Palestine, статья Резолюция Совета Безопасности ООН 478
  10. Статус Иерусалима // ГЛАВА II. Война 1967 года и военная оккупация Восточного Иерусалима и других палестинских территорий. Сайт ООН
    • в данном документе в качестве даты принятия Закона ошибочно названо 29 июля и указано, что он принят «несмотря на противодействие международного сообщества»[кто?]Шаблон:Когда
  11. Конгресс потребует от Буша перенести посольство США в Иерусалим
  12. согласно еврейским источникам — 420 лет
  13. Исследователи таблиц Эблы опровергают слухи об упоминании в таблицах Иерусалима и Ура (англ.) Biblical Archaeology Review
  14. Быт. 14:18
  15. ср. 2Цар.5:7; 1Пар.11:5
  16. Некоторые ученые полагают, что «Аравна» не является именем собственным, а означает на одном из местных языков «царь».
  17. 2Цар.24:18 и далее; 1Пар.21
  18. 2Цар.7
  19. 3Цар.6:1, 37; 2Пар.3:1, 2
  20. Амос.1:2; Ис.6:1; 18:7
  21. 2Пар.30:1
  22. 4Цар.23:21; 2Пар.35:1-18
  23. 4Цар.25:9-17; 2Пар.36:19
  24. Аггей 1:15
  25. Или 353 году до н. э., согласно традиционной еврейской хронологии.
  26. Похищенные Антиохом из Храма медные сосуды были возвращены его преемниками евреям, жившим в Антиохии, и поставлены в местной синагоге (Иосиф Флавий, «Иудейская Война» VII, 3:3).
  27. I Макк. 1:21 и далее; 1:46 и далее; 4:38
  28. I Макк. 4:60; 6:7
  29. I Макк. 6:62
  30. ср. I Макк. 12:36; Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XIII, 5:11
  31. I Макк. 13:52
  32. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XIII, 217
  33. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XIV, 16:2 и далее
  34. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XV, 11:5
  35. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» ХХ, 9:7
  36. Иосиф Флавий, «Иудейская Война» 6:150-281
  37. вероятно, опирающийся на свидетельство Тацита
  38. Согласно Иосифу Флавию, Второй Храм сгорел 10-го ава.
  39. в честь себя — Элия Адриана (Publius Aelius Hadrianus), и в честь Капитолийской триады (|Юпитера, Юноны и Минервы)
  40. см. курс лекций Иерусалим в веках
  41. Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима
  42. http://sem40.ru/rest/tourism/towns/16858/
  43. Он воспользовался противоречиями между мусульманскими государствами.
  44. после аннексии объявившей себя Иорданией
  45. Фрагмент карты юго-западной Азии и северо-восточной Африки из Атласа Мира (СССР, 1982)
  46. Cidor, Peggy. Corridors of Power: A tale of two councils, The Jerusalem Post (2007-03-15). Проверено 28 марта 2007. (недоступная ссылка)
  47. Coker, Margaret. Jerusalem Becomes A Battleground Over Gay Rights Vs. Religious Beliefs, Cox Newspapers (2006-11-11). Проверено 28 марта 2007.
  48. Safra Square – City Hall. The Municipality of Jerusalem. Проверено 24 апреля 2007.
  49. 49,0 49,1 49,2 Salo Baron, A Social and Religious History of the Jews, Columbia University Press, 1983
  50. Avraham Yaari, Igrot Eretz Yisrael, p. 98.(Tel Aviv, 1943)
  51. 51,0 51,1 51,2 51,3 51,4 51,5 «A Historical Survey of the Jewish Population in Palestine Presented to the United Nations in 1947 by Vaad Leumi on Behalf of the Creation of a Jewish State.»
  52. Bruce Masters, Christians And Jews In The Ottoman Arab World Cambridge University Press, 2004
  53. 53,0 53,1 Jerusalem // Encyclopaedia Britannica. — 9th ed.. — Edinburgh: Adam and Charles Black, 1881. — Т. XIII. — P. 643-644.
  54. 54,00 54,01 54,02 54,03 54,04 54,05 54,06 54,07 54,08 54,09 54,10 54,11 Статья «Иерусалим» в Электронной еврейской энциклопедии
  55. 55,0 55,1 55,2 55,3 55,4 55,5 55,6 Manashe Harrel, «The Jewish Presence in Jerusalem through the Ages» in Sinai and Oestericcher, eds., Jerusalem, John Day, 1974. (Цифры из этого источника используются также в Mitchell Geoffrey Bard, The Complete Idiot’s Guide to Middle East Conflict, Alpha, 2002.)
  56. I. Harold Scharfman, The First Rabbi, Pangloss Press, 1988, page 524 which reports the figure as 3,100.
  57. Ашкеназы — 6000, сефарды — 4600
  58. Фрагмент карты юго-западной Азии и северо-восточной Африки из Атласа Мира (СССР, 1982)
  59. [http://www.knesset.gov.il/laws/special/heb/yesod10.htm חוקי יסוד

См. также

Источники

Ссылки

Официальные

Информационные

Очерки

Проекты


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация