Падуя (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Падуя, город на север-востоке Италии, административный центр одноименной провинции.

Содержание

Первое упоминание

Известно, что в 1300 г. небольшая еврейская община Падуи открыла свою синагогу.

Четырнадцатый век

Еврейские семьи, переселившиеся в Падую в 1360-х гг. из Пизы, Болоньи, Анконы и Рима, а в 1380-х гг. и 1390-х гг. — из Германии, основали здесь несколько ссудных контор или банков.

Городские власти, заинтересованные в кредитах, предоставляли евреям полную свободу денежных операций и зачастую даровали им гражданство.

Пятнадцатый век

В 1405 г., с присоединением Падуи к Венецианской республике (см. Венеция), евреев лишили гражданства и права на постоянное проживание, заменив так называемой привилегией на определенный срок (кондотта), гарантировавшей им также минимальную прибыль, а в случае нападений толпы — возмещение убытков.

Евреям запрещено было заниматься земледелием, они подвергались также ограничениям в торговле.

В 1415 г. евреи закрыли свои банки, отказавшись выполнить требование городского совета снизить процент на ссуду (см. Ссуда денежная).

На стороне евреев (как и неоднократно впоследствии) выступил Падуанский университет, пользовавшийся их финансовой поддержкой; городские власти вынуждены были уступить.

В 1450 г. в Падуе было открыто еврейское кладбище, где похоронены и некоторые евреи из Венеции (в том числе Ицхак Абраванель).

Отношения между евреями и христианами продолжали ухудшаться под влиянием проповедей монахов, которые в 1456 г. добились временного изгнания из Падуи банкиров-евреев.

Шестнадцатый век

В первой половине 16 в. политика властей по отношению к евреям несколько смягчилась, однако в 1547 г. принадлежавшие евреям банки были закрыты окончательно.

В 1556 г. с разрешения городских властей монахи устроили сожжение Талмуда и некоторых других еврейских книг.

Тем не менее, Падуя не утратила своего значения в качестве важного центра еврейской учености.

Особой известностью пользовалась иешива, которую в разное время возглавляли Иехуда Минц (1408?-1506), Ахарон Минц (умер в 1525 г.) и Меир Каценеленбоген (1473–1565). С 16 в. в Падуе существовала еврейская типография.

Поскольку евреи допускались к изучению медицины в университете, Падуя привлекала студентов-евреев из разных стран, в том числе из Литвы и Польши.

Э. Дельмедиго (см. Дельмедиго, семья), известный и как врач, читал здесь лекции в 1485 г. С 1519 г. по 1619 г. курс в Падуанском университете прошли около 80 евреев-медиков; в период с 1619 г. по 1721 г. 149 евреев получили степень доктора медицины.

Семнадцатый век

Особый квартал (см. Кварталы еврейские), в котором проживали евреи еще с начала 16 в., в 1601 г. был превращен в гетто.

В 1616 г. еврейское население Падуи насчитывало 665 человек. Большинство было занято в шелковой промышленности.

Община значительно пострадала во время эпидемии чумы 1630–31 гг. В период войн Венеции с турками усилилась враждебность по отношению к евреям.

В 1684 г., когда распространились слухи о том, что евреи помогали туркам во время осады Буды (см. Будапешт), толпа напала на гетто, и лишь вмешательство армии и части горожан остановило погром.

В целях прекращения бесчинств власти ввели смертную казнь для подстрекателей. В память о своем спасении евреи Падуи ежегодно 10 элула (см. Календарь) отмечали день благодарения — так называемый Пурим ди Буда (см. Пурим местный). В течение 17 в. в Падую прибыло немало марранов из Испании и Португалии.

Восемнадцатый - девятнадцатый век

После оккупации Венеции французскими войсками (1797) евреи получили равноправие. Всякие ограничения в выборе места проживания были отменены, гетто было переименовано в квартал Виа Либера (Путь Свободы), ворота его были снесены. Раввин И. Р. Финцель (1728–1812) был в 1807 г. членом Синедриона французского.

После Венского конгресса (1815) Падуя оказалась под властью Австрии, но евреи города фактически продолжали пользоваться всеми предоставленными им французскими властями правами, за исключением права занимать государственные должности. Полное равноправие они получили в 1866 г., когда Падуя стала частью Итальянского королевства.

В Падуе жили и работали многие выдающиеся раввины и ученые, в том числе М. Х. Луццатто и Ш. Д. Луццатто.

Последний в 1829 г. основал здесь вместе с И. Ш. Реджо (1784–1855) раввинскую семинарию (Иституто конвитто [супериоре] раббинико, позже — Колледжо раббинико итальяно; с 1870 г. переведена в Рим) — первое в Европе учебное заведение, в котором сочеталось преподавание иудаизма и светских дисциплин.

Община Падуи издавна поддерживала тесные связи с общинами Эрец-Исраэль, в основном через своих посланников, направляемых в Иерусалим, Хеврон, Цфат и Тверию.

Община имела несколько синагог. Немецкая, или Большая синагога (Скуола гранде), была открыта в 1682 г. (в 1943 г. в здание синагоги попала бомба, причинившая большой ущерб; позднее ее огромный ковчег /см. Ковчег завета/ был перенесен в синагогу «Яд-Элияху» в Тель-Авиве).

Единственная ныне действующая синагога в Падуе, так называемая Итальянская, была основана в 1548 г.

В 1832 г. в ней было введено впервые в Италии богослужение с хором. Синагога была закрыта в 1892 г. и вновь открыта после Второй мировой войны. Еврейское кладбище (см. выше) сохранилось до наших дней.

В 1865 г. в Падуе жили 665 евреев, в 1881 г. — 1378,

Двадцатый – двадцать первый век

В 1901 г. в Падуе жили около 1050 евреев, в 1904 г. — около 1100. В 1931 г. община насчитывала 586 человек.

В годы фашистского режима многие евреи Падуи покинули Италию: в 1943–45 гг. жили около 85 евреев

Евреи Падуи были депортированы в лагеря смерти.

К началу 2000-х гг. в Падуе жили примерно двести евреев.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПАДУЯ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация