Днепропетровск (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 15:26, 1 февраля 2013; Kla (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Участник: Karkaix
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Содержание

Краткие сведения о Днепропетровске

Днепропетро́вск (укр. Дніпропетровськ) — город на Украине.

Днепропетровск Екатеринослав. Хоральная синагога «Золотая роза». С открытки начала 20 в.

Центр Днепропетровской области.

Исторические названия:

  • Екатеринослав (1776—1797; 1802—1926),
  • Новороссийск (1797—1802),
  • Сичеслав (1918—1919), неофициальное название.


Этнический состав по области на 2001 год:

Национальность Численность (чел.) Процентное соотношение
Украинцы 2825,8 тыс. 79,3%
Русские 627,5 тыс. 17,6%
Белорусы 29,5 тыс. 2,0%
Евреи 13,7 тыс. 0,4%
Армяне 10,6 тыс. 0,3%
Азербайджанцы 5,6 тыс. 0,2%

История еврейской общины

Город Днепропетровск являлся и является важнейшим центром развития еврейской жизни в украинском государстве.

  • 1791 указ императрицы Екатериной II «О предоставлении евреям гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области». После его издания в губернский город Екатеринослав, в надежде на лучшую жизнь, устремились евреи. Начало истории местной еврейской общины восходит к 1776 году — моменту основания города. К началу XIX века численность еврейского населения города превысила 300 человек.
  • В 1800 г. в Екатеринославе была построена синагога. По Положению о евреях 1804 г. город был включен в черту оседлости. Рост города во второй половине 19 в. вызвал приток евреев из других местностей.

В 1805 г. еврейская община Днепропетровска насчитывала 376, а в 1847 г. — 1699 человек. Появление евреев способствовало ускоренному культурному и промышленному развитию города.

  • В 1846–55 гг. в Екатеринославской губернии и в окрестностях города было основано несколько еврейских земледельческих колоний (см. Земледелие); некоторые из них просуществовали до нацистской оккупации во время Второй мировой войны.
  • В 30-х годах XIX века по инициативе купца Гирша Луцкого было начато и завершено строительство в городе первого кирпичного дома.
  • В 1832 году евреем Заславским на Литейной улице был построен чугунолитейный завод.
  • В 1833-м открылась суконная фабрика Неймана.
  • В 1843 году купцом Абрамом Иосифовичем Луцким было построено каменное здание театра, ставший главным центром культурной жизни.

Рост промышленности и увеличивающийся приток еврейского населения (15% от общего числа жителей)привел к естественной необходимости в большой синагоге

  • В 50 годах XIX века была построена Хоральная синагога, отличавшаяся оригинальной архитектурой и получившая впоследствии название «Золотая Роза».
  • В 1864 г. в Екатеринославе функционировали казенное еврейское училище первого разряда, талмуд-тора, 15 хедеров, пять синагог и молитвенных домов. В городе проживали также караимы (по переписи 1897 г. — 359 человек). В 1879 г. была открыта караимская мужская школа (23 ученика). В 1884 г. в Екатеринославе был создан кружок Ховевей Цион под руководством М. Майданского (1825–1910). 20–21 июля 1883 г. в Екатеринославе произошел еврейский погром, подавленный воинскими частями. В 1880–90-х гг. происходил стремительный рост численности еврейского населения Екатеринослава. В 1897 г. оно насчитывало 41 240 человек (36,3% общего населения) и состояло из богатых купцов, мелких торговцев, ремесленников, промышленных и портовых рабочих. Еврейская община, будучи одной из наиболее организованных в России, содержала целую сеть образовательных (включая иешиву) и благотворительных (см. Благотворительность) учреждений.

В этот период еврейским промышленникам принадлежало около четверти предприятий Екатеринославской губернии.

  • В начале XX века евреем Спектором был построен кинотеатр (один из лучших в Российской империи).
  • Памятник А. С. Пушкину, до настоящего времени украшающий город, создан скульптором Ильей Гинцбургом.

