Хеллер, Джозеф

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск

Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Хеллер, Джозеф (Heller, Joseph; 1923, Нью-Йорк, – 1999, там же), американский писатель. Вырос в Бруклине в семье иммигрантов. Отец, социалист, приехавший в 1913 г. в Америку из России и работавший водителем грузовика, умер, когда Хеллеру было пять лет. Окончив в 1941 г. школу, Хеллер стал учеником кузнеца, потом служащим. С 1942 г. служил в ВВС, совершил более 60 боевых полетов над Средиземноморьем. В 1948 г. окончил Нью-Йоркский университет, в 1949 г. продолжил изучение английской литературы в Оксфорде, где начал писать рассказы, преимущественно о страданиях еврейских семей во время «великой депрессии». В 1950–52 гг. преподавал в колледже (впоследствии университет) штата Пенсильвания, печатал рассказы, в которых ощущалось влияние Э. Хемингуэя. Не вписавшись в академическую среду, Хеллер занялся рекламой, сотрудничал с журналом «Тайм», «Лайф» и другими.

С 1953 г. работал над романом, который вышел в 1961 г. под названием «Поправка-22» (в русском переводе впервые опубликован в 1967 г. под названием «Уловка-22»). Отзывы критики были противоречивы, но успех у публики неуклонно рос, и через 25 лет общий тираж книги, переведенной на многие языки, достиг десяти миллионов. Автор воспользовался материалом Второй мировой войны, но сатирическое изображение воинской службы с ее бездумным исполнением любого приказа, демонстрацией патриотизма, жестокостью к чужим и своим оказалось близким поколению, протестовавшему против войны во Вьетнаме. Герой романа Иоссарион приходит к выводу, что его основной долг — спасти собственную жизнь, и не только от опасности, но и от военной бюрократии. Во втором романе «Что-то случилось» (1974), продолжая атаку на общественные стереотипы, Хеллер развенчивает главного идола американской жизни — успех. По мере своего продвижения наверх рассказчик, идеальный служащий преуспевающей фирмы, утрачивает человеческие черты. В романе «Чистое золото» (1979) сатира распространяется на Белый дом. В образе профессора Голда, которому не дают покоя лавры Г. Киссинджера, Хеллер пытается обобщить черты еврея-интеллектуала, жертвующего достоинством ради карьеры.

В 1981 г. у Хеллера внезапно началось тяжелое заболевание нервной системы. Эти мучительные переживания нашли выражение в мемуарной, пронизанной самоиронией книге «Не шутейное дело» (1986), где главы, написанные самим Хеллером, чередуются с главами, принадлежащими перу его друга С. Фохля, благодаря которому писатель сумел преодолеть страдания.

В 1984 г. вышла первая историческая книга Хеллера «Бог знает» — «исповедь» состарившегося царя Давида, рассказывающего свою настоящую историю, которая в Библии якобы искажена. Пародийный эффект достигается в книге не столько новой трактовкой событий, сколько контрастом библейского высокого стиля с современным разговорным языком. Второй исторический роман Хеллера «Изобразите это» (1988) посвящен Голландии эпохи Рембрандта и античным Афинам. В центре книги — отношения искусства и циничной правды жизни, замешанной на «деньгах и войне». Исторический скептицизм автора воплощен в образе Сократа.

В романе «Время закрытия» (1994) Хеллер возвращается к постаревшим героям «Поправки-22», которых наделяет чертами собственной биографии. Фантастико-саркастические главы о великом дельце Мило Миндербиндере, о военно-промышленном комплексе или о капеллане, который занимается производством тяжелой воды, перемежаются реалистическими фрагментами, посвященными детству, болезни, старости, где фантасмагория и острословие уступают место лирическому тону.

Творчеству Хеллера посвящен ряд монографий и множество статей. Некоторые критики упрекали его за рыхлость композиции, растянутость, избыточность словесной игры, другие подчеркивали, что парадоксальная стилистика, черный юмор помогают писателю воспроизвести действительность, в которой абсурд воспринимается как норма.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХЕЛЛЕР Джозеф в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация