Джолсон, Эл

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Эл Джолсон
Файл:Al Jolson Jazz Singer.jpg
Дата рождения
Страна

{{Флагификация/Соединённые Штаты Америки США | Флагификация/флагификация | variant = | размер = }}

Профессии

актёр, певец

Жанры

водевиль, джаз, эстрада

Псевдонимы

The World’s Greatest Entertainer

Официальный сайт

Эл Джолсон (англ. Al Jolson; наст. имя Аса Йоэлсон (идиш - אַסאַ יואלסאָן); 26 мая 1886, Ковенская губерния, Российская империя — 23 октября 1950, Сан-Франциско, США) — американский артист, певец и киноактер, стоявший у истоков популярной музыки США.

Содержание

Биография

Выдающийся шоумен родился в литовском местечке Средник и носил имя Аса Йоэлсон.

В 1891 году его отец Моше Йоэльсон, раввин и кантор, поехал в Нью-Йорк. В 1894 году он смог вызвать в США свою жену Наоми и четырёх детей. Когда они приехали, он стал работать в синагоге Талмуд Тора в вашингтонском квартале Вотерфронт.[1] Написание фамилии было изменено на Yoelson.

Начало артистической карьеры

Во время Испано-американской войны Эл с братом выступали с музыкальными ревю для солдат действующей армии.

С детских лет мечтая об актерской карьере, в 1899 г. Джолсон дебютировал в спектакле «Дети гетто» (по И. Зангвилу), который был показан во многих городах Америки; в дальнейшем принимал участие в представлениях так называемых менестрельных передвижных групп, выступавших в жанре варьете.

Варьете-номера в гриме негра

В начале XX-го века Джолсон разработал фирменные черты своего сценического стиля: псевдооперную манеру исполнения, экспрессивную жестикуляцию, непринуждённое общение с аудиторией, вкрапления художественного свиста. Избрав себе амплуа артиста менестрель-шоу, он на свои выступления выходил в гриме «под негра».

Его лозунгом была фраза: «Вы ещё даже ничего не слышали!» («You ain’t heard nothin' yet!») К двадцатым годам вся Америка говорила о харизме молодого исполнителя; его дар установить психологический контакт с любой аудиторией отмечал в своих воспоминаниях Чарли Чаплин.

После удачного исполнения в 1904 г. комической роли негра-санитара в скетче «Всего понемногу» Р. Шилдса Джолсон стал появляться на сцене в образе чернокожего американца. Первый большой успех пришел к актеру в 1909 г., когда он получил приглашение в одну из лучших групп Л. Докстадера, с которой в течение недели выступал в «Гранд-опера» в Нью-Йорке.

В 1911 г., сыграв в бродвейском шоу «Прекрасный Париж» комическую роль приехавшего в Европу чернокожего аристократа, Джолсон стал звездой американской эстрады. Критика называла его артистом-медиатором, который, объединив в своем творчестве традиции различных этнических групп, способствовал созданию уникальной космополитической культуры Нью-Йорка.

Файл:Jolson 1916.jpg
Эл Джолсон, 1916

Исследователь вклада евреев в американское искусство М. Александер определяет деятельность Джолсона как культурную революцию, совершенную одиночкой, сумевшим превратить комические спектакли-ревю в высокое театральное искусство.

В 1920-е годы шоу и мюзиклы Джолсона (некоторые из них на музыку Джорджа Гершвина) слыли одной из главных изюминок нью-йоркского Бродвея. Его представления — впервые в истории театра — прерывались криками восторга со стороны аудитории, продолжительность которых достигала сорока пяти минут, а отдельные песни (такие как «Avalon») исполнялись в дальнейшем многими другими артистами. Например стоит отметить их совместную работу с юной испанской певицей Кончей Пикер.

Песни

Джолсон считался непревзойденным исполнителем эстрадной песни, его умение «сыграть» песню и мастерство драматического интонирования не имели себе равных.

В 1910–20-х гг. он играл ведущие роли в бродвейских мюзиклах «Робинзон Крузо» (1916), «Синдбад» (1918), «Бомбо» (1921), «Большой мальчик» (1925) и др.; исполненные им в фольклорно-джазовой манере песни «Моя мамочка», «Куда субботним вечером отправляются Робинзон Крузо и Пятница» и др. стали шлягерами американской эстрады.

Джолсон был среди первых звезд звукозаписи: в декабре 1911 года в продажу поступила его первая пластинка. Уже в 1912 г. его пластинки расходились миллионными тиражами. Точное число и объёмы продаж его пластинок до сих пор не установлены.

Звуковое кино

Файл:The Jazz Singer.gif
Афиша "Певца джаза"

В 1927 г. Джолсон дебютировал в первом звуковом фильме "Певец джаза" (режиссер А. Кросленд), где сыграл роль еврейского певца, ставшего звездой американского джаза. В сюжете были использованы некоторые факты биографии Джолсона.

Фильм по кассовым сборам обошёл лучшие образцы немого кино. Несмотря на название ленты, к джазу джолсоновская манера пения имела весьма опосредованное отношение — источником его вдохновения был водевиль рубежа веков.

