Эфраим, сын Иосифа

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 17:48, 19 августа 2012; Raphael (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Дата создания: 19\08\2012


«Благословление Эфраима и Менашше». М. Шагал. Офорт. 1956

Эфраим (в русской традиции Ефрем) (ивр. אֶפְרָיִם‎) — младший сын Иосифа, родоначальник одного из колен Израилевых.

Содержание

Этимология имени

Согласно Быт. 41:52 и Хош. 13:15, по-видимому, от корня .פ.ר.ה — `плодиться`, `процветать`.

Поскольку имя Эфраим имеет форму двойственного числа, не встречающуюся в этнонимах, не исключено, что первоначально это был топоним (ср. топонимы в двойственном числе: Мицраим — Египет, Арам-Нахараим — Верхняя Месопотамия и т. п.); в ТаНаХе неоднократно упоминается «гора Эфраим», расположенная к северу от Иерусалима.

Биография Эфраима

Эфраим родился в Египте (Быт. 41:50–52 и 46:20), его мать, Аснат, была дочерью египетского жреца Потифера. Незадолго до смерти Иаков признал Эфраима и его старшего брата Менашше своими сыновьями, уравняв их таким образом с Реувеном, Шимоном и другими родоначальниками колен (Быт. 48:5,16). Несмотря на это, в так называемом завещании Иакова, где перечисляются все колена, назван Иосиф (Быт. 49:22–26), а не Эфраим и Менашше; в «завещании Моше» (Моисея) они упоминаются в контексте пророчества, адресованного Иосифу (Втор. 33:13–17). Благословляя сыновей Иосифа, Иаков, вопреки его возражению, возложил правую руку на голову Эфраима и тем самым «поставил Эфраима впереди Менашше» (Быт. 48:20). Как полагают многие комментаторы, это свидетельствует о том, что Эфраим и Менашше считались родственными коленами, причем первоначально колено Менашше было более влиятельным (или более многочисленным; ср. Быт. 48:19), а позднее главенство перешло к Эфраиму.

Колено Эфраима

До завоевания Израиля

Библия сообщает, что через год после Исхода колено Эфраима насчитывало 40,5 тыс. мужчин в возрасте 20 лет и старше (Чис. 1:32–33), а после мора, постигшего израильтян в наказание за идолопоклонство, — 32,5 тыс. (Чис. 26:35–37); согласно обеим переписям, это было одно из самых малочисленных колен. Одним из 12 соглядатаев, которых Моисей послал «высмотреть землю Ханаанскую» (Чис. 13:2), был представитель колена Эфраима Хошеа бин Нун (Чис. 13:9), отождествляемый в Чис. 13:17 с Иехошуа Бин Нуном. Вместе с Калевом бен Иефунне из колена Иехуды он пытался опровергнуть утверждение остальных соглядатаев о том, что завоевать Ханаан невозможно (Чис. 14:6–9); за это Иехошуа не только удостоился права вступить в Землю обетованную (все «поколение Исхода», исключая Калева, погибло в пустыне), но и был избран преемником Моше (Втор. 3:28, 31:7–8,14,23, ИбН. 1:1–2). Под его началом большая часть Ханаана была завоевана израильтянами (ИбН. 1–12) и поделена между коленами (ИбН. 13–21).

В эпоху Судей

В Судей Израилевых книге Эфраим — одно из наиболее влиятельных колен. По призыву Деборы, жившей, как следует из книги Судей (4:5), на территории надела Эфраима, колено приняло участие в восстании против угнетавшего Израиль царя Хацора (Суд. 5:14). В ходе возглавленной Гидоном военной кампании против мидианитов колено Эфраима захватило переправы через Иордан и отрезало врагу путь к отступлению (Суд. 7:24). Недовольные тем, что им пришлось играть второстепенную роль, эфраимитяне «сильно ссорились» с Гидоном (Суд. 8:1), и лишь его дипломатичный ответ предотвратил междоусобный конфликт (Суд. 8:2–3). Сходная ситуация сложилась после победы над аммонитянами; на этот раз жители Гилада вступили в бой с эфраимитянами, угрожавшими убить их предводителя Ифтаха, и разгромили их (Суд. 12:1–4). Уцелевшие эфраимитяне пытались переправиться на правый берег Иордана, выдавая себя за представителей других колен, однако находившиеся у переправы воины Ифтаха узнавали их по специфическому произношению слова 'шибболет' (колос), которое они выговаривали как сибболет, и убивали на месте. Это повествование содержит уникальную информацию о диалектных различиях в разговорном языке древнего Израиля.

В Эпоху царей

В царстве Соломона область горы Эфраим была одним из 12 административных округов (I Ц. 4:8). После распада Объединенного царства колено Эфраима составило ядро северного Израильского царства. Основавший его Иоровам I был эфраимитянином (I Ц. 11:26); Бет-Эль, являвшийся, наряду с Даном, крупнейшим культовым центром этого царства (I Ц. 12:26–33), находился на территории надела Эфраима. В книгах поздних пророков (см. Пророки книги) все Израильское царство нередко именуется Эфраим (ср., например, Ис. 7:5, Иер. 31:18–20, Хош. 5:9, Зх. 9:13). Вскоре после захвата ассирийцами Израильского царства (см. Месопотамия, Салманасар V, Саргон II) значительная часть эфраимитян была насильственно переселена в Месопотамию (720 до н. э.; см. Пленение ассирийское), где они со временем растворились среди местного населения. Многие из тех, кому удалось избежать пленения, оказались после падения Ассирии (620–610-е гг. до н. э.) под властью Иудейского царства (по свидетельству Библии, в частности, был установлен контроль над Бет-Элем; II Ц. 23:15–18) и, вероятно, вошли в колена Иехуды и Биньямина; другие стали предками самаритян. В позднейшей еврейской традиции Эфраим — одно из колен исчезнувших.

Надел колена

Согласно ИбН. 16:1–8, надел колена Эфраима простирался от Иордана на востоке до Средиземного моря на западе и от Шхема на севере до Бет-Эля и Бет-Хорона на юге. При заселении Ханаана, эфраимиты стали компактно жить с ханаанеями, беря с них дань (Нав.16:10). На этой территории сосредоточено большое количество археологических памятников (Шило, Бет-Эль, Гезер, Ай, Афек и многие другие), которые стали объектами изучения историков.

В 1980–90-х гг. Институт археологии Тель-Авивского университета осуществил комплексное археологическое обследование гористой части региона, в ходе которого были обнаружены руины более чем 550 существовавших в разное время поселений. Было установлено, что в 15–13 вв. до н. э. (период поздней бронзы) здесь существовало лишь пять населенных пунктов, однако уже в 12–11 вв. до н. э. (железный век I, приблизительно соответствующий библейской эпохе Судей) их число увеличилось до 110, а в 10–7 вв. до н. э. (железный век II, соответствующий эпохе Царств в Израиле) — до 185; рост населения сопровождался бурным развитием сельского хозяйства (вначале — преимущественно животноводства и злакового земледелия, а затем садоводства, виноградарства и производства оливкового масла).

Многие ученые полагают, что эта картина отражает постепенное (и большей частью мирное) освоение горных районов Ханаана израильтянами, и на этом основании утверждают, что древнеизраильская общность первоначально сложилась на территории наделов Эфраима и Менашше (где в 12–11 вв. до н. э. было сосредоточено свыше 90% жителей этих районов). По мнению других, в связи с тем, что принадлежность жителей вновь возникших поселений к той или иной этнической или религиозной группе не может быть достоверно установлена, называть их израильтянами неправомерно.

Дети Яакова/Израиля
Леа Реувен (1) Шимон (2) Леви (3) Иеhуда (4) Иссахар (9) Зевулун (10) Дина (дочь)
Рахель Иосиф (11) Биньямин (12)
Билhа (служанка Рахели) Дан (5) Нафтали (6)
Зилпа (служанка Леи) Гад (7) Ашер (8)

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Эфраим в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация