Псикта Раббати (гомилетический мидраш)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
02/10/2012 | |
Псикта Раббати (на арамейском языке פְּסִיקְתָּא רַבָּתִי), средневековый гомилетический мидраш, посвященный годичному циклу с его праздниками. Представляет собой сборник гомилий к отрывкам из Торы и Пророков.
Содержание |
Особенности Псикты
Псикта Раббатти, вероятно, в отличие от Псикты де-рав Каhана называется «раббати» (большая П.). По конструкции она схожа с ней, но отличается содержанием, структурой и стилем. Общими для обеих псикот являются лишь гомилии № 15 (החדש), 16 (קרבני לחמי), 17 (ויהי בחצי), 18 (עמר), 32 (עניה םוערה) и большая часть № 14 (פרה).
Кроме гомилий к праздникам и особым субботам, как в П. де раб Кагана, в П.-Р. имеются еще и другие гомилии; в отношении системы П.-Р. далеко уступает первой П. Форма изложения в П.-Р. тоже иная: впереди агадического вступления помещается галахический вопрос с вводной формулой רכנו ילמדנו (Да поучает нас наш учитель).
Структура Псикты
В критическом издании М. Фридмана (1880) Псикта раббати состоит из 47 разделов (некоторые из них включают более одной гомилии).
Разделы 1–9 посвящены Ханукке, 10–16 — субботам, предшествующим празднику Песах (начиная с месяца адар или несколько раньше), 17–18 — самому празднику Песах, 20–24 содержат мидраш к Десяти заповедям (на Шавуот), 26–37 трактуют, среди прочего, 9 ава, а остальные — Рош hа-Шана и Иом-Киппур.
Возможно, что в своей оригинальной форме Псикта Раббати содержала также ныне утраченную часть, посвященную празднику Суккот.
Автор Псикты
Язык ее изящный и поэтический и за исключением Пиркей де р. Элиезер, ему нет подобного в мидрашитской литературе. Но не везде выдержаны этот стиль и идея - полагают, что она составлена двумя авторами или консолидирована из двух источников: Часто она заимствует из Псикты де-рав Кахана целые гомилии, украшая и исправляя их, также заметно влияние «Танхума Иеламмедену».
Особенно красивы те места, где говорится о судьбе пророка Ирмеяhу (Иеремии). Рассказ о встрече пророка с рыдающей женщинойизд. Фридмана, 131б — 132а, вероятно, заимствован прямо или посредственно из 4-й кн. Эзры (гл. IX—X). Относительно похожего будто на христианский колорит изображения мессианизма[1] — было уже замечено, что высказанное здесь мессианское представление не родилось на христианской почве и долгое время, еще до возникновения христианства, обращалось в народе в форме соответствующего сказания.
Впрочем, многие приписывают места позднейшему интерполятору, так как в Псикты Раббати имеется много позднейших добавлений[2].
Время создания Псикты
Надпись в начале второго отрывка сборника указывает на время его составления (בית חיינו… הרי תשע״ו ועתה כבר אלפ וק״נ הרי במה ומן שחרב), но она неясная и спорная. Если допустить, что вторая половина надписи, относящаяся к 1218 г., есть позднейшая вставка переписчика, первая же половина написана автором, то, считая, согласно Леопольду Цунцу, эту дату с разрушения Второго Храма, мы должны отнести составление этого Мидраша к 845 году; Фридман, однако, полагает, что речь идет о Первом Храме, и время составления Псикты Раббати — 355 год[3].
В 1880 г. М. Фридман издал критически разработанную Псикту Раббати с научным комментарием מאיר עין и מגן דוד и с составленным М. Гюдеманном лексиконом греческих и латинских слов, встречающихся в этом сборнике. В введении к своему изданию Фридман подробно разбирает состав сборника, его характер и приводит много доводов в пользу древности Псикты Раббати.
Место создания Псикты
Родиной Псикты Раббати Леопольд Цунц считает южную Италию[4]. Если бы автор жил в мусульманской стране, он, наверное, включил бы в свой сборник что-либо напоминающее мусульман, между тем он ничего о мусульманской традиции не знает.
Есть мнение, что родина сборника - Эрец-Исраэль.
Сноски
- ↑ § 36, קומי אורי
- ↑ Buber, введение к его изд. Pesikta de r. Kahana; Friedmann, введ. к его изд. Pesikta Rabbati
- ↑ Monatsschr., 1881 г., 288, 328—330
- ↑ S. Eppenstein, Monatsschr., 1911, 729
Литература Псикта // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб.: 1906—1913.