Шрира Бен Ханина Гаон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Шрира Бен Ханина Гаон (906?–1006), гаон академии (см. Иешива) Пумбедиты с 968 г. по 1006 г. Происходил из семьи эксилархов, которая вела свое происхождение от царя Давида. Учителями Шриры бен Ханины Гаона были его дед, рабби Иехуда, и отец, рабби Ханина; они были гаонами Пумбедиты, их он часто упоминает в своих респонсах.
Шрира бен Ханина Гаон был назначен гаоном в период, когда финансовые пожертвования на академии в Пумбедите и в Суре и обращения в них за респонсами практически прекратились и резко сократилось число их учеников. Благодаря своей славе ученого и выдающимся личным качествам Шрира бен Ханина Гаон сумел возобновить связи пумбедитской академии с еврейскими общинами. Несмотря на широкое распространение раввинистической учености в Кайруане (Северная Африка), в Испании и в ашкеназских землях (см. Ашкеназы) ученики стекались в Пумбедиту. В то время как академия в Суре пришла в упадок, академия в Пумбедите восстановила свой былой престиж и претендовала на роль духовного руководителя мирового еврейства. Шрире бен Ханине Гаону принадлежит ключевая роль в превращении Вавилонского Талмуда в высший галахический авторитет (см. Галаха) во всем еврейском мире.
Шрира бен Ханина Гаон был одним из наиболее плодовитых авторов респонсов. В ответ на вопрос Яакова бен Ниссима бен Шахина от имени общины Кайруана, когда и как были составлены Мишна, Тосефта, Барайты и Талмуд, Шрира бен Ханина Гаон написал в 987 г. свое знаменитое «Послание рава Шриры Гаона» («Иггерет Рав Шрира Гаон»), которое представляет собой классический образец еврейской историографии. При Шрире бен Ханине Гаоне и его сыне, гаоне Хае бен Шрире, число гаонских респонсов стало беспрецедентным. Эти респонсы, по большей части составленные Шрирой бен Ханиной Гаоном и Хаем совместно, оказали глубокое влияние на экзегетические (см. Экзегеза) и правовые (см. Право еврейское) труды последующих эпох. Шрира бен Ханина Гаон и его сын сформулировали множество правил, имеющих огромное значение для интерпретации Талмуда. Большинство респонсов Шриры бен Ханины Гаона посвящены проблемам религиозной практики, а некоторые содержат изложение отрывков из Талмуда и Мишны и комментарий к ним. Иона Ибн Джанах и Давид Кимхи (см. Кимхи, семья) цитируют комментарии Шриры бен Ханины Гаона к библейским текстам, однако неясно, сделал ли он комментарии на все книги Библии. Шрира бен Ханина Гаон составил глоссарий к первому и шестому разделам Мишны и комментарии к нескольким талмудическим трактатам, в частности, к Брахот, Шаббат и Бава Батра (сохранился лишь фрагмент из последнего комментария). Хотя Шрира бен Ханина Гаон владел арабским языком и писал на нем респонсы еврейским общинам в мусульманских странах, он предпочитал писать на иврите или арамейском языке.
Шрира бен Ханина Гаон интересовался каббалой и полагал, что каббалистические мистические трактаты содержат древнюю традицию; он, по всей видимости, не толковал Аггаду (несохранившийся трактат «Мегиллат старим» /«Свиток таинств»/ написан в мистическом ключе). Шрира бен Ханина Гаон умер в возрасте ста лет; за два года до своей смерти он назначил сына Хая гаоном Пумбедиты.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШРИРА БЕН ХАНИНА ГАОН в ЭЕЭ