В это время

  • евреи участвовали в работе Городской думы,
  • главным раввином города был избран Леви Ицхок Шнеерсон,
  • открылся Екатеринославский еврейский политехнический институт…
  • В 1890 г. в Екатеринославе функционировал еврейский театр. Вечером 20 июля 1905 г. в Екатеринославе вспыхнул погром, прекращенный еврейской самообороной (один человек погиб). В октябре 1905 г. в Екатеринославе вновь произошли погромы, во время которых погибло 67 человек и 100 человек было ранено. Местная группа еврейской самообороны оказала сопротивление погромщикам и сделала многое для защиты общины.
  • В конце 19 в. Екатеринослав становится важным сионистским (см. Сионизм) центром, где в 1891–1906 гг. развернулась деятельность М. Усышкина и Шмарьяху Левина (с 1898 г. по 1904 г. — казенный раввин города). В 1911 г. в Екатеринославе был основан Еврейский горный институт, устав и программу которого утвердило Министерство народного просвещения. В 1912 г. группа молодых интеллигентов организовала в Екатеринославе театральный кружок с постановкой пьес на иврите. В 1913 г. в Екатеринославе функционировали 38 синагог и еврейских молитвенных домов, караимская кенасса, казенное училище, три талмуд-торы, еврейская женская гимназия Иоффе, десятки хедеров, караимское училище, еврейская больница с несколькими отделениями. Во время Первой мировой и гражданской войн в Екатеринославе нашли убежище тысячи евреев; в 1920 г. еврейское население города составляло 73 тысяч человек, однако в последующие годы многие беженцы возвратились на прежние места жительства. Во время Первой мировой войны в Екатеринослав эвакуировалось минское ремесленное училище, были открыты вечерние курсы для мужчин и для женщин (на средства Еврейского комитета помощи жертвам войны и Общества для распространения просвещения между евреями), частное еврейское среднее училище П. Когана, женская профессиональная школа. В 1917 г. был открыт частный Политехнический институт (Еврейский политехникум) с электромеханическим, инженерным и экономическим факультетами, преобразованный в 1917 г. в Еврейский научный институт.
  • Активность еврейской жизни была пресечена революцией, бедствиями Гражданской войны и беспринципной политикой советской власти — не только антиеврейской, но и антирелигиозной.

Первые годы советской власти

  • Евреи Екатеринослава сильно пострадали от произвола различных сменяющихся властей в городе во время гражданской войны 1917–22 гг. Так, в мае 1919 г. в предместье Екатеринослава бандами атамана Н. Григорьева был устроен погром, во время которого погибло свыше 150 евреев.
  • В 1920-х гг. в Днепропетровске действовали различные сионистские организации, в основном в подпольных условиях. В феврале 1924 г. были осуществлены массовые аресты сионистов. В 1920-х гг. – первой половине 1930-х гг. функционировали еврейские школы, еврейский машино­строительный техникум. В Днепропетровске в 1930 г. был создан Еврейский колхозный театр под руководством И. Радомысского, получивший в 1936 г. статус областного еврейского драматического театра (художественный руководитель М. Каганов). К концу 1920-х гг. еврейская общинная жизнь прерывается. В конце 1920-х гг. – начале 1930-х гг. в Днепропетровске функционировала полулегальная иешива хасидов Хабада. В 1929 г. была закрыта Хоральная синагога. Ко второй половине 1930-х гг. были ликвидированы все еврейские учебные заведения.
  • главный раввин города Леви Ицхок Шнеерсон был обвинен в создании «антисоветского еврейского клерикального подполья» и сослан в Казахстан.
  • В 1926 г. еврейское население Днепропетровска составляло 62 043 человека (26,7% от всего населения), в 1939 г. — 85 529 человек.

Годы фашистской оккупации

  • 25 августа 1941 г. германская армия оккупировала Днепропетровск. Большинство еврейского населения успело эвакуироваться. Оставшиеся евреи были заключены в гетто. 2 октября 1941 г. немецкий комендант Днепропетровска издал приказ: «В целях наказания приказываю следующее: еврейское население Днепропетровска облагается штрафом в размере трех миллионов марок». После грабежа еврейского населения последовали массовые расстрелы. Так, согласно отчету Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских оккупантов и их пособников, в Днепропетровске 13 октября 1941 г. было уничтожено 10–12 тысяч евреев в овраге в районе Транспортного института. Нацисты «с целью сокрытия следов преступлений... наполнив овраг трупами, засыпав сверху землей, на том же месте произвели посадку деревьев». В конце декабря 1941 г. – начале января 1942 г. были расстреляны все оставшиеся в гетто евреи Днепропетровска — около пяти тысяч человек. Евреи Днепропетровска участвовали в подпольной борьбе против оккупан­тов. Так, активным членом городского подполья был Б. Сондак (1921–1942).


После войны

После окончания войны у еврейской общины города осталась только одна действующая синагога. Антирелигиозная политика советских властей так повлияла на самосознание евреев, что в 1980-х годах в синагогу приходили лишь считанные пожилые люди.

  • По переписи 1959 г. в Днепропетровске проживали 53 400 евреев, в 1970 г. — 50 422 (5,8% от всего населения) и 57 караимов, в 1979 г. — 45 622. В 1989 г. в Днепропетровске жили 37 869 евреев. К 1970 г. в городе оставалась одна синагога: в дни религиозных праздников синагога и прилегающая к ней улица заполнялась евреями.
  • В 1970-х гг. – середине 1980-х гг. многие евреи Днепропетровска репатриировались в Израиль. К концу 1980-х гг. – началу 2000-х гг. большинство евреев Днепропетровска уехали в Израиль, США и другие страны мира. Так, согласно всеукраинской переписи населения 2001 г., в Днепропетровской области (в том числе и в Днепропетровске) проживало 13 700 евреев (0,4% от всего населения).

Конец XX — XXI в.

