Жертвенник
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Источник: | ||||||||
|
Жертвенник — в религиозных культах возвышение или естественный камень, на котором приносились жертвы. "Мизбеах", буквально "место заклания", алтарь.
Таков, например, жертвенник на горе Мория, на котором Авраам заклал барана вместо своего сына Исаака (Быт. 22:9–10; см. Акеда). Однако уже в библейские времена животное закалывали не на самом жертвеннике, а близ него. Сам жертвенник лишь окроплялся кровью жертвы, и на нем сжигалась вся жертва или часть ее (Исх. 24:4–6). Кроме того, на жертвенник приносились также бескровные жертвы (мука, масло, вино и благовония; Исх. 29:40; Лев. 2:1–2). Таким образом, слово "мизбеах" (от глагола завоах, `резать`, `закалывать`) приобрело более широкое значение и стало означать место любых жертвоприношений. Жертвенник служил и для других целей: его сооружали как свидетельство какого-либо важного исторического события (см., например, Исх. 24:4; ИбН. 8:30; 22–10, 26–28) или в ознаменование значительного события в жизни частного лица (Быт. 8:20; 12:7–8; 13:18; 33:20; 35:1 и мн. др.); к нему прибегали и как к убежищу (см. ниже).
Содержание |
Виды жертвенников
Жертвенники строились из камня, земли или металла. Археологические раскопки в Израиле обнаружили много каменных жертвенников доизраильского периода. В обнаруженном в Араде еврейском святилище был найден жертвенник, точно соответствующий по размерам жертвеннику скинии и построенный из земли и небольших неотесанных камней. Остатки огромного древнего жертвенника были обнаружены и в Беер-Шеве. В Библии упоминаются жертвенники, либо состоящие из одной каменной глыбы (Суд. 13:19; I Сам. 6:14, 14:33–34; I Ц. 1:9), либо сложенные из камней (I II. 18:31–32).
Первый Храм
В описании постройки Первого Храма жертвенный алтарь не упоминается, хотя золотой жертвенник курений приводится в перечне храмовой утвари (I Ц. 7:48). Однако в другом месте (II Хр. 4:1) описываются огромные размеры главного храмового жертвенника (длина и ширина — 20 локтей, высота 10 локтей), сделанного, по-видимому, из бронзы. Предполагается, что Соломон использовал жертвенник, находившийся в шатровом святилище Давида. Сооруженный царем Ахазом жертвенник, заменивший алтарь времен Соломона, был копией жертвенника в главном храме Дамаска (II Ц. 16:10–11). Он был сделан, по-видимому, из камня, размерами превосходил Соломонов жертвенник и по форме напоминал ступенчатую пирамиду — зиккурат. Его верхушка называлась харэль — `Божья гора` или ариэль `Божий лев` (Иех. 43:15–16). По велению Ахаза жертвенник Соломона был перенесен в северную часть храмового двора, и царь лично совершал да нем жертвоприношения (II Ц. 16:14–15).
В язычестве
Жертвенник (алтарь) встречается в различных формах во всех языческих религиях. От древних языческих народов — египтян, ассиро-вавилонян, персов, греков, римлян — сохранились прекрасные образцы жертвенников (в виде каменных столов, столбов или ящиков), которые можно видеть в лучших музеях, особенно Британском.
Хотя по назначению библейский израильский жертвенник не отличался от других жертвенников древнего Ближнего Востока, важно отметить два существ, различия: 1) храмовая служба у идолопоклонников сводилась к удовлетворению потребностей местного божества, например, кормлению его, — в Израиле ничего подобного не существует; 2) после завоевания Ханаана строительство еврейских жертвенников допускалось только на его территории, согласно представлениям о святости Земли Израиля. О святости жертвенника свидетельствует и то, что он становился защитой каждому, кто «ухватился за его рога».
Древний закон оговаривает, однако, что эта привилегия не распространялась на лиц, совершивших преднамеренное убийство. Так, жертвенник не защитил Иоава, ухватившегося за его рога. Однако прежде, чем приказать умертвить его в святилище, Соломон пытался заставить его выйти оттуда (I Ц. 2:28–31).
Основной тип жертвенника — это возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самой земле, а над нею, ближе к небу, как обиталищу божества. Поэтому и самые жертвенники созидались обыкновенно на «высотах», о которых так часто говорится в Библии.
В Библии
Жертвенник в Библии упоминается уже при Ное. Иаков, например, сделал жертвенник из простого камня, который служил для него изголовьем в предшествующую ночь. Несколько позже Иаков строил жертвенник, по всей вероятности, из простых неотесанных камней, сложенных в виде плоской кучи, на которой можно было развести огонь и положить жертву. Иисус Навин построил жертвенник из камней, взятых со дна Иордана, после чудесного перехода через него израильтян.
Ему же велено было построить жертвенник из неотесанных камней на горе Гевал (Втор.27:5).
В Скинии
При Скинии было два жертвенника — один для жертв всесожжения, а другой для воскурений. Так как Скиния была переносным храмом, то и жертвенники были сделаны из дерева. Первый был покрыт медью, второй — золотыми плитами.
Жертвенник всесожжения представлял собой нечто вроде ящика и имел внутри медную решетку для дров, а по бокам — кольца для несения его на шестах. Выдававшиеся по углам возвышения, так называемые «роги», были особенно важными местами; прикосновение к ним служило знаком желания всецело предаться на милосердие Божие, равно как обеспечением неприкосновенности и безопасности от мщения.
Жертвенник воскурения имел вид стола; на нём утром и вечером совершалось первосвященником, а затем и священниками, курение благовонных трав.
В талмудических источниках слово «жертвенник», употребленное без пояснительных определений, обозначает каменный жертвенник, который помещался во дворе Второго Храма под открытым небом. Внутри Храма, в центре святилища, стоял золотой жертвенник для воскурений.
Роль жертвенника
Центральная роль жертвенника в культе способствовала тому, что образ жертвенника приобрел символическое значение. Пророк Исайя дает Иерусалиму имя Ариэль (синоним жертвенника), символизирующее искупительный смысл страданий Израиля (Ис. 29:1–2,7). Символика жертвенника часто встречается в аггадической литературе (см. Аггада). Иоханан бен Заккай объясняет библейское требование складывать жертвенник только из неотесанных камней (Исх. 20:22) тем, что целые (шлемот) камни символизируют мир (шалом) между народом Израиля и его небесным отцом (Тосеф., БК. 7:7). Поэтому железо, сеющее раздор между людьми, не должно прикасаться к жертвеннику (Мид. 3:4). Иногда жертвенник рассматривался и как символ личного самопожертвования, обладающего искупительной силой (Гит. 57б; IV Макк. 6:29; 17:22).
Аггада, приписывая особую святость месту, на котором был воздвигнут жертвенник Иерусалимского Храма, повествует, что отсюда взята земля, из которой был вылеплен Адам (Быт. Р. 14:8), и тут Авраам построил жертвенник, на котором он намеревался принести в жертву Исаака (Зв. 62а).
Благодаря тому, что образ жертвенника стал символом, возникла возможность перенесения значения этого символа на другие предметы. После разрушения Храма место жертвоприношения в еврейском культе заняла молитва. Талмудические источники приравнивают к жертвеннику стол, за которым евреи совершают трапезу (Тосеф. Сота 15:11; Бр. 55а; Мен. 97а). См. также Жертвоприношение.
Литература
- Kitto, «The Tabernacle and its furniture» (1849);
- Ugolini, «Thesaurus antiquitatum sacrarum», t. VIII; Bähr, «Symbolik d. Mos. Cultus» (т. I).
Жертвенник на Викискладе? |
bg:Олтар
ca:Altar ceb:Autels cs:Oltář da:Altereo:Altaroet:Altar fi:Alttarigd:Altairis:Altarija:祭壇 ko:제단 la:Altare lb:Altor li:Altaor lt:Altorius (krikščionybėje) nl:Altaar (religie) no:Alter pl:Ołtarz pt:Altar ro:Altar (religie)sk:Oltár sl:Oltar sv:Altare tr:AltarУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЖЕРТВЕННИК в ЭЕЭ