Хирбет-Кияфа

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 19.06.2012


Археологический объект
Хирбет-Кияфа (крепость Эла)
חירבת קייאפה (Khirbet Qeiyafa)
Файл:Qeiyafa-western-gate1 cr.jpg
Западные ворота
Страна Израиль
Координаты Координаты: 31°41′47″ с. ш. 34°57′26″ в. д. / 31.696389° с. ш. 34.957222° в. д. (G) (O) (Я)31°41′47″ с. ш. 34°57′26″ в. д. / 31.696389° с. ш. 34.957222° в. д. (G) (O) (Я)
Основан X век до н.э.
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Официальный сайт [Археологический проект Кирбет Хияфа ссылка] (иврит)


Хирбет-Кияфа (крепость Эла) - остатки древнего города с видом на долину Эла.[1] Хирбет-Кияфа находится неподалеку от места легендарной битвы Давида и Голиафа.

Руины крепости были обнаружены в 2007 году,[2] около Израильского города Бейт-Шемеш в 35 км от Иерусалима.[3]

Он охватывает почти 2.5 гектара и окружен 700-метровой городской стеной, построенной из камней весом до восьми тонн.[4]

Rрепостm расположенf на ключевой позиции в Иудейском царстве по главной дороге от Филистии и прибрежной равнины Шфела в страну восточных холмов. Археологи предполагают, что это, возможно, был библейский город Шаараим или Нетаим.[5]

Содержание

Имя

Смысл арабское название места, Хирбет-Кияфа, остается неопределенным. Ученые предполагают, что это может означать "Место с широким обзором".[6] Местные бедуины называют это место Хирбет Дауд, или гибель Давида.[7] Современное еврейское название, крепость Элы происходит от местоположения участка на северном берегу ручья Нахаль Эла, одного из шести ручейков, которые вытекают из Иудейских гор на прибрежную равнину.[6]

География

Крепость Элы находится внутри протянувшейся с севера на юг гряды холмов, отделяя Филистию и Гат и на западе от Иудеи на востоке. Хребет также включает в себя место, в настоящее время определённое как Тель-Азека.[8] После этого хребта есть серия последовательных долин между двумя параллельными группами холмов. Тель Сохо лежит на южном гребне с Тель-Адуллам за ним. Крепость Элы расположена на северном хребте, с видом на несколько долин с четким видом на Иудейские горы. За ней на северо-востоке Тель-Ярмут. По данным топографии, археологи считают, что это было место городов Адуллам, Сохо, Азек и Ярмут, упомянутых в Книге Йеhошуа бен Нуна (Й|15:35).[8] Эти долины образует граница между Филистией и Иудеей.

Файл:Qeiyafa city wall1.jpg
Аэрофотосъёмка

История места и раскопок

Хирбет-Кияфа был обследован в 1860 году Виктором Гереном, который сообщили о наличии деревни на вершине холма. В 1875 году британские путешественники обнаружили лишь кучи камней. В 1932 году Димитрий Барамки сообщил об остатках преобразования сторожевой башни площадью 35 кв.м, связанной с Хирбет Кулейдия (Хорват Колад) в 200 м к востоку.[6] Место оставалось в забвении в XX веке и не упоминалось ведущими учеными.[2] Йеhуда Даган проводиля более интенсивные исследования в 1990-х годов и документировал видимые остатки сооружений.[6] Объект возбудил интерес к себе в 2005 году, когда Саар Ганор обнаружил впечатляющее сооружение железного века под развалинами.[2]

Раскопки в Хирбет-Кияфа начались в 2007 году под руководством Йосефа Гарфинкеля из Еврейского университета и Саара Ганора из Управления древностей Израиля, и продолжились в 2008 году.[9] Площадка почти в 600 кв.м города в слое железного века II была расчищена. На основе стилей керамики и двух сожженные оливковых пней, проверенных на углерод-14 в Оксфордском университете, Гарфинкель и Ганор датировали объект 1050-970 г. до н.э.,[2] однако Исраэль Финкельштейн считает, что датировка должна быть между 1050 и 915 г. до н.э.[10]

Первые раскопки Ганора и Гарфинкеля проводились с 12 до 26 августа 2007 от имени Института археологии Еврейского университета в Иерусалиме. В своем предварительном докладе на ежегодной конференции американской школы восточных исследований (ASOR) 15 ноября, они представили теорию, что объект был библейский Азеком, который до этого связывали исключительно с Тель Закария.[11] В 2008 году после открытия вторых ворот, они определили объект как библейский Шаараим («двое ворот» на иврите).[2]

Первый период существования города закончился внезапным разрушением, на что указывают сотни керамических сосудов, каменной посуды и металлических предметов, оставленных на этажах жилых домов.

Датировка

Файл:HaElaFortressDSCN2167.JPG
Стены крепости Эла

Публикуя предварительные результаты раскопок в 2010 и 2011 годах в Хирбет-Кияфа, Управление древностей Израиля заявило: ". Раскопки в Хирбет-Кияфа ясно показывают городское общество, которое существовало в Иудее уже в конце одиннадцатого века до н.э. Больше невозможно утверждать, что Иудейское царство развилось только в конце восьмого века до нашей эры или в какой-то другой более поздний срок".[12]

Открытия в Хирбет-Кияфа являются существенными для споров о достоверности библейского Единого царства в начале железного века II. В связи с отсутствием археологических находок, которые могли бы подтвердить утверждения о существовании великолепного библейские царства, различные ученые выдвинули мнение, что царство было не более чем небольшой племенной организацией. Гарфинкель сказал в 2010 году, что дискуссия не может "быть завершена раскопками Хирбет-Кияфа", но он считает, что "уже сейчас ясно, однако, то, что Иудейское царство существовало уже в качестве централизованной государства в десятом веке до нашей эры".[13][14][15]

Определение

В 2010 году Гершон Галиль из Хайфского университета определил Хирбет-Кияфа как "Нетаим" из 1-й книги Шмуэля (Шм. 1|4:23), благодаря её близости к Хирбет Джудрайяте (библейская Гедера). Жители обоих городов, как утверждается, были "гончарами" и "на службе у царя" - описание, которое согласуется с археологическими находками на этом объекте.[16]

Йеhуда Даган из Управления древностей Израиля также не согласен с определением объекта как Шаараим. Даган считает, что древние филистимляне отступали там после своего поражения в битве в долине Эла (Шм. 1|17:52), что скорее отождествляет Шаараим с остатками Хирбет-эш-Шари. Даган предполагает, что Хирбет-Кияфа отождествляется с библейским Адифаим (Й|15:36).[6]

Укрепления в Хирбет-Кияфа предшествовали построенным в тот же период Лахишу, Беэр-Шеве, Араду и Тимне. Все эти объекты содержали керамику раннего железного века II. Параллельная долина на севере, указанная в Книге Шмуэль 1, проходит от филистимского города Экрон до Тель-Бейт-Шемеш. Городские ворота крепости Эла обращены на запад и имеют спуск к дороге, ведущей к морю, и поэтому названы "Гатские ворота" или "Морские ворота". Участок площадью 23 дунама (2.3 га) на объекте окружен казематами, стенами и фортификационными сооружениями.[14] Верхний горизонт крепости показывает, что укрепления были возведены в эллинистический период.[8]

Гарфинкель полагает, что Хирбет-Кияфа была иудейским городом с населением 500-600 человек во время правления Давида и Соломона.[17][18][14] на основе керамики находится в Хирбет-Кияфа и Гате, археологи считают, что эти объекты принадлежали двум разным этническим группам.

"По находкам до сих пор не установлено, кто были жители", говорит Арен Майер, археолог из университета Бар-Илан, ведущий раскопки в Гате. "Это может стать более ясным, если, например, будут найдены свидетельства о местном рационе питания. Раскопки показали, что филистимляне ели собак и свиней, в то время как израильтяне этого не делали. Характер керамических черепков, найденных на объекте, позволяет предположить, что жители могли быть не израильтянами и не филистимлянами, людьми из какого-то третьего, забытого народа".[19]

Доказательства того, что город был не филистимский приходит из частных домов, которые примыкают к городской стене - порядок, который не был принят в филистимских городах.[20] Доказательством также является оборудование для выпечки лепешек и сотни костей коз, крупного рогатого скота, овец и рыбы. Примечательно, что ни одной свиной кости не было обнаружено - следует предположить, что город был не филистимский.[20][21] Надав Неэман из Тель-Авивского университета, тем не менее, отждествляет его с филистимским Гатом, ссылаясь на необходимость дальнейших раскопок, а также данные из Бейт-Шемеша, жители которого также избегали употребления в пищу свинины, но были связаны с Экроном.[22]

Следует предположить, что расшифровка в 2012 году древнееврейского текста на остраконе (см. ниже) закрыла эту дискуссию. Тот факт, что крепости начала X века до н.э. строились по единому образцу по всей Стране Израиля служит одним из доказательств существования в это время единого еврейского государства с центральной властью.[23][24]

Археологические находки

Объект состоит из нижнего города площадью около 10 га и верхнего города площадью около 3 га, окруженного массивной оборонительной стеной от 2 до 4 м в высоту. Стены построены в том же порядке, что и стены Хацора и Гезера, образуя казематы (пару стен с камерой между ними).[20] В центре верхнего города большой прямоугольный корпус с просторными комнатами на южной стороне, эквивалентный аналогичным корпусам, найденным в царских городах, таких как самария, Лахиш и Рамат Рахель. На южном склоне, за городом, есть скальные гробницы железного века.

Поселение имеет "характерную городскую планировку Иудейского царства, которая также известна по другим поселениям, например, Бейт-Шемешу, Тель эн-Насбех, Тель Бейт Mисрим и Беэр-Шеве. Казематные стены были построена во всех этих местах и городских домах, которые использовали находящиеся рядом казематы, как ещё одну жилую комнату. Эта модель не известно ни в одном из городов Ханаана, филистимлян или Израильского царства".[25]

Город массивно укреплён, "включая использование камней весом до восьми тонн каждый".[25]

"500 изготовленных кувшинов, несущих один и тот же отпечаток пальца, а иногда две или три, были найдены там. Маркировка гончарных изделий рукой характерна для Иудейского царства и, кажется, эта практика уже началась в начале Железного века IIA".[25]

Площадка "А" размером 5х5 метров состоит из двух основных слоев: эллинистического периодасверху, и периода железного века-II ниже. Площадка "B" состоит из четырех квадратов, примерно 2,5 метра от дневной поверхности, и также состоит из слоев эллинистического и железного века.[26] Поиски на поверхности также принесли черепки из эпохи ранней и средней бронзы, а также из персидского, римского, византийского, раннего исламского, мамелюкского и оттоманского периодов.[6]

Эллинистическая (верхняя) часть стены была построена из небольших камней поверх нижней части - стены железного века-II, состоящей из больших валунов, казематной конструкции. Часть структуры, определенной как городские ворота, была раскопана, и некоторые из камней на стыке стены с этими воротами весят приблизительно от 3 до 5 тонн.[26] Нижняя фаза была построена из особо крупных камней, 1-3 метров в длину, а самый тяжелый из них весит 3-5 тонны. Поверх этих камней тонкая стенка, около 1.5 метра толщиной из валунов малого и среднего размера. Эти два яруса укрепления поднялись на высоту 2-3 метров и протянулись на большое расстояние, что свидетельствует о больших усилий, которые были вложены в укрепление места.[26]

Надпись из Хирбет-Кияфа

Файл:Khirbet Qeiyafa Ostracon.jpg
Изображение остракона, сделанное художником

Остракон размером 15х16.5 см, трапециевидной формы - керамический черепок с пятью строками текста,[27] был обнаружен во время раскопок на площадке в 2008 году.[27] Его нашёл 15-летний подросток-доброволец возле ступенек развалин дома.[28]

Хотя надписи на остраконе плохо сохранились и их трудно читать, Эмиль Пюэш из Французской школы библейской и другой археологии предположил, что написано следующее:

  1. Не угнетай, и служи Богу ... ограбил его / ее
  2. Судьи и плакавшая вдова; он имел силу
  3. за пришельца и ребенка, он уничтожил их вместе
  4. Мужчины и вожди/командиры учредили царя
  5. Он отметил 60 [?] слуг среди общин / поселений / поколений [?]

и понимает остракон как написанную на месте копию сообщения из столицы, информировавшего местное должностное лицо о восхождения Саула на трон.[29]

Гершон Галиль из Хайфского университета предложил следующий перевод:

  1. Вы не будете делать [это], но поклоняйтесь (богу) ["Эль"]
  2. Судья ра[ба] и вдо[вы] / Судья orph[an] [?]
  3. [и] пришелец. [Р] EAD для ребенка / выступаем за Ро [или и]
  4. вдова. Восстанови [бедного] руками царя
  5. Защити бед[няка и] раба / [поддер]жи пришельца.[27]

10 января 2010 года Хайфский университет выпустил пресс-релиз о том, что текст представляет собой социальное заявление, касающееся рабов, вдов и сирот. В соответствии с документом: "Он использует глаголы, которые были характерны для иврита, такие как` "аса" («сделал») и "авад" («работал»), которые редко используются в других языках региона. Определенные слова, которые появляются в тексте, такие как "альмана" («вдова») являются специфическими для иврита и пишутся по-другому в других местных языках.

Сам контекст также незнаком всем культурам региона, кроме еврейского общества: данная надпись обеспечивает социальные элементы, аналогичные тем, которые содержатся в библейских пророчествах и сильно отличные от пророчеств, написанных другими культурами, постулирующих прославление богов и заботу о своих физических потребностях».[27][30]

Другие прочтения возможны, и официальный отчет о раскопках представляет множество возможных реконструкций букв, не пытаясь переводить.[31]

Надпись написана слева направо шрифтом, который, вероятно, ранний алфавит /прото финикийский,[31][32] хотя Роллстон и Демский считают, что она может быть написана по вертикали.[32]

Раннее алфавитное письмо отличается от старого ивритского шрифта и его ближайших предков.[32] Роллстон также оспаривает утверждение, что язык надписи - иврит, утверждая, что слова, которые будто бы свидетельствуют об иврите, или появляются в других языках, или их на самом деле нет в надписи.[32]

Миллард считает, что язык надписи - иврит, ханаанский, финикийский или моавитский и, скорее всего, надпись состоит из списка имен написанного кем-то, не привыкшим к письму.[33]

Археолог из Еврейского университета Амихай Мазар сказал, что надпись была очень важна, так как она является самым длинным прото-ханаанским текстом из когда-либо найденных.[34]

В 2010 году остракон был выставлен в галерее железного века в Музее Израиля в Иерусалиме.[30]

Открытия 2012 года

В мае 2012 года Йосеф Гарфинкель доложил о новых находках и продвижении исследований на объекте.

Файл:Yosef Garfinkel in Khirbet Qeiyafa.jpg.JPG
Йосеф Гарфинкель в Хирбет-Кияфе

Были опубликованы сообщения о находке в Хирбет-Кияфа двух ящиков: каменного (около 35 см в длину) и глиняного (около 20 см). По мнению Гарфинкеля, эти находки являются миниатюрным изображением Ковчега Завета.

Были раскопаны три большие комнаты, служившие святилищами, которые по архитектурным элементам и находкам соответствуют библейскому описанию культа в эпоху царя Давида.

Находки носят сенсационный характер, так как никогда еще ученые на обнаруживали святилища столь раннего периода Израильского царства. Судя по датировкам, святилища функционировали за 30-40 лет до строительства Храма Соломона в Иерусалиме, что является первым физическим свидетельством культа времен царя Давида.

Отсутствие культовых изображений людей и животных в этих трех святилищах показывает, что люди, населявшие крепость, исповедовали культы, отличные от ханаанских и филистимлянских.[35][36]

Гарфинкель утверждает, что результаты раскопок подтверждают историчность библейской традиции.[37]

Находки, обнаруженные в Хирбет Кияфе, также свидетельствуют о появлении во времена царя Давида сложного архитектурного стиля. Такие конструкции типичны для царских покоев, что говорит о наличии сформированного государства, элиты, иерархической структуры общества. Данные находки подкрепляют исторические сведения, приведенные в Библии.

«Мы не находили крепостей этого периода даже в Иерусалиме. Таким образом, подтверждается несостоятельность различных предположений, полностью отрицающих достоверность Библии в отношении царя Давида и утверждающих, что он был мифологической фигурой или просто главой небольшого племени», говорит профессор Гарфинкель.[38]

В июне 2012 года опубликована расшифровка надписи с остракона. Она оказалась написана на иврите, как и предполагалось сначала. Надпись расшифрована немецким семитологом Рейнхардом Ахенбахом. Результаты опубликованы в журнале "Semitica". По мнению профессора Ахенбаха, там написано: "Дайте права рабам и вдовам. Дайте права детям-сиротам и иностранцам. Защитите права бедняков и малолетних".[39]

На место раскопок организуются экскурсии. Ответственный за организацию - Идо Гарфинкель (тел. 972-54-7323488, е-мэйл Idogarfinkel@hotmail.com).[40]

См. также

Источники

Примечания

  1. Rabinovitch, Ari Archaeologists report finding oldest Hebrew text. Reuters (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Yosef Garfinkel, Saar Ganor Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa (англ.) // The Journal of Hebrew Scriptures : pdf. — 2008. — № 8. — ISSN 1203-1542.
  3. Chris Catling Elah city-fortress, Khirbet Qeiyafa (англ.) // Current World Archaeology. — 2011. — Т. 33. — С. 8.
  4. Kalman, Matthew 'Proof' David slew Goliath found as Israeli archaeologists unearth 'oldest ever Hebrew text'. Daily Mail (October 31, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  5. Khirbet Qeiyafa Identified as Biblical 'Neta'im'. Science Daily. Проверено 26 марта 2011.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Yehuda Dagan Khirbet Qeiyafa in the Judean Shephelah: Some Considerations (англ.) // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University : pdf. — 2009. — Т. 36. — № 3. — С. 68–81.
  7. Site names for Elah Fortress. Foundation Stone. Проверено 16 ноября 2011.
  8. 8,0 8,1 8,2 Selavan, Barnea Levi Elah Fortress – A short history of the site. Foundation Stone (August 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  9. Khirbet Qeiyafa Archaeological Project. Hebrew University of Jerusalem. Проверено 5 ноября 2011.
  10. Israel Finkelstein, Eli Piasetzky Khirbet Qeiyafa: Absolute Chronology (англ.) // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University : pdf. — 2010. — Т. 37. — № 1. — С. 84–88. — ISSN 1203-1542. — DOI:10.1179/033443510x12632070179621
  11. ASOR 2007 Conference abstracts. Boston University.
  12. http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989
  13. "Archaeology: What an Ancient Hebrew Note Might Mean", Govier, Gordon, Christianity Today 1/18/2010
  14. 14,0 14,1 14,2 Shtull, Asaf The Keys to the Kingdom, Haaretz. Haaretz (21 July 1993). Проверено 14 июля 2011.
  15. Yosef Garfinkel The Birth & Death of Biblical Minimalism (англ.) // Biblical Archaeology Review. — 2011. — Т. 37. — № 3.
  16. Khirbet Qeiyafa identified as biblical "Neta’im". University of Haifa (March 4, 2010). Проверено 14 июля 2011.
  17. Ethan Bronner. Find of Ancient City Could Alter Notions of Biblical David, New York Times (2008-10-29). Проверено 5 ноября 2008.
  18. Have Israeli archaeologists found world's oldest Hebrew inscription? (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  19. Friedman, Matti. Israeli Archaeologists Find Ancient Text (October 30, 2008).
  20. 20,0 20,1 20,2 Draper, Robert David and Solomon. National Geographic (December 2010). Проверено 14 июля 2011.
  21. Garfinkel, Yosef Khirbet Qeiyafa after Four Seasons of Excavations (2010). Проверено 5 ноября 2011.
  22. Nadav Na'aman In search of the ancient name of Khirbet Qeiyafa (англ.) // The Journal of Hebrew Scriptures : pdf. — 2008. — Т. 36. — ISSN 1203-1542.
  23. JUDAEA.RU Найдены древнейшие надписи на иврите
  24. Страница экспедиции на сайте Еврейского университета в Иерусалиме
  25. 25,0 25,1 25,2 Hadashot archeologiot
  26. 26,0 26,1 26,2 Horvat Qeiyafa: The Fortification of the Border of the Kingdom of Judah. Israel Antiquities Authority. Проверено 5 ноября 2011.
  27. 27,0 27,1 27,2 27,3 Most ancient Hebrew biblical inscription deciphered. University of Haifa (January 10, 2010). Проверено 5 ноября 2011.
  28. JUDAEA.RU Найдены древнейшие надписи на иврите
  29. Ancient Inscription Refers to Birth of Israelite Monarchy By Gerard Leval
  30. 30,0 30,1 Qeiyafa Ostracon Chronicle. Khirbet Qeiyafa Archaeological Project. Проверено 5 ноября 2011.
  31. 31,0 31,1 Misgav, Haggai; Garfinkel, Yosef; Ganor, Saar The Ostracon // Хирбет-Кияфа, том 1: отчёт о раскопках 2007–2008 = Khirbet Qeiyafa, Vol. 1: Excavation Report 2007–2008. — Jerusalem: Garfinkel, Yosef and Ganor, Saar, 2009. — Т. 1. — P. 243–257. — ISBN 978-965-221-077-7 Помещено в Christopher Rollston The Khirbet Qeiyafa Ostracon: Methodological Musings and Caveats // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University. — 2011. — Т. 38. — № 1. — С. 67–82. — DOI:10.1179/033443511x12931017059387
  32. 32,0 32,1 32,2 32,3 Christopher Rollston The Khirbet Qeiyafa Ostracon: Methodological Musings and Caveats // Tel Aviv: Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University. — 2011. — Т. 38. — № 1. — С. 67–82. — DOI:10.1179/033443511x12931017059387
  33. Alan Millard The ostracon from the days of David found at Khirbet Qeiyafa // Tyndale Bulletin. — Т. 62. — № 1. — С. 1–14.
  34. 'Oldest Hebrew script' is found. BBC News (October 30, 2008). Проверено 5 ноября 2011.
  35. Breaking News—Evidence of Cultic Activity in Judah Discovered at Khirbet Qeiyafa
  36. Археологи рассказали о сенсационных находках эпохи Саула и Давида в Хирбет Кейафа
  37. Израильские ученые обнаружили два ковчега времен царя Давида
  38. Экскурсии в Израиле: на раскопках в долине Эла (район Иудейских гор) обнаружены уникальные исторические предметы
  39. Немецкие ученые расшифровали самую древнюю надпись на иврите со ссылкой на Reinhard Achenbach. The Protection of Personae miserae in Ancient Israelite Law and Wisdom and in the Ostracon from Khirbet Qeiyafa. Semitica 54 p. 93-125.
  40. Страница экспедиции на сайте Еврейского университета в Иерусалиме
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация