"hа-поэль hа-цаир" (партия)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная исправленная статья | |
Ѓа-поэ́ль hа-цаи́р (ивр. הַפּוֹעֵל הַצָּעִיר, Молодой рабочий; полное название Ѓистадру́т hа-поали́м hа-цеири́м бе-Эрец-Исраэль, `Организация молодых рабочих в Эрец-Исраэль`) — сионистское рабочее движение, позже — партия, действовавшая в Палестине с 1905 по 1929 год на принципах социалистического сионизма. В 1930 году объединилась с «Ахдут hа-Авода» в партию МАПАЙ.
Содержание |
Создание и идеология
У истоков движения «Ѓа-поэль hа-цаир» стояли деятели Второй алии, в числе которых был Шломо Цемах. Первая ячейка организации была создана в Петах-Тикве. Несколько позже идеологическую программу движения в деталях разработал Йосеф Ааронович, бывший редактором одноимённой газеты (впоследствии с 1930 г. печатного органа партии МАПАЙ).[1]
Одним из основных пунктов программы было заявление, что для победы сионизма необходимо завоевание всех сфер трудовой деятельности еврейскими рабочими (Кивуш hа-авода, англ. כיבוש העבודה, в буквальном переводе Завоевание труда), и требование включения пункта о необходимости еврейского труда в программу сионистского движения в целом. Согласно Краткой еврейской энциклопедии, «Ѓа-поэль hа-цаир» стал первой рабочей партией в Палестине.
Платформа выдвигала также требование распространения идеи кивуш hа-авода среди еврейских земледельцев и наемных рабочих, воспитания еврейской молодежи в духе идеи кивуш hа-авода и оказания содействия и помощи рабочим в Эрец-Исраэль. Ѓа-поэль hа-цаир играл центральную роль в создании кибуцного и мошавного движений в стране. В дискуссии о формах коллективного поселения Ѓа-поэль hа-цаир выступал за создание как кибуцов, так и мошавов.
Идейно движение «Ѓа-поэль hа-цаир» было оппонентом другой сионистской организации, «Поалей Цион», бывшей проводником идей одноимённой еврейской организации в диаспоре[2], в частности, критикуя её выраженную социалистическую программу, включавшую призыв к классовой борьбе, которая, по мнению лидеров «Ѓа-поэль hа-цаир», была непригодна для Палестины того времени.
Классовой доктрине «Поалей Цион» движение противопоставило идею «всенародного социализма», разработанную Хаимом Арлозоровым на основе теорий Густава Ландауэра и Мартина Бубера (последний сам принимал участие в деятельности «Ѓа-поэль hа-цаир» в диаспоре). Расхождение во взглядах на классовую борьбу отражалось и в разногласиях в отношении вооружённой борьбы в целом. Так, если активисты «Поалей Цион» в массовом порядке вступали в ряды «Еврейского легиона» в годы Первой мировой войны, мало кто из членов второй организации пошёл воевать.[3]
В «Ѓа-поэль hа-цаир» также не одобряли сделанную «Поалей Цион» ставку на идиш и его популяризацию в странах рассеяния[4] и поддерживали возрождение иврита, что подчёркивало тот факт, что в целом идеология «Ѓа-поэль hа-цаир» носила более националистический характер, чем у социалистов из «Поалей Цион»[5]. На практике, однако, обе организации активно сотрудничали.
Важное дополнение в программе организации появилось после Первой мировой войны. Оно заключалось в провозглашении целью создания еврейского большинства в Палестине, «весомого как в экономической, так и в культурной сферах». Эта цель подразумевала постоянный приток еврейских иммигрантов из диаспоры.
Поселенческая деятельность
Принцип Кивуш hа-авода на практике подразумевал отказ от наёмного арабского труда в уже созданных еврейских поселениях в Палестине (так называемых «мошавот») и создание новых сельскохозяйственных поселений, базирующихся на еврейском труде. Яростным защитником этой идеи, носившей название «завоевание почвы», в «Ѓа-поэль hа-цаир» был Йосеф Виткин[убрать шаблон][6]. Движение «Ѓа-поэль hа-цаир» принимало активное участие в создании на территории Палестины кибуцев и мошавов, не отдавая предпочтения одной форме коллективного хозяйствования перед другой. В итоге члены организации были среди основателей как первого кибуца Дгания, так и первого мошава Нахалаль. Они принимали участие и в организации самообороны вновь создаваемых поселений, однако не входили в группу «Ха-Шомер», в которой состояли в основном члены «Поалей Цион»[7].
Политика и общественная деятельность
Начиная с VIII Всемирного сионистского конгресса в 1907 году «Ѓа-поэль hа-цаир» принимал регулярное участие в работе этого руководящего органа сионистского движения. В 1921 году лидер движения Йосеф Шпринцак стал членом исполкома Всемирной сионистской организации и, как указывает Электронная еврейская энциклопедия, первым представителем рабочих партий Палестины в его составе[7].
В странах рассеяния «Ѓа-поэль hа-цаир» сотрудничал с организациями «Гордония» (названа в честь одного из духовных лидеров «Ѓа-поэль hа-цаир» Аарона Давида Гордона[8]) и Цеирей Цион[убрать шаблон]. Апогеем работы в диаспоре стало создание в 1920 году Всемирной организации «Ѓа-поэль hа-цаир»[7].
Наряду с одноимённой газетой, движение «Ѓа-поэль hа-цаир» выпускало с 1919 по 1921 год ежемесячник «Маабарот» литературно-публицистического содержания (редактор Яков Фихман). Под эгидой движения также действовало издательство «Ѓа-поэль hа-цаир», выпускавшее научные брошюры на иврите[7].
После создания Объединённых профсоюзов Палестины (Гистадрут), в котором «Ѓа-поэль hа-цаир» принял непосредственное участие, его представители вели борьбу в профсоюзном руководстве с большинством, представляющим партию «Ахдут ха-Авода», которую в движении рассматривали как ответвление «Поалей Цион». Несмотря на разногласия, в конце двадцатых годов позиции этих партий сблизились настолько, что на партийном съезде 1929 года большинством голосов было принято решение об объединении с «Ахдут ха-Авода». Объединённая партия, созданная в следующем году, получила название МАПАЙ (ивр. מפא"י- מפלגת פועלי ארץ ישראל, Мифлегет поалей Эрец-Исраэль, дословно — Рабочая партия Земли Израиля)[7].
Источники и ссылки
- КЕЭ, том 9, кол. 637–638
- Ben Halpern, Jehuda Reinharz. The Young Workers. // Zionism and the creation of a new society. — NY: Oxford University Press, 1998. — P. 145—171. — 293 p. — ISBN 0-19-509209-0
Примечания
- ↑ Газета выходила в свет, за исключением периода Первой мировой войны, с 1907 г. по 1970 г. Она внесла огромный вклад в развитие литературы на иврите в Эрец-Исраэль. Идеолог Ѓа-поэль hа-цаир А. Д. Гордон опубликовал в этой газете большинство своих статей.
- ↑ Halpern, Reinharz, p. 158.
- ↑ Halpern, Reinharz, p. 177.
- ↑ В 1907 г. начал выходить печатный орган Поалей Цион на идиш — «Онфанг» (позднее стал печататься на иврите), который, среди прочего, выступал за использование языка идиш в странах рассеяния.
- ↑ Halpern, Reinharz, p. 159.
- ↑ Статья «Виткин Иосеф» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокEleven
не указан текст - ↑ Статья «Гордон Ахарон Давид» в Электронной еврейской энциклопедии
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Ха-По‘эл ха-ца‘ир в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.