Пятигорский, Григорий Павлович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Текст унаследован из Википедии | |
Григо́рий Па́влович Пятиго́рский (в английском варианте Gregor Piatigorsky; 4 (17) апреля 1903, Екатеринослав — 6 августа 1976, Лос-Анджелес) — российский и американский виолончелист: родной брат А. П. Стогорского.
Биография
Родился одним из шестерых детей в еврейской семье.[1] Его отец, Исаак Абрамович Пятигорский, работал в семейном книготорговом предприятии, играл на скрипке и альте в местном оркестре.[2] Приняв православие и сменив имя на Павел Иванович, он покинул семью и поселившись в Петербурге пытался брать уроки у Леопольда Ауэра; впоследствии, разочаровавшись в музыкальной карьере, он вернулся в Екатеринослав. Мать, Бася (впоследствии Мария) Амчиславская, происходила из ремесленной семьи, её отец был столяром.[3]
Обучался игре на скрипке и фортепиано под руководством отца, с семи лет перешёл на виолончель, а через два года поступил на младшее отделение Московской консерватории, где учился у Альфреда фон Глена, затем брал частные уроки у Анатолия Брандукова. В 1919 году стал членом струнного квартета имени Ленина, возглавляемого Львом Цейтлиным, а также концертмейстером группы виолончелей оркестра Большого театра. Через два года Пятигорский покинул СССР, уехав сначала в Варшаву, затем в Лейпциг, где совершенствовался у Юлиуса Кленгеля. В 1924 Вильгельм Фуртвенглер пригласил музыканта в Берлинский филармонический оркестр, где он работал в течение последующих четырёх лет, после чего покинул коллектив, решив начать сольную карьеру. В Берлине Пятигорский познакомился с пианистом Артуром Шнабелем и скрипачом Карлом Флешем, сформировал с ними трио, которое пользовалось большой популярностью. Мировую известность как солист Пятигорский получил в 1929, когда впервые выступил в США с Нью-Йоркским филармоническим оркестром.
В 1930-е — 1950-е Пятигорский также сотрудничал с Яшей Хейфецем, Натаном Мильштейном, Сергеем Рахманиновым, Артуром Рубинштейном, Владимиром Горовицем и другими выдающимися музыкантами своего времени.
В 1941—1949 преподавал в Кёртисовском институте (Филадельфия), с 1957 — в Бостонском университете. Поселившись в 1961 году в Калифорнии, совместно с Хейфецем дал ряд концертов камерной музыки, многие из которых были записаны. Пятигорский продолжал играть до преклонного возраста, выступив, в частности, на концертах по случаю своего 70-летия в 1973 году.
В 1962 и 1966 входил в состав жюри Конкурса имени Чайковского в Москве.
Похоронен в Мемориальном парке Вествуд (Pierce Brothers Westwood Village Memorial Park & Mortuary)
Творчество
Пятигорский считается одним из лучших виолончелистов своего поколения. В его игре сочетались блестящая виртуозность и отменный исполнительский вкус, оригинальная фразировка, особое звучание инструмента. Наиболее ярко исполнительское искусство музыканта проявлялось при исполнении романтических сочинений. Рихард Штраус, услышав в исполнении Пятигорского соло виолончели в своей симфонической поэме «Дон Кихот», сказал: «Это звучало именно так, как я и задумывал». В исполнении музыканта впервые прозвучали концерты Кастельнуово-Тедеско, Хиндемита и Уолтона. Сам Пятигорский является автором ряда оригинальных сочинений для виолончели и переложений. Его записи считаются классикой виолончельного исполнительства.
Пятигорский был женат (с 1937 г.) на Жаклин Ребекке Луизе де Ротшильд, дочери Эдуарда Ротшильда, американской теннисистке и шахматистке. Учеником Пятигорского был виолончелист Димитрий Маркевич.
Ссылки
Григорий Пятигорский(англ.) на сайте Allmusic
- fi:Gregor Piatigorsky
- hu:Grigorij Pavlovics Pjatyigorszkij
- ja:グレゴール・ピアティゴルスキー
- nl:Gregor Pjatigorski
- pt:Gregor Piatigorsky
- tr:Gregor Piatigorsky
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>