Толкачёв, Зиновий
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Толкачёв, Зиновий Шендерович (1903, местечко Щедрин, Минская губерния, ныне Гомельская область, Беларусь, – 1977, Киев), украинский график и живописец.
Биографические сведения
Родился в семье ремесленника-слесаря. После окончания двухклассного ремесленного отделения Киевского казенного еврейского училища имени С. Бродского полгода учился в художественной школе, которую вынужден был оставить в связи с тяжелым материальным положением.
Вначале он работал учеником у мастера по росписи вывесок, затем в «живописной артели» Мана, где рисовал киноафиши.
Толкачёв был одним из первых украинских комсомольцев (член Коммунистической партии с 1922 г.), принимал участие в гражданской войне, работал в политотделе 14-й армии.
В 1919–20 гг. учился в Москве во ВХУТЕМАСе у П. Кончаловского и А. Осмёркина.
В 1920 г. Толкачёв вернулся в Киев, был заведующим политпросветом Подольского, а затем Шулявского райкомов комсомола.
В 1921–22 гг. в молодежных клубах этих районов создал росписи (не сохранились). В 1923 г. его направили учиться в Коммунистический университет имени Артема в Харькове.
Там он много рисовал («Товарищ с книжкой», «Портрет Гастева», «К. Либкнехт»), оформлял сборники стихов М. Голодного (1903–49), М. Светлова.
В 1925–27 гг. Толкачёв служил в Красной армии; на армейских впечатлениях основаны отличающиеся поэтичностью и пластической выразительностью литографии «Пулеметчик», «Товарищ с маузером» (обе — 1927 г.), «Жажда», «Нежность» (обе — 1928 г.).
В 1928–30 гг. учился на полиграфическом факультете Киевского художественного института у Ф. Кричевского, выставлялся в Киеве и Москве (серия «Великая скорбь», 1929).
График
В 1930-е гг. Толкачёв занимался книжной графикой, создал иллюстрации к широко известным литературным произведениям (в том числе «Мать» М. Горького, «На западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка), а также цикл литографий «Трипольская трагедия» (1937) и другие.
В 1939 г. к 80-летию со дня рождения Шалом Алейхема Толкачёв выставил произведения (масло, пастель, гуашь, литографии), созданные по мотивам творчества великого еврейского писателя.
Эта серия, в которой с тонкостью и глубоким лиризмом отразились детские и юношеские впечатления художника о родном местечке, получила широкий отзыв не только в Советском Союзе (М. Рыльский, С. Раевский и другие), но и за рубежом.
В этих работах Толкачёв скорее не иллюстрирует, а заново создает знакомые образы, придавая им самостоятельную жизненную конкретность.
В 1940 г. Толкачёв стал профессором Киевского художественного института.
Находясь в 1941–45 гг. в рядах Красной армии, Толкачёв продолжал рисовать и создал графические циклы «Оккупанты» (1941–43; выставки — Пятигорск, Армавир, Мары, Уфа, Москва), «Майданек» (1944–45), «Цветы Освенцима» (1945; посетил оба концлагеря сразу после их освобождения), «Местечко» (1945).
Три последних были изданы альбомами в Варшаве в 1945–46 гг.
В те же годы антинацистские циклы (рисунки и пастели) были выставлены в Люблине, Жешуве, Кракове, Катовицах, Лодзи, Варшаве и вызвали огромный общественный и политический резонанс.
Альбомы «Майданек» и «Цветы Освенцима» от имени польского правительства были разосланы главам четырех великих держав антигитлеровской коалиции, министрам союзных государств, военачальникам.
В послевоенном Советском Союзе эти яркие, эмоциональные свидетельства величайшей трагедии (в особенности страдания детей — «Цветы Освенцима») и Катастрофы европейского еврейства («Христос в Майданеке») не только не были выставлены, но и вызвали травлю в период кампании против «космополитов».
Официозная газета «Правда Украины» обвиняла Толкачёва в протаскивании работ «сионистско-религиозного содержания», объявляла его творчество «глубоко порочным», а графические альбомы определяла как проявление «буржуазного национализма и безродного космополитизма».
В последующие годы Толкачёв выполнил серию портретов украинских писателей (в том числе С. Голованивского /1910–89/, Л. Первомайского), иллюстрировал книги (Б. Брехт «Мамаша Кураж и ее дети», 1965, тушь), продолжал работать над серией «Местечко».
В 1961–63 гг. он вернулся к теме лагерей смерти; в 1965 г. в Киеве вышел альбом «Освенцим» (26 листов, предисловие Л. Первомайского) в расширенном издании — М., 1969 (80 листов, предисловие А. Борщаговского /1913–2006/).
Скупые экспрессивные карандашные рисунки, выполненные на бланках комендатуры Освенцима и освенцимского отделения концерна «И. Г. Фарбениндустри», составляют единое целое с прежними антинацистскими циклами.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТОЛКАЧЁВ Зиновий Шендерович в ЭЕЭ