С конца 1980-х гг. в Днепропетровске началось развитие еврейской общинной жизни. С 1990 г. раввином Днепропетровска является Ш. Каменецкий (родился в 1965 г.), представитель хасидов Хабада. В 1997 г. еврейской общине возвращено здание Хоральной синагоги. Президентом еврейской общины Днепропетровска является А. Фридкис. С начала 1990-х гг. в Днепропетровске стала складываться система еврейского образования. С 1991 г. действует иешива «Нахлас Леви» (глава иешивы Е. Барам). В городе функционируют еврейская средняя школа «Ор Авнер Л.-И. Шнеерсон» (директор Г. Скороход), женский педагогический колледж «Бет Хана» (директор Тамара Ольшанитская), иешива «Леви, Ицхак», детский сад «Илана». В Днепропетровске действует еврейский пресс-центр «Алеф» (возглавляет О. Ростовцев), издаются две еврейские газеты: «Геула» (редактор М. Каршенбаум), «Шабат шалом» (редактор М. Каршенбаум). На местном телевидении регулярно выходит еврейская программа «В наше время». Действует представительство Еврейского агентства, благотворительный центр «Хесед Менахем» при финансовой поддержке Джойнта; работает небольшой музей Холокоста (см. Катастрофа). Выступают еврейские музыкальные коллективы — хор «Фиделе», хор «Ор Симха».

В 1991 год — открывается еврейская школа (в настоящее время одна из крупнейших в Европе.

Международные связи общины, в частности с еврейской общиной Бостона, позволили

  • установить самое современное медицинское оборудование
  • открыть гинекологическую клинику,
  • детскую поликлинику,
  • проводить вакцинацию детей и новорожденных,
  • проводить реабилитацию детей со специальными потребностями (ДЦП, аутизм),
  • осуществлять протезирование при переломах шейки бедра.

В 2000-м году открылась реконструированная Хоральная синагога «Золотая роза».

2002 год — построен и открыт «Бейт-Барух» (Дом для пожилых людей).

2003 год — реализуется строительство проекта и открытие уникального детского образовательного центр «Бейт Циндлихт». Главный инициатор — В. М. Пинчук)

2004 год - создан парк для еврейских детей и возведена детская игровая площадка (при активном участии У. Лейбера). Реализовано строительство научно-исследовательского центра и музея Холокоста (главный реализатор проекта И. В. Коломойский). Инициируется (М. Корфом) и поддерживается строительство региональной миквы.

Производится регулярная выдача продуктовых наборов для 5 тысяч пенсионеров и инвалидов, оказывается существенная помощь ветеранам второй мировой войны.

В настоящее время строится семибашенное здание общинного центра, который должен быть самым большим в СНГ.

Краткая структура общины

Президент — Геннадий Борисович Боголюбов.

Духовный лидер — главный раввин Шмуэль Каминецкий.

В 1998 году был создан Попечительский совет общины, осуществляющий стратегическое руководство общиной.

В Попечительский совет входят влиятельные предприниматели, объединившие усилия для обеспечения стабильной работы общины.

Синагоги

Хоральная синагога «Золотая роза» и мемориальный музей Холокоста[1]

До Октябрьской революции в городе действовало 44 синагоги и молельных дома, образованных по цеховому признаку: синагоги шорников, портных, водовозов.

На территории нынешней центральной синагоги «Золотая Роза» когда-то существовали четыре профессиональные синагоги.

Одна из них деревянная, построенная в 1800 году, сгорела.

На этом месте воздвигли большую каменную Хоральную синагогу.

В 1920-х годах по требованию Евсекции в здании синагоги юыл расположен

  • Еврейский рабочий клуб,
  • позднее — Дом культуры швейной фабрики имени Володарского.

После 1991 независимая Украина приняла закон о возвращении культовых учреждений.

Из четырех сохранившихся в Днепропетровске зданий синагог еврейская религиозная община получила в свое распоряжение три:

  • «малой» синагоги на Коцюбинского
  • синагоги на улице Миронова
  • Хоральной синагоги «Золотая Роза»

Хоральная синагога заслуживает особого упоминания. Она является предметом особой гордости евреев Днепропетровска. Автор проекта реконструкции этой синагоги Александр Дольник. На международном архитектурном фестивале «Зодчество-2001» в Москве эта работа получила Золотой диплом.

В Екатеринославе жила семья седьмого Любавичского Ребе, а сам р.Менахем-Мендель Шнеерсон провел в этом городе молодые годы.

Еврейская пресса Днепропетровска

  • «Шабат Шалом» — одна из первых еврейских газет Украины. Начала выходить в апреле 1991 года. Газета распространяется бесплатно. Её читают в России, Израиле, США, Германии.
  • «Шалом, Хаверим» — учредитель: Днепропетровская областная еврейская община.
  • «Вестник Сохнута» — газета.
  • «Геула» — еженедельник, выпускается с ноября 1994 года; предназначен каждому еврею: как тем, кто уже пришел к иудаизму, так и тем, кто только начал приобщаться к еврейской традиции — взрослым и детям, подросткам, мужчинам и женщинам.

Известные члены днепропетровской еврейской общины

Примечания

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДНЕПРОПЕТРОВСК в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация