Колено Менаше
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||||||
|
Менаше́ (מְנַשֶּׁה; в русской традиции Манассия), старший сын Иосифа.
Согласно библейскому преданию (Быт. 41:50–51), Менаше родился у Иосифа в Египте от египтянки Аснат.
Менаше и его брат Эфраим считаются родоначальниками соответствующих колен, хотя, в отличие от родоначальников всех остальных колен, они являются не сыновьями, а внуками Яакова.
Содержание |
Проблема состава колен Израиля
Нормативное число колен — 12, поэтому в списках, где Леви представляет одно из колен, Менаше и Эфраим фигурируют в качестве единого колена под общим названием Иосиф (например, Быт. 49:22–26). В тех же случаях, когда Леви не включен в список колен, упоминаются самостоятельные колена Менаше и Эфраим.
По-видимому, первый способ счета восходит к более отдаленному времени, когда Леви было еще секулярным коленом, а колено Иосифа не распалось на два самостоятельных клана. В Песни Дворы вместо Менаше (среди других колен) назван Махир (Суд. 5:14), известный также как родоначальник основного клана в колене Менаше (Чис. 26:29 и другие).
Надел Менаше
Из колена Менаше происходил Гидъон.
Надел Менаше состоял из двух частей: одна — на западном берегу Иордана в горах Самарии к северу от Эфраима, а другая — в Заиорданье, включая Голан и Гилъад вплоть до реки Яббок на юге.
Между территориями двух «полуколен» Менаше вклинивалась полоса, принадлежавшая наделу Гада. В наделе Менаше находились значительные ханаанские города, в первую очередь Шхем, которые оставались нееврейскими, по-видимому, вплоть до времени Давида (ИбН. 17:12). После распада Объединенного царства надел Менаше входил в состав Израильского царства.
Потомки Менаше
По свидетельству Биньямина из Туделы и Давида Реувени, евреи Хайбара считали себя потомками заиорданских колен, в том числе «полуколена» Менаше.
Потомками Менаше считает себя часть народа куки-мизо на северо-востоке Индии, которая называет себя Бней-Менаше. Доказательством этого утверждения является их эпос и некоторые обычаи. В настоящее время организована их переправка в Израиль и возвращение в состав еврейского народа.