Фильм, построенный на контрасте между скорбной и торжественной еврейской литургической музыкой и негритянскими спиричуэлс и джазом, стал поводом для общественной дискуссии о расизме, проблемах сохранения национальной культуры и ассимиляции.

Многие обращали внимание на сходство минорных тонов еврейской музыки и негритянских мелодий. Другие утверждали, что парадоксальное стремление еврейского артиста превратиться в чернокожего певца выражало желание значительной части еврейской молодежи преодолеть национальную замкнутость и стать американцами.

Споры вокруг фильма и его центрального персонажа сделали Джолсона символической фигурой американской еврейской культуры.

Файл:With Patton.JPG
С генералом Паттоном

Звездой американского кино Джолсон стал после фильма «Поющий дурачок» (1928, режиссер Л. Бэкон). В 1930-е гг. актер почти не появлялся на театральной сцене, основным местом деятельности Джолсон был Голливуд, где снимались киноверсии его бродвейских мюзиклов. Трагикомический скетч Джолсона «На осле в небеса» в фильме «Волшебный бар» (1934, режиссер Л. Бэкон) был признан шедевром актерского искусства.

В 1932 г. Джолсон создал собственную радиопрограмму. В тридцатые годы выступления с зачернённым гримом лицом вышли из моды: сторонников этой техники обвиняли в латентном расизме. В 1940 стареющий Джолсон ушёл с бродвейских подмостков работать на радио.

Во время Второй мировой войны и после неё

В годы Второй мировой войны он первым поехал выступать перед американскими солдатами на фронте. Под конец войны певец заболел малярией и должен был прекратить фронтовые гастроли.

Файл:JolsonSingerPoster.JPG
Афиша фильма

Новый виток его славы был связан с выходом фильмов «История Джолсона («The Jolson Story»)» (1946, режиссер А. Грин) и «Джолсон снова поет» (1949, режиссер Г. Левин), где в роли Джолсона снялся Л. Паркс, а песни прозвучали в исполнении самого Джолсона. Исполнитель роли Джолсона в фильме «The Jolson Story» был представлен к премии «Оскар».

В начале войны в Корее Джолсон снова поехал петь для солдат. Он дал 42 концерта за 16 дней.[2] Один из мостов на театре военных действий (на реке Хан) американские солдаты назвали мостом Эла Джолсона. Амфитеатр в Корее, где проходили его концерты, назвали "Чаша Эла Джолсона".[3]

Вернувшись из Кореи в 1950 году, Джолсон согласился участвовать в новом фильме "Звёзды и полосы навсегда". Но через две недели после этого он скончался от обширного сердечного приступа. Государственный секретарь США Джордж Маршалл передал его семье Медаль за заслуги, которую Джолсон не успел получить сам.

Файл:Jolson-Korea.jpg
Концерт для солдат Объединённых Наций на фронте в Корее
Файл:Marshall-giving-medal-of-merit.jpg
Вручение медали семье Джолсона

На аллее славы Голливуда имеются три звезды в память о «величайшем эстрадном артисте мира», как величала Джолсона американская пресса. За вклад в развитие индустрии кино - 6600, за вклад в развитие идустрии радио - 6700, и за вклад в развитие индустрии музыки - 1700.

Файл:Jolson Way.jpg
Улица Эла Джолсона в Нью-Йорке

Именем Эла Джолсона названа одна из улиц Нью-Йорка. В 1944 году выпущена серия почтовых марок в память о нём.

Личная жизнь

Джолсон имел консервативные политические взгляды и поддерживал республиканских политиков (Кулиджа, Хардинга). Единственным исключением была избирательная кампания 1932 года, когда он поддержал Рузвельта.[4]

С 1928 по 1939 год Эл Джолсон был женат на актрисе Руби Килер. У них был сын - Эл Джолсон младший. Руби Килер ушла от него. В 1944 году он встретил в военном госпитале Эрли Джелбрайт, а в марте 1945 года женился на ней. У них было два дочери, Аса (1948) и Алисия (1949).[5]

Интересные факты

  • Эл Джолсон — любимый актёр Чарльза Монтгомери Бёрнса из мультсериала «Симпсоны». Этот персонаж верит, что Эл Джолсон жив до сих пор.
  • Джолсон был один из наиболее старых исполнителей, ездивших на фронт петь для солдат во время Второй мировой войны. К началу вступления США в войну Джолсону было 55 лет.

Источники

Примечания

  1. Freedland, Michael. Al Jolson (1972)
  2. Abramson, Martin, The Real Story of Al Jolson. 1950.
  3. Livingstone, Mary. Jack Benny, Doubleday (1978) pp. 184–185
  4. Oberfirst, Robert, Al Jolson, You Ain't Heard Nothin' Yet, (1980) Barnes & Co., London
  5. Kenrick, John. "Al Jolson: A Biography" Musicals101.com. 2003.
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДЖОЛСОН Эл